о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-2503/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2011 года       г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Шамаиловой О.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Григорьева Александра Сергеевича к ФИО10 о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском и просит обязать ФИО11 предоставить благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м. Свои требования истец мотивирует тем, что с 10.06.2009 года проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции по настоящее время. Он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. По истечении шести месяцев - 19.11.2010 года истец обратился в ФИО12 с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий. Письмом от 01.12.2010 года ему было сообщено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту их жительства. Кроме того, ему было рекомендовано использовать свое право на жилище «как участковый уполномоченный милиции» в соответствии со ст. 15 Закона Саратовской области от 28.04.2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» путем получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Считает указанное действие ФИО13 неправомерным, просит суд обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение не менее 30 кв. м общей площади в черте иные данные на состав семьи из одного человека.

Представитель истца в ходе судебного разбирательства поддержала исковые требования в полном объеме.

Истец в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела был извещен.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым инспекторам администрация не обладает, тогда как данными полномочиями обладает третье лицо.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дне и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца и третьего лица.

Выслушав представителей сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить иск по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, ФИО14 в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Согласно ст. 55 Федерального закона «О полиции» с 1 марта 2011 г. утратил силу Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции».

В ходе судебного разбирательства было установлено, истец проходит службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции и по делам несовершеннолетних ФИО15 с 01 июня 2009 года по настоящее время (л.д.).

Установлено, что 19.11.2010 года истец обратился в ФИО16 с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы (л.д.). Письмом от 01.12.2010 года истцу было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту их жительства. Кроме того, истцу было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения жилья через уполномоченный орган области - ФИО17 (л.д. ).

Согласно справки ФИО18     истец зарегистрирован по адресу: <адрес>. По указанному адресу, также зарегистрированы отец истца ФИО3, мать истца ФИО4, бабушка истца ФИО5 и дедушка истца ФИО6 ( л.д. ). Домовладение <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО3 и ФИО4 (л.д. ).

Из показаний свидетелей ФИО7 и ФИО4 следует, что истец не проживает по месту его регистрации по адресу: <адрес>.

Кроме того, из представленного в суд договора аренды жилого помещения, заключенного между истцом и ФИО8 01 января 2011 года следует, что истец арендует во временное пользование и владение жилое помещение по адресу: <адрес>, ул. <адрес> (л.д.).

Кроме того, факт проживания истца по адресу: <адрес> также был подтвержден в ходе судебного разбирательства показаниями свидетеля      ФИО7

Установлено, что с 25.10.1989 года по 19.12.2008 года истец был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.).

На основании договора на приватизацию жилого помещения от 26.04.2006 года ФИО4 приняла в частную собственность квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> (л.д. ).

В ходе судебного разбирательства было установлено, что истец отказался от участия в приватизации выше названной квартиры.

В судебном заседании также установлено, что жилья на праве собственности истец не имеет, что подтверждается справкой ФИО19 (л.д.), сообщением ФИО20 (л.д.).

Истец обратился в суд с иском о понуждении ФИО21 предоставить жилого помещения после вступления в силу Федерального Закона «О полиции», а именно после 01 марта 2011 года.

В свою очередь, с учетом периода отказа истца от участия в приватизации жилого помещения у истца возникло право на постановку его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий лишь после 26 апреля 2011 года.

С учетом установленных выше обстоятельств суд приходит к выводу о том, что правоотношения между истцом и ответчиком по предоставлению жилого помещения регулируются действующими нормами Федерального Закона «О полиции», вступившими в силу с 01 марта 2011 года.

Согласно ст. 44 Федерального Закона «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

Действие положений статей 29, 43 - 46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, исходя из положений ст. 56 Федерального Закона «о полиции».

С учетом приведенных выше норм материального права суд приходит к выводу о том, что в силу положений ст. 44 Федерального Закона «О полиции» на органы местного самоуправления - ФИО22 не возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения в черте <адрес>, тогда как сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения, обеспечивается служебным жилым помещением.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований Григорьева А.С. к ФИО23 следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Григорьева Александра Сергеевича к ФИО24 о предоставлении благоустроенного жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья                                             подпись                                   О.В. Шамаилова