И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Волжский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Юдиной С.В., при секретаре Федоровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сочан Андрея Николаевича об обжаловании действий должностного лица, заинтересованное лицо - Управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами Федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области, Правительство Саратовской области, Богословский П.В., У С Т А Н О В И Л: Сочан А.Н. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий должностного лица, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением на имя Губернатора Саратовской области о предоставлении ему для ознакомления списка народных заседателей, утвержденного законодательным собранием Саратовской области, имеющих полномочия участвовать в рассмотрении дел в Саратовском областном суде в 2002 году. ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами Федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области П.В. Богословский, рассмотрев указанное заявление, ограничился лишь тем, что уведомил его, о том, что список народных заседателей в Правительстве Саратовской области отсутствует, поскольку формирование списка не входит в компетенцию органа исполнительной власти. Считает, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ № 59 от 02.05.2006 года «О порядке обращений граждан РФ» Богословский П.В., установив, что его обращение содержало вопросы, решение которых не входит в компетенцию возглавляемого им Управления, обязан был в течение 7 дней со дня регистрации направить (переадресовать) его обращение в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. О чем также обязан был уведомить его. Как видно из решения, принятого П.В. Богословским, данные требования закона им были проигнорированы, что в свою очередь повлекло нарушение его права на получение уведомления о переадресации письменного обращения в государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных им в обращении вопросов, и, соответственно, чтобы его обращение вообще было переадресовано. Просил суд признать незаконным решение (действие) П.В. Богословского, выразившееся в отказе переадресовать его обращение в орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в нем вопросов, и уведомления его об этом, обязать Управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами Федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области устранить допущенное нарушение. Заявитель Сочан А.Н., привлеченный судом в качестве заинтересованного лица и.о. начальника Управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами Федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области Богословский П.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеются заявления. Богословский П.В. поручил представлять его интересы в суде представителю, имеющему доверенность. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Представитель заинтересованного лица П.В. Богословского в судебном заседании возражал против заявления Сочан А.Н., показал, что обращение Сочан А.Н. поступило в Правительство Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ, в тот же день было передано для рассмотрения в Управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области, где и было зарегистрировано под ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на обращение направлен заявителю ДД.ММ.ГГГГ Сроки рассмотрения обращения нарушены не были. Поскольку в обращении Сочан А.Н. кроме фамилий и инициалов присяжных заседателей, другой уточняющей информации о них не содержалось, определить соответствующее должностное лицо, в компетенцию которого входит решение, поставленных в обращении вопросов было невозможно. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает ни возможность, ни условия и процедуру передачи списков народных заседателей сторонам по делу, не указывает орган государственной, муниципальной либо судебной власти, наделенный полномочиями по предоставлению таких сведений. Сочан А.Н. в своем заявлении не конкретизировал, какие именно препятствия к осуществлению его прав и свобод возникли в результате того, что его обращение не было направлено органу или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение, поставленных в нем вопросов и соответственно уведомлении о таковом. Ответ на обращение не создал препятствий к осуществлению его гражданских прав и свобод, не возложил какой-либо обязанности на него, не послужил основанием для привлечения Сочан А.Н. к какому-либо виду ответственности, его права и свободы не нарушены. Просил в удовлетворении заявления отказать. Представитель заинтересованного лица Правительства Саратовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Поддержал пояснения представителя Боголовского П.В. Просил в удовлетворении заявления Сочан А.Н. отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования Сочан А.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Федеральным законом, регулирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами является Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". На основании ст. 5 п. 3 указанного Закона гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. На основании ч. 3 ст. 8 указанного Федерального закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. 2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления. 3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. 4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. Согласно Закону Саратовской области № 46-ЗСО от 02.06.2005 г. и принятому Уставу (Основному закону) Саратовской области, Закону Саратовской области от 05.09.1996 г. «О Правительстве Саратовской области» Правительство области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области (статья 59, статья 1). Губернатор области является высшим должностным лицом области, по должности является Председателем Правительства области, руководит деятельностью Правительства области и несет персональную ответственность за результаты его работы (статья 2). В порядке ст. 23 Закона Саратовской области от 05 сентября 1996 г. «О Правительстве Саратовской области» Правительство области в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности, охраны прав, законных интересов и свобод граждан: организует выполнение федерального законодательства и законодательства области, осуществляет контроль за его соблюдением на территории области; обращается в суд с исками к органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям по защите интересов области, прав и свобод граждан в случаях, предусмотренных федеральным законом; осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотии, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области меры, связанные со спасением жизни людей, защитой их здоровья и прав, охраной собственности, поддержанием порядка, а также с обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций; организует тушение пожаров в соответствии с федеральным законодательством; организует и осуществляет на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны; создает и осуществляет содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивает организацию осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, расположенных на территории области; обеспечивает создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований; организует проведение на территории области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, в том числе обеспечивает обустройство и содержание скотомогильников (биотермических ям), находящихся в государственной собственности области; осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; контролирует в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов; организует осуществление деятельности по опеке и попечительству; руководит работой государственного архива области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области; организует прием населения; рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и пунктом 72 Административного регламента рассмотрения обращений граждан в Правительстве Саратовской области письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Как установлено судом, Сочан А.Н. ДД.ММ.ГГГГ направил Губернатору Саратовской области заявление о предоставлении ему для ознакомления списка народных заседателей, утвержденного законодательным собранием Саратовской области, уполномоченных участвовать в рассмотрении дел в Саратовском областном суде в 2002 г., а также копий других документов, подтверждающих полномочия участвовать в осуществлении правосудия в Саратовском областном суде народных заседателей ФИО5 и ФИО6, в том числе, копий документов, свидетельствующих о том, что к периоду ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ срок их полномочий не являлся истекшим. Указанное обращение поступило в Управление по работе с обращениями граждан Правительства Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20, 21). Данное обращение для рассмотрения направлено в Управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области (л.д. 18, 19). ДД.ММ.ГГГГ Сочан А.Н. и.о. начальника управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области П.В. Богословским дан ответ, из содержания которого следует, в соответствии со ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» общий список народных заседателей районного суда формируется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе списка избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция данного районного суда, утверждается законодательным (представительным) органом субъекта РФ и представляется им в соответствующий районный суд. Таким образом, список народных заседателей в Правительстве области отсутствует, поскольку формирование такого списка не входит в компетенцию органа исполнительной власти (л.д. 22). Согласно ст. 2 ФЗ № 37-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О народных заседателях федеральных судом общей юрисдикции в Российской Федерации» общий список народных заседателей районного суда (далее также - общий список) формируется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе списка избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция данного районного суда. При этом число народных заседателей определяется из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного суда. Общий список утверждается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации и представляется им в соответствующий районный суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий народных заседателей, включенных в предыдущий общий список (ч. 2). В порядке ст. 5 указанного Закона отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в районном суде осуществляется на основе общего списка народных заседателей данного районного суда. Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в районном суде производится путем случайной выборки из общего списка народных заседателей соответствующего районного суда председателем данного суда в порядке, установленном Верховным Судом Российской Федерации. При этом для каждого судьи районного суда определяется число народных заседателей, в три раза превышающее число, установленное соответствующим федеральным процессуальным законом (ч. 2). В порядке ст. 6 данного Закона отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел областном суде производится председателем соответствующего суда в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, на основе общих списков народных заседателей районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона Саратовской области № 13-ЗСО от 29.03.2001 г. «О Саратовской областной Думе» высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти Саратовской области является Саратовская областная Дума. Доводы заявителя Сочан А.Н. о том, что действиями и.о. начальника Управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области Богословского П.В., выразившимися в даче ему ответа вместо направления обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, нарушены его права, суд находит несостоятельными, т.к. Сочан А.Н. дан мотивированный ответ, из содержания которого он сам должен определить орган, в котором могут находиться интересующие его сведения. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В порядке ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены. Принимая во внимание вышеизложенное, оценив имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд считает, что обращение Сочан А.Н. было рассмотрено в соответствии с требованиями закона, компетентным лицом, которому адресовано обращение, дан мотивированный ответ, права либо свободы Сочан А.Н. нарушены не были, в связи с чем, отсутствуют основания для признания незаконными действий должностного лица. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Сочан Андрея Николаевича об обжаловании действий должностного лица, заинтересованное лицо - Управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами Федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области, Правительство Саратовской области, Богословский П.В.,- отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Судья С.В. ЮДИНА