Дело № Дело № 2-3497/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 августа 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., при секретаре Шишлянниковой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полынина Владимира Васильевича о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, У С Т А Н О В И Л : Полынин В.В. обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным и обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Полыниным В.В. в администрацию муниципального образования «Город Саратов» подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка площадью 19 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. пр-т ФИО3, во дворе <адрес>, с приложением всех необходимых документов. В настоящее время данный земельный участок принадлежит заявителю на праве аренды в соответствии с договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка. Согласно ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. До настоящего времени решение администрацией муниципального образования «Город Саратов» по заявлению не принято. Бездействием органа местного самоуправления нарушено предоставленное ст. 35 Конституции РФ, а также ст. 36 ЗК РФ право приобретать и иметь в собственности имущество, в том числе земельные участки. Полынин В.В. также ссылается на ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. При этом согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или онинезаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ в статье 16 предусматривает, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В связи с чем просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, обязать в семидневный срок с момента вступления решения в силу принять решение по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а также судебные расходы и расходы на оплату услуг представителя. В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Представители администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных Полыниным В.В. требований. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствтии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В силу требований ст. 36 ЗК РФграждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. 1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления. 1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости. 2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. 3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения. 4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения. 5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. 6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. 7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. 8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса. В судебном заседании установлено, что постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Полынину В.В. предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок размером 19 кв. м сроком на десять лет, занимаемый хозблоком по пр-ту ФИО3 во дворе жилого <адрес> во <адрес> (л.д. 57). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Полыниным В.В. заключен договор № о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды с кадастровым номером 6-40-4, находящийся по адресу: <адрес>, пр-т ФИО3, 15, под хозблок площадью 19 кв. м (л.д. 58-59). Постановлением администрации <адрес> №А-146 от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок аренды на пять лет по договору № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок из земель поселений, кадастровый номер отсутствует, находящийся по проспекту им. ФИО3 во дворе жилого <адрес> во <адрес>, занимаемый хозблоком в границах, указанных в плане земельного участка общей площадью 19 кв. м, предоставленный Полынину Владимиру Васильевичу (л.д. 31). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Полыниным В.В. заключено соглашение № об изменении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым срок договора аренды № продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32). ДД.ММ.ГГГГ Полынин В.В. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением № о предоставлении права собственности на земельный участок, с выкупом и дальнейшим заключением договора. Площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пр-кт им. ФИО3, во дворе <адрес> во <адрес>, кадастровый номер 64:48:0602112:40, составляет 19 кв. м. Разрешенное использование установленное органом местного самоуправления - для размещения гаражей и автостоянок, фактическое использование - хозблок (хозяйственный блок) (л.д. 49). Земельный участок площадью 19 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, пр-кт им. ФИО3, во дворе <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен номер 6-40-4, ДД.ММ.ГГГГ указанному земельному участку присвоен номер № (л.д. 23-29). На момент обращения Полынина В.В. в суд администрацией муниципального образования «Город Саратов» заявление Полынина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ не рассмотрено и по нему не принято решения. Как следует из п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Суд считает, что ссылка администрации муниципального образования «Город Саратов» на отсутствие бездействия с ее стороны по рассмотрению заявления Полынина В.В. по основанию перенаправления заявления Полынина В.В. в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» и его нахождения там на сегодняшний день, является незаконной и необоснованной, т.к. нарушен специальный, месячный срок установленный п. 6 ст. 36 ЗК РФ. Доказательств по принятию решения по заявлению Полынина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Город Саратов» в суд не представлено. При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» выразившееся, в не рассмотрении заявления Полынина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка площадью 19 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, пр-кт им. ФИО3, во дворе <адрес>, во <адрес>, ранее предоставленного Полынину В.В. на праве аренды с разрешенным видом использования для размещения гаражей и автостоянок и непринятии по нему решения является незаконным. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд признав, заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая положения п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, суд, принимая решение об удовлетворении заявления, не вправе выходить за пределы рассмотренных требований, то есть при оспаривании бездействия суду следует признать бездействие органа незаконным и обязать его рассмотреть заявление, в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Поскольку до настоящего времени администрацией муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным органом, не рассмотрено заявление Полынина В.В. и по нему не принято никакого решения, то суд, руководствуясь ст. 12 ГК РФ принимает решение, о возложении обязанности рассмотреть и принять соответствующее решение по заявлению Полынина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка площадью 19 кв. м, расположенного по адрес у: <адрес>, пр-кт им. ФИО3, во дворе <адрес>, во <адрес>, при этом суд не предрешает существа решения, которое обязан принять орган. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Требования истца о компенсации морального вреда не основаны на нормах действующего законодательства, не подтверждаются какими-либо доказательствами и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Статья 16 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не устанавливает порядок реализации данного права. Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 и глава 59 ГК Российской Федерации) В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Таким образом, из указанных норм права следует, что для возложения на администрацию муниципального образования обязанности по компенсации морального вреда, необходимо наличие в действиях указанного органа следующих признаков: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этими элементами, а также вину причинителя вреда. Из смысла закона следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Вместе с тем, по результатам рассмотрения указанного дела суд приходит к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств того, что ответчиком были совершены действия (бездействие) направленные на нарушение личных неимущественных прав истца. Правоотношения сторон относятся к земельным отношениям и являются имущественными правоотношениями, при этом требования не вытекают из нарушения, принадлежащих ему от рождения или в силу закона нематериальных благ. Также не представлено доказательств наличия взаимосвязи между действиями администрации муниципального образования «Город Саратов» и ухудшением здоровья заявителя, в связи с чем, факт причинно-следственной связи между действиями или бездействием администрации муниципального образования «Город Саратов» и наступившим ухудшением состояния здоровья заявителя не доказан. Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено совершение администрацией муниципального образования «Город Саратов» каких-либо действий, нарушающих личные неимущественные права заявителя, либо посягающими на таковые, установлено отсутствие причинно-следственной связи между бездействием администрации муниципального образования «Город Саратов» и ухудшением здоровья заявителя, то суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о компенсации морального вреда. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы. Как следует из материалов дела, Полынин В.В. понес следующие расходы: оплата государственной пошлины в размере 200 руб. (л.д. 2), которая подлежит взысканию с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования в пользу заявителя. По правилам ст. 100 ГПК РФ, учитывая объём работы представителя по оказанию Полынину В.В. юридической помощи, категорию данного гражданского дела, количество проведенных судебных заседаний, степень участия в них представителя, материальное положение сторон, наличие тяжелых обстоятельств у истца, суд находит обоснованным, разумным и справедливым определить возмещение расходов на оплату услуг представителя в сумме 10000 рублей (л.д. 7-8, 48). Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» выразившееся в непринятии решения по заявлению Полынина Владимира Васильевича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка площадью 19 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, пр-т им. ФИО3, во дворе <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Полынина Владимира Васильевича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка площадью 19 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, пр-т им. ФИО3, во дворе <адрес> путем принятия соответствующего решения в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу. Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Полынина Владимира Васильевича судебные расходы в размере 200 (двести) рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 (десять тысяч) руб., а всего 10200 (десять тысяч двести) руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований Полынина Владимира Васильевича отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья Ю.В. Ефимкина