о признании бездействия незаконным



Дело № 2-3488/11 Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ДД.ММ.ГГГГ                            <адрес>

Волжский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Местной мусульманской религиозной организации Махалля г. Саратова Духовного управления мусульман Саратовской области о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица - администрация МО «Город Саратов», Комитет по земельным ресурсам администрации МО «Город Саратов»,

У С Т А Н О В И Л:

     Местная мусульманская религиозная организация Махалля г. Саратова Духовного управления мусульман Саратовской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об организации работы по выбору земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и предварительном согласовании места размещения оздоровительного комплекса. К заявлению ей был приложен полный пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом в ее адрес направлено сообщение, что орган местного самоуправления в месячный срок со дня подачи заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом праве или кадастровой карте соответствующей территории. После утверждения указанной схемы, Комитет по землепользованию и градостроительству АМО «Город Саратов» вернется к рассмотрению указанного заявления, о чем заявитель будет уведомлен дополнительно. В нарушение ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 31 ЗК РФ администрацией муниципального образования «Город Саратов» до настоящего времени не принято решение по ее заявлению. Просила суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» совершить действия по рассмотрению ее заявления и действия по принятию решения о выборе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>, и предварительном согласовании места размещения оздоровительного комплекса.

    В ходе судебного разбирательства представитель заявителя уточнил требования и просил признать незаконными бездействие администрации МО «Город Саратов» и обязать совершить действия по рассмотрению заявления и действия по принятию решения о выборе земельного участка, и предварительном согласовании места размещения объекта.

    В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, дали показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении, просили удовлетворить.

    Представитель АМО «Город Саратов» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, т.к. со стороны АМО «Город Саратов» отсутствует бездействие. ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в утверждении схемы, т.к. на испрашиваемом земельном участке имеются коммуникации, зеленые насаждения, которые не отражены в схеме на топографо-геодезическом материале. Отсутствует согласование с балансодержателем инженерной коммуникации - ЛЭП. Кроме того, ст. 31 ЗК РФ не предусмотрен срок рассмотрения обращения.

Представитель заинтересованного лица Комитета по землепользованию и градостроительству АМО «Город Саратов» возражала против удовлетворения заявления, поддержала письменные возражения, приобщенные к делу, а также пояснения представителя АМО «Город Саратов», просила в удовлетворении заявления отказать.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

    В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

    В порядке ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются при условии проведения работ по их формированию. Предоставление спорных земельных участков осуществляется двумя способами: без предварительного согласования мест размещения объектов (исключительно на торгах, конкурсах или аукционах) и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

     В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

     Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч. 2).

     Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

     Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ч. 3).

      Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5)

     В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

     Согласно п. 6 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

     В силу п. 7 ст. 31 ЗК РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

     Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8).

     Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.

     В силу ст. 33 Устава г. Саратова именно администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

     Законом Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле» от 07.10.2009 г. № 144-ЗСО, статья 4 Закона Саратовской области «О земле», предоставлявшая Комитету по управлению имуществом Саратовской области право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признана утратившей силу и согласно ст. 10 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 г. распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

     Решением Саратовской городской Думы № 53-631 от 07.07.2010 г. принят Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В соответствии с п. 2.5. Порядка схема утверждается и выдается в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка.

      В судебном заседании установлено, что Местная мусульманская религиозная организация Махалля г. Саратова Духовного управления мусульман Саратовской области является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является миссионерская и благотворительная деятельность, для реализации которой она имеет право содержать объекты образовательного, бытового и культурного назначения, организовывать и проводить благотворительные мероприятия по оказания гуманитарной помощи и т.д. (л.д. 9-21).

     Местная мусульманская религиозная организация Махалля г. Саратова Духовного управления мусульман Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов», комитет по землепользованию и градостроительству АМО «Город Саратов» с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта - оздоровительного комплекса по адресу: <адрес>, предполагаемой площадью 402 кв.м. (л.д. 27).

     ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по землепользованию и градостроительству АМО «Город Саратов» в адрес Религиозной организации направлено сообщение, что орган местного самоуправления в месячный срок со дня подачи заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом праве или кадастровой карте соответствующей территории. После утверждения указанной схемы, Комитет по землепользованию и градостроительству АМО «Город Саратов» вернется к рассмотрению ее заявления, о чем заявитель будет уведомлен дополнительно (л.д. 7).

    ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по землепользованию и градостроительству АМО «Город Саратов» отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, т.к. на испрашиваемом земельном участке имеются коммуникации, зеленые насаждения, которые не отражены в схеме на топографо-геодезическом материале. Отсутствует согласование с балансодержателем инженерной коммуникации - ЛЭП.

     Как установлено судом, не оспаривается участниками процесса, решение по заявлению Религиозной организации не было принято в месячный срок, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п. 2.5Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Принято лишь ДД.ММ.ГГГГ

    Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

    Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

    В связи с чем, доводы представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» об отсутствии бездействия со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявления в установленный законом срок, суд находит необоснованными по вышеуказанным основаниям. Кроме того, отсутствие в ст. 31 ЗК РФ срока для принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, не может служить основанием для бездействия, выразившегося в нарушении нормативного акта органа местного самоуправления, устанавливающего этот срок.

     Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

    Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

     Учитывая, что по обращению Религиозной организации решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка принято, указанный отказ Комитета по землепользованию и градостроительству АМО «Город Саратов» заявителем не оспаривается, суд рассматривает спор в рамках заявленных требований, поэтому требования заявителя о возложении обязанности по совершению действий по рассмотрению ее заявления и действий по принятию решения о выборе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>, и предварительном согласовании места размещения оздоровительного комплекса, являются не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не принятии решения по заявлению Местной мусульманской религиозной организации Махалля г. Саратова Духовного управления мусульман Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, предполагаемой площадью 402 кв.м., и с предполагаемым местоположением: <адрес>, для размещения оздоровительного комплекса в установленный законом срок.

     В остальной части заявления - отказать.

     Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение.

Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме

ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                    С.В. ЮДИНА