о предоставлении жилья



Дело № 2-3406/11

Р Е Ш Е Н И Е

                                        Именем Российской Федерации

                            

16 августа 2011 г.                                                                                  г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова                                                  в составе:

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре                              Разделкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Заводского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Афонькиной ФИО6 к администрации муниципального образования «Город Саратов», 3-и лица Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

          Первый заместитель прокурора Заводского района г. Саратова в защиту прав Афонькиной Л.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», 3-и лица Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация <адрес> муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указал, что ранее Афонькина Л.И. проживала в частном доме по адресу: <адрес>, пгт. Кадом, <адрес>. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отделения государственного пожарного надзора по <адрес> Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара вышеуказанный дом уничтожен огнем. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» -р Афонькина Л.И. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. До настоящего времени жиля площадь Афонькиной Л.И. не представлена. Просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Афонькиной Л.И. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в пределах <адрес>.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Иванченко А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.

В судебном заседании истец Афонькина Л.И. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, также дав пояснения, аналогичные изложенным в иске

Представитель ответчика Межевич Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что аварийное жилое помещение находится на территории другого субъекта Российской Федерации, а других оснований для внеочередного предоставления жилья не имеется, то требования не подлежат удовлетворению.. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

       Представители третьих лиц Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали.

        Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

          Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

       Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

       Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

       С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что ранее Афонькина Л.И. проживала в частном доме по адресу: <адрес>, пгт. Кадом, <адрес> (л.д.19,30). Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отделения государственного пожарного надзора по <адрес> Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара вышеуказанный дом уничтожен огнем (л.д.18).

В соответствии с заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации муниципального образования - Кадомский муниципальный район а-п от ДД.ММ.ГГГГ, о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанный дом уничтожен во время пожара, не пригоден для проживания (л.д.32-34).

Согласно справке администрации муниципального образования - Кадомское городское поселение Кадомского муниципального района <адрес> Афонькина Л.И. обращалась в феврале 2005 года в администрацию Кадомского городского поселения Кадомского муниципального района <адрес> о выделении жилого помещения в связи с тем, что ее дом сгорел. <адрес> предоставлена не была, поскольку свободной жилой площади в р.п. Кадом не было, <адрес> является дотационным, новое жилье не строилось и по сегодняшний день не строится (л.д.31).

Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Афонькина зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем в долях сестре истицы и супругу сестры.

На основании распоряжения администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ -р принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма в порядке общей очереди по тем основаниям, что Афонькина Л.И. нуждается в жилом помещении и является малоимущей.

Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений закреплены в ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относится, в том числе предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В силу ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в том числе, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с п.п.1,2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Порядок признания жилого дома непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 47 вышеуказанного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Жилищный кодекс РСФСР также содержал исчерпывающий перечень граждан, которым предоставлялись жилые помещения вне очереди.

Из вышеуказанных норм законодательства следует, что во внеочередном порядке жилое помещение предоставляется гражданам, в случае, если жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания и не подлежат ремонту и реконструкции, именно тем органом, в данном случае, местного самоуправления, которым принято соответствующее решение о дальнейшем использовании помещения, соответственно об отселении граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных аварийными, непригодными для проживания, то есть указанный орган местного самоуправления, в данном случае, администрация муниципального образования - Кадомское городское поселение Кадомского муниципального района <адрес>, должен решить вопрос о предоставлении жилья во внеочередном порядке в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Поскольку жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности, уничтоженный при пожаре, находится на территории другого субъекта Российской Федерации, оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению Афонькиной Л.И. во внеочередном порядке жилого помещения, не имеется.

Доказательств наличия других оснований для внеочередного предоставления жилья в соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса оссийской

Российской Федерации в суд не представлено.

Как следует из искового заявления, предъявлены исковые требования о внеочередном предоставлении жилого помещения Афонькиной Л.И.

Однако, сама Афонькина Л.И. под указанный выше перечень не подпадает, поскольку не имела на территории муниципального образования «Город Саратов» жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, отсутствуют и другие основания для внеочередного предоставления жилья, следовательно Афонькина Л.И. не имеет оснований для получения жилья по социальному найму вне очереди.

Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку в соответствии с жилищным законодательством предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. Афонькина Л.И. принята ответчиком на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, за нею признано право на получение жилого помещения на указанных условиях, у ответчика имеется обязанность предоставить Афонькиной Л.И. жилое муниципальное помещение. Данная обязанность в силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчиком может быть исполнена только с учетом очередности граждан. Поскольку Афонькина Л.И. состоит в очереди на получение жилого помещения под номером 1736 (л.д.12), впереди стоящие на учете граждане не обеспечены жилыми помещениями в порядке очередности, то исковые требования не основаны на положениях ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении исковых требований следует отказать

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении иска первого заместителя прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов Афонькиной ФИО7 к администрации муниципального образования «Город Саратов», 3-и лица Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация <адрес> муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения- отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                             С.Н. Агаркова