о предоставлении жилья



Дело № 2-3383/11

Р Е Ш Е Н И Е

                                        Именем Российской Федерации

                                  

8 августа 2011 г.                                                                                 г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова                                                  в составе:

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре                              Разделкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Саратова в защиту прав и законных интересов Филипповой ФИО8 к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

         Прокурор <адрес> в защиту прав и законных интересов Филипповой ФИО9 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация <адрес> муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указал, что Филиппова Н.В. с сыном Филипповым Д.А. проживают в <адрес> дивизии <адрес>. Дом имеет степень износа 90%, является аварийным и подлежит сносу на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ . Однако, вопрос о предоставлении жилого помещения истцу не решен до настоящего времени. Просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Филипповой Н.В. на семью из 2 человек благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 23,6 кв.м., состоящее из двух жилых комнат в пределах <адрес>.

В судебном заседании истец представитель прокуратуры <адрес> Пирожникова Н.А., истец Филиппова Н.В. поддержали исковые требования, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению.

       Представитель ответчика Межевич Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых принадлежат им на праве собственности.Учитывая, что квартира находятся в собственности истца, у истца отсутствует право на получение нового жилого помещения взамен указанной квартиры, и, следовательно, отсутствует правовое основание для понуждения администрации муниципального образования «Город Саратов», как органа местного самоуправления, предоставить ей жилое помещение.Вопросы признания помещения находящегося в собственности граждан в многоквартирном доме, непригодным для проживания, а дома аварийным, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (глава 5), постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и пунктами 20-23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ».Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.В случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.Истцом не представлено доказательств признания указанного дома непригодным для проживания в установленном законом порядке. То есть, отсутствуют какие-либо правовые основания для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию муниципального образования «Город Саратов». Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

       Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» Котлов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, дав пояснения, аналогичные пояснениям представителя ответчика.

        Представитель 3-го лица администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, об отложении дела не ходатайствовал.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

          Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

       Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

       Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

       С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Из конституционных норм, реализуемых с учетом норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких находящихся вне сферы контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

        В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Н.В. является собственником <адрес> в <адрес> общей площадью 23,6 кв.м., состоящей из двух жилых комнат площадью 6,0 кв.м., 13,5 кв.м., кухни размером 4,1 кв.м., что подтверждается договором на купли-продажи квартиры (л.д.13-17).

Как следует из письма Комитета дорожного хозяйства администрации муниципального образования «Город Саратов», на основании решения Саратовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ участок <адрес> (от <адрес>) переименован на ул. имени 32 Стрелковой дивизии (л.д.18).

Согласно справке общества с ограниченной ответственностью «иные данные» в двухкомнатной <адрес> по ул. имени 32 Стрелковой дивизии <адрес> вместе с истцом зарегистрирован сын Филиппов ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10).

       Согласно акту междуведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , жилой <адрес> по ул. имени 32 Стрелковой дивизии (Комсомольской) в <адрес> признан непригодным для постоянного проживания (л.д.20-23).

        В силу ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения на условиях найма предоставлялись гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для постоянного проживания, а также гражданам, жилое помещение которых грозит обвалом.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Согласно ч.3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии с п.п.1,2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

      Согласно ст. 49.3 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежал сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставлялось равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющей снос дома.

      Из содержания указанной статьи следует, что если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, находящиеся в собственности граждан в результате их приватизации, то этим гражданам по их выбору предоставлялось либо равноценное жилое помещение, либо иная компенсация.

     Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли до ДД.ММ.ГГГГ, вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, нахождение истца и членов ее семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.9).

      Поскольку вышеуказанные обстоятельства возникли до введения в действие норм Жилищного кодекса Российской Федерации, к обязательствам ответчика по предоставлению истцу жилого помещения взамен утраченного, следует применять нормы в том числе ранее действовавшего жилищного законодательства.

      Внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, после принятия Жилищного кодекса Российской Федерации и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен утраченного, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, если право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия. В связи с чем, истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения.

        При решении вопроса о размере предоставляемого истцу жилого помещения суд учитывает, что согласно договору купли-продажи жилого помещения, плану квартиры истец является собственником <адрес> по ул. имени 32 Стрелковой дивизии в <адрес> общей площадью 23,6 кв.м., состоящей из двух жилых комнат площадью 6,0 кв.м., 13,5 кв.м., кухни размером 4,1 кв.м., что подтверждается договором на купли-продажи квартиры (л.д.13-17).

Как следует из квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг, а также справки общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-управляющая компания», общая площадь квартиры составляет 23,6 кв.м., состоит из двух жилых комнат.

       При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу по договору социального найма должно быть предоставлено равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 23,6 кв.м., состоящее из 2-х комнат.

Истец в судебном заседании подтвердила требование о предоставлении жилого помещения на ее семью из двух человек, то есть на нее и ее малолетнего сына, зарегистрированного в указанной квартире.

Доводы представителя ответчика и 3-го лица Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает.

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о признании указанного дома непригодным для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.

        Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов» суд исходил из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                       Р Е Ш И Л :

        Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Филипповой ФИО11 на семью из двух человек (Филиппова Н.В., сын Филиппов Д.А.) благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 23,6 кв.м., состоящее из двух жилых комнат.

         Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

       

                                                          

       Судья                                                                         Агаркова С.Н.