о признании бездействия незаконным



                                                             Р Е Ш Е Н И Е                   № 2-2356/11

                                             Именем Российской Федерации

    25 июля 2011 г.                                                                                           г.Саратов

        Волжский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Набенюка А.П.

с участием прокурора                  Фокина Р.К.

при секретаре                               Анищенко А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Саратов», 3-лицо Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г.Саратова, Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным о понуждении к проведению мероприятий по признанию дома непригодным для проживания

                                                      У С Т А Н О В И Л :

             Прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки, проведенной в октябре 2010 года, было установлено нарушение ответчиком жилищного законодательства в отношении обеспечения сохранности муниципального жилищного фонда. Было установлено наличие 295 жилых домов, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, в отношении которых администрацией не принимались меры по обеспечению сохранности. В адрес ответчика было направлено представление о незамедлительном устранении нарушений жилищного законодательства. Данное представление прокурора не было рассмотрено по существу, меры по устранению действующего законодательства по нему не принимались. В январе 2011 года прокуратурой была проведена повторная проверка исполнения жилищного законодательства. Было установлено

наличие на территории <адрес>у с признаками аварийности. Установлено, что собственником <адрес> части помещений общего пользования данного дома является муниципальное образование. Прокурор указывает, что ответчиком не принимаются меры, направленные на признание данного дома аварийным и подлежащим сносу. Указывает, что дальнейшее проживание в доме нанимателей, а также нахождение иных лиц, посещающих дом, создает угрозу их жизни и здоровью.     Аварийность дома подтверждается актом проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 09.02. 2011 года. Просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества по данному адресу. Просит обязать ответчика        инициировать процедуру для признания дома непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, подготовить и представить Межведомственную комиссию документы, на Межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании дома непригодным для проживания.

             Администрация муниципального образования «Город Саратов» и Комитет по управлению имуществом г.Саратова исковые требования не признают. Считают, что прокурор не имеет права на обращение в суд с данными исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц. Полагают, что круг лиц проживающих в доме определен, и обоснованность предъявления иска в порядке ст.45 ГПК РФ не доказана. Указывают, что в соответствии с п.2.1.14 постановления мэра г.Саратова № 620 от 07.12.2005 года, полномочия наймодателей жилых помещений переданы администрациям районов. Считают, что именно данные органы несут ответственность за сохранность муниципального жилого фонда на территории районов города. Указывают, что возложение обязанности по обращению в Межведомственную комиссию на ответчика невозможно, поскольку процедура работы комиссии не предусматривает участие администрации города. Считают, что в соответствии с п.42 Положения, утвержденного Постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006 года, оценка состояния помещения может быть произведена также на основании заявления собственника помещения, заявления гражданина (нанимателя), заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции.

          В судебное заседание не явился представитель Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов». О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Не явился представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов». О времени и месте судебного заседания извещен заказным письмом с уведомлением, причина неявки не известна.

         Суд, исследовав материалы дела, позиции сторон считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

         Согласно акта проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 09.02.2011 года в указанном доме были выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170. Установлено наличие местных разрушений штукатурного слоя на наружных стенах, отслоение штукатурки, трещины на межэтажных перекрытиях, износ кровельного покрытия протечки, неисправность входных дверей, отсутствие самозакрывающих устройств на дверях, наличие трещин на стенах лестничных площадок, повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, износ, коррозия металла трубопроводов системы холодного водоснабжения, неисправность внутридомовых электросистем в местах общего пользования.

         Согласно техпаспорта МУП «Городское БТИ» данный дом был введен в эксплуатацию в 1951 году и имеет значительный износ строительных конструкций. Перекрытия стен дома являются деревянными, по истечении длительного периода времени утратили свою несущую способность и могут привести к их обрушению.

         Администрация муниципального образования является собственником <адрес> данного дома и доли в общем имуществе жилого дома.

         Согласно ст.2, 14, 57, 87,89 ЖК РФ, ст. 40 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

         В соответствии со ст.8, 11, 12 ГК РФ,ст.3 ч.1 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Для признания незаконными действий органа местного самоуправления необходимо установить как несоответствие их закону или иным правовым актам, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя. Необходимо установить, что в результате принятого обжалуемого действия или решения имеет место нарушение прав и свобод заявителя, созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод.

           В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

           Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006, г. № 47, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

           На основании Постановления администрации города Саратова от 08.08.2006 года № 212А, создана Межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.

           В соответствии с п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»,утв. постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г., основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

          Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения).

          Согласно п.7, 49 Положения, регулирующий порядок создания межведомственной комиссии и ее состав, устанавливает, что к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

           Согласно п. 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

          В соответствии с п. 45 Положения, для признания многоквартирного дома аварийным необходимо представление в комиссию ряда документов, в том числе заключения специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

В случае, если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

          Обязанность по представлению в комиссию необходимых документов возложена как на собственников, так и на нанимателей
жилых помещений. Комиссия признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям. Представление документов является обязательным условием для проведения комиссией оценки соответствия помещений установленным требованиям.

           В соответствии со ст.32 п.10,ст.86,134 ЖК РФ, предусмотрен порядок сноса жилых домов при признании их аварийными, с обеспечением отселяемых граждан жилыми помещениями за счет муниципального образования. Следовательно, при рассмотрении обращений заявителей, данную обязанность следует возложить на соответствующего указанный орган.

           В соответствии со ст.14,49,51,57 ЖК РФ,ст.13 п.1 Закона Саратовской области №39 от 28.04.2005 г. «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», п. 46,47,48,49 Положения утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, предусмотрено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

           Суд считает необоснованным довод ответчика о наличии ответственности за состояние жилого фонда у Администраций районов в соответствии с п.2.1.14 постановления мэра г.Саратова № 620 от 07.12.2005 года.               

            Согласно ст.2, 14, ЖК РФ, ответственность за сохранность жилого фонда муниципального образования возлагается на администрацию города.. Данная сторона     создает условия для сохранности и содержанию муниципального жилищного фонда, исполнение подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» областной целевой программы «Обеспечение населения Саратовской области жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 г.г.». Согласно ст.6 п.1 пп.3, 6, 8 Устава г.Саратова, муниципальным образованием решаются вопросы по обеспечению жильем граждан, в том числе в случае отселения из ветхого и аварийного жилого фонда.

            Как собственник жилого фонда и части помещений многоквартирного дома данный ответчик одновременно несет ответственность за сохранность и ремонт муниципального имущества жилого дома по данному адресу.

           Суд полагает обоснованным довод истца о непринятии мер ответчиком к оценке технического состояния жилого дома. В соответствии с п.47-52 Положения утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, по результатам рассмотрения обращения заинтересованного лица могут быть приняты решения направленные на сохранении, ремонт дома, либо его снос, с последующим обеспечением граждан жильем.

            Суд учитывает, что непринятие мер по оценке технического состояния дома и решения о его пригодности для дальнейшего проживания на настоящий момент создает угрозу жизни здоровью граждан. Обращение в суд иных лиц помимо ответчика невозможно, ввиду отсутствия у данных лиц необходимого объема документов. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

           Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п.47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

           По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: - о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; - о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

             В соответствии со ст.5 Устава муниципального образования «Город Саратов» местное самоуправление в городе осуществляется в соответствии с указанными правовыми актами на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина, государственных гарантий осуществления местного самоуправления, законности, гласности, самостоятельности решения населением города вопросов местного значения, сочетания коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления города, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления города перед населением города, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления города перед органами государственной власти в части исполнения переданных органам местного самоуправления города отдельных государственных полномочий.     На собственника жилого помещения возложена обязанность по капитальному ремонту капитальный ремонт сданного в наем жилого помещения в соответствии со ст.681 ч.2 ГК РФ.

            Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования до настоящего времени не предпринимает надлежащих мер к устранению выявленных нарушений технической эксплуатации данного жилого дома и признания его аварийным.     Помимо лиц непосредственно проживающих в доме, техническое состояние дома затрагивает права и законные интересы лиц находящихся в доме временно, и в непосредственной близости от него. Как собственник муниципального фонда по данному адресу, несущий обязанность, предусмотренную ст. 2, 14 ЖК РФ, ст. 6 п.1 пп.3, 6, 8 Устава г.Саратова, Администрацию муниципального образования обязана      инициировать процедуру, установленную п.42-52 Положения утв. постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, подготовить в представить документы, указанные в п.44, 45 Положения для принятия решения по вопросу о возможности дальнейшей эксплуатации жилого фонда. Поскольку возможна угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, у прокурора имелись полномочия для обращения в суд с исковыми требованиями в порядке ст. 45 ГПК РФ.

             С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.       

                               Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                         Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества по адресу <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов»       инициировать процедуру, установленную п.42-52 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»,утв. постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, подготовить в представить документы, указанные в п.44, 45 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»,утв. постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года на Межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания <адрес>у <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.07.2011 года.

Судья: __________________ А.П.Набенюк