Р Е Ш Е Н И Е № 2-2709/11 Именем Российской Федерации 12 июля 2011 г. г.Саратов Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Набенюка А.П. с участием прокурора Гадлевского И.А. с участием адвоката Разуваевой Т.А. при секретаре Анищенко А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску и.о. прокурора Заводского района г.Саратова в интересах Гребневой Татьяны Эдуардовны, Муромцевой Веры Васильевны, Никулиной Татьяны Владимировны, Полозенко Ларисы Модестовны, Бабушкина Вячеслава Юрьевича к Администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилых помещений, У С Т А Н О В И Л : Прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов указанных лиц. Представил материал, согласно которого истцы проживают и зарегистрированы в жилых помещениях на территории Заводского района г.Саратова. Данные дома находятся в муниципальной собственности. Истцы зарегистрированы и проживают по адресам: <адрес>. В соответствии с постановлениями Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» № 247 от 15.04.1998 года, № 493 от 03.06.1999 г., № 229/1 от 07.04.1998 года, № 442 от 22.06.1998 г., заключениями Межведомственной комиссии № 4/з, № 7/з, № 8/з от 29.06.2010 года, данные дома были признаны непригодными для дальнейшего проживания. Истцы полагают, что ответчик несет обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в данном доме жилых помещений на условиях социального найма, в порядке определенном ст.86-89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилых помещений общей площадью не менее ранее занимаемых. Просят обязать ответчика предоставить на основании ст.86- 89 ЖК РФ, при отселении данным семьям жилые помещения, равнозначные ранее занимаемым. Администрация муниципального образования «Город Саратов» просит в удовлетворении иска отказать. Указывает, что в соответствии в постановлениях Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» и заключениях межведомственной комиссии не установлен срок для отселения граждан из жилых домов. Указывает, что на основании заключений Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в соответствии с постановлением Администрации г.Саратова, ст. 57, 58, 87, 89 ЖК РФ, истцам могут быть предоставлены помещения имеющие общую площадь и количество комнат соответствующие ранее занимаемым. Указывает, что обязанность по отселению лиц может быть возложена на Администрацию района и Комитет по управлению имуществом г.Саратова. Считает, что истцами не доказано нарушение их прав со стороны администрации города. Считает невозможным возложение обязанности по предоставлению жилых помещений на указанного ответчика. В судебное заседание не явился представитель Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Не явилась Никулина Т.В., представитель Администрации муниципального образования «город Саратова», Комитета по управлению имуществом г.Саратова. О времени и месте судебного заседания извещены, причины неявки неизвестны. Суд, с учетом мнения явившихся сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Исследованы договоры социального найма жилых помещений, справки формы № 1, заключения Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, копии постановлений Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», копии технических паспортов БТИ. Исследованы сведения из Единого гос.реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справки МУП «Городское БТИ г.Саратова», договоры социального найма жилых помещений. Суд, исследовав позиции сторон, материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам. Истцы зарегистрированы и проживают в квартирах по адресам: <адрес>. В соответствии с постановлениями Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» № 247 от 15.04.1998 года, № 493 от 03.06.1999 г., № 229/1 от 07.04.1998 года, № 442 от 22.06.1998 г., заключением Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу №4/з, № 7/з, № 8/з от 29.06.2010 года, данные жилые дома признаны непригодными для проживания, о чем утверждены соответствующие акты. До настоящего времени мероприятия по отселению из него граждан и предоставлению жилых помещений в порядке определенном ст.89 ЖК РФ не проведены. Суд считает необоснованным довод ответчика о невозможности отселения граждан из указанного дома, и отсутствием сроков отселения. На указанный период, решение о признании дома непригодным для проживания принято органом, уполномоченным для принятия решений о признании домов непригодными для постоянного проживания, согласно ст.8,15, 29,37 ЖК РСФСР, а затем ст.57, 87, 89 ЖК РФ. Отселение истцов из указанного дома должно быть произведено не в порядке очередности, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а в порядке ст.87, 89 ЖК РФ. В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии со ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. По делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ. Оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Необходимо учитывать, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 ст.57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). В соответствии с пунктом 1 части 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания. Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья. Суд полагает, что при отселении граждан из жилых помещений в порядке ст.87-89 ЖК РФ, в связи с непригодностью их для проживания, невозможно учитывать нуждаемость в улучшении жилищных условий. В данном случае нельзя учитывать нуждаемость в улучшении жилищных условий, право на дополнительную площадь, состав семьи. Суд принимает во внимание, что по ст.87-89 ЖК РФ производится отселение в связи с тем, что создается реальная угроза жизни граждан, и невозможно их дальнейшее проживание занимаемых жилых помещениях. Поэтому отселение следует производить в другое равнозначное жилое помещение. Отселяемые лица сохраняют за собой право состоять на учете, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Общая площадь помещений, на которые имеют право истцы, обозначена в технических паспортах, договорах социального найма, и справках формы № 1. С учетом содержания ст.87, 89 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилых помещений следует возложить на муниципальное образование «Город Саратов», несущее такие обязанности в силу ст.14, 49, 52, 60, 87 ЖК РФ. Администрация муниципального образования «Город Саратов» указывает, что заключение межведомственной комиссии не утверждено. Считает недоказанным соблюдение порядка, предусмотренного Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Указывает, что обязанность по отселению граждан возложена на Администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» и Комитет по управлению имуществом г.Саратова, согласно распоряжений № 307-р и № 308-р от 10.11.2010 г. Суд полагает, что наличие распоряжений Администрации муниципального образования «Город Саратов», не освобождает данное лицо от исполнения обязанностей, предусмотренных ст.14 ч.1, ст.57 ч.2, 4 ЖК РФ. Также необоснован довод о не утверждении заключений Межведомственной комиссии. В деле имеются постановления Администрации Заводского района г.Саратова № 247 от 15.04.1998 года, № 493 от 03.06.1999 г., № 229/1 от 07.04.1998 года, № 442 от 22.06.1998 г., согласно которых Межведомственная комиссия действующая в полном составе и Администрация района принимали решения о признании перечисленных домов и помещений непригодными для проживания. Не представлено сведений об отнесении домов к категории пригодных для проживания, о проведении ремонта, улучшающего их технические характеристики, устраняющие угрозу для проживания в них граждан. Поскольку данным органом не принималось решение о предоставлении истцам жилым помещений в конкретные сроки и не принимались достаточные меры к отселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, суд приходит к выводу, что за данным ответчиком сохраняется обязанность по предоставлению истцам жилых помещений по договору социального найма в порядке ст.87-89 ЖК РФ. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Гребневой Татьяне Эдуардовне на состав семьи из 3 человек в пользование по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из 1 отдельной комнаты, общей площадью не менее 28,62 кв.метров в пределах г.Саратова в порядке ст.87, 89 ЖК РФ. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Муромцевой Вере Васильевне на состав семьи 5 человек в пользование по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из 2 отдельных комнат, общей площадью не менее 47,39 кв.метров в пределах г.Саратова в порядке ст.87, 89 ЖК РФ. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Никулиной Татьяне Владимировне на состав семьи из 4 человек в пользование по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из одной отдельной комнаты, общей площадью не менее 25,18 кв.метров в пределах г.Саратова в порядке ст.87, 89 ЖК РФ. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Полозенко Ларисе Модестовне на состав семьи из 6 человек в пользование по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 29,73 кв.метров в пределах г.Саратова в порядке ст.87, 89 ЖК РФ. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Бабушкину Вячеславу Юрьевичу на состав семьи из 2 человек в пользование по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из 1 отдельной комнаты, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 34,7 кв.метров в пределах г.Саратова в порядке ст.87, 89 ЖК РФ. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.07.2011 года. Судья: ___________________ А.П.Набенюк