отказ в выдаче разрешения на строительство, возложение обязанности выдать разрешение на строительство



Дело № 2-3660

                                                         Р Е Ш Е Н И Е

                                           Именем Российской Федерации

         01 сентября 2011 г.                                                                               г. Саратов.

        Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре: Габитовой Г.Ж.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Степановой Е.О. об оспаривании решения муниципального образования « Город Саратов» об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство,

                                                     У С Т А Н О В И Л:

        Степанова Е.О. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действий муниципального образования «Город Саратов», выразившихся в отказе в выдаче разрешения на строительство, указав в обоснование заявленных требований, что заявителем с 2008 г. осуществлялось строительство торгово-административного здания расположенного по адресу: <адрес>, пересечение улиц <адрес>. Разрешение на строительство указанного здания Степановой Е.О. выдавалось дважды в 2008 и 2009 годах Администрацией муниципального образования «Город Саратов».В связи с истечением срока действия последнего разрешения на строительство, а также в связи с тем, что строительство вышеуказанного объекта не окончено, 28.04.2011 г. Степановой Е.О. было подано заявление на имя Главы администрации муниципального образования «Город Саратов» и Председателя Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с просьбой выдать разрешение на строительство торгово-административного здания на земельном участке расположенном на пересечении <адрес> и <адрес>. По результатам его рассмотрения заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство, о чем Степановой Е.О. направлено уведомление от 01.07.2011 г. Степанова Е.О. считает отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку в качестве основания послужившего отказом в выдаче разрешения на строительство, Администрацией указаны надуманные обстоятельства, а именно то, что из представленного Степановой Е.О. градостроительного плана земельного участка от 05.06.2009 г. следует, что запрашиваемый вид использования является условно разрешенным (код вида использования 10.400, раздел 2, стр. 5 градостроительного плана земельного участка). В данном случае, по мнению Администрации муниципального образования « Город Саратов » в соответствии со ст. 39 ГрК РФ, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.Напротив, как следует из решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», а также Карты градостроительного зонирования территории города (официально опубликована на сайте Администрации http://www.saratovmer.ru/groundusingrules/) вид использования земельного участка является основным (разрешенным). В связи с изложенным, ни какого обсуждения на публичных слушаниях в соответствии со ст. 39 ГрК РФ, в данном случае не требуется. Заявителем в соответствии с п. 2.5. Административного регламента предоставления муниципальной услуги « Выдача и продление разрешения на строительство», утвержденным Постановлением администрации муниципального образования « Город Саратов», были предоставлены вместе с заявлением от 28.04.2011 г. все необходимые копии документов перечисленных в п.2.5.2 Регламента, которые соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка. Таким образом, оснований для отказа в выдаче Степановой Е.О. разрешения на строительство не было.

       Степанова Е.О., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

        Представитель Степановой Е.О. - Володичев О.А., действующий на основании доверенности от 15.06.2011г. в судебном заседании поддержал доводы заявителя и просил признать незаконными решение Администрации муниципального образования «Город Саратов» по отказу Степановой Е.О. в выдаче разрешения на строительство торгово-административного здания на земельном участке, расположенном на пересечении <адрес> и <адрес> и обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» выдать Степановой Е.О. разрешение на строительство торгово-административного здания на земельном участке, расположенном на пересечении <адрес> и <адрес>.

          Представители заинтересованных лиц : администрации муниципального образования « Город Саратов» Абушаева Г.А. и Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» Животикова Ю.О. в судебном заседании просили в удовлетворении заявления Степановой Е.О. отказать, поскольку согласно ч.11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в рассматриваемом случае администрация муниципального образования «Город Саратов», проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям,выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Одним из представленных заявителем документов являлся градостроительный план земельного участка от 05.06.2009 года , в Разделе 2 градостроительного плана «Информация о градостроительном регламенте земельного участка» указаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования. Согласно данному перечню видов запрашиваемый заявителем вид разрешенного использования является условно разрешенным (код вида использования 10.400, раздел 2, страница 5 градостроительного плана земельного участка). В соответствии со ст. 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Данное разрешение в рассматриваемых материалах отсутствует, следовательно, представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка.

       Представители Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов », привлеченного судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

       Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

       Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования Степановой Е.О. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что 28.03.2008г. на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 19.03.2008г., между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области ( арендодатель) и Степановой Е.О. ( арендатор) заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:06 01 26.0046, находящегося по адресу: <адрес>, пересечение <адрес>, для завершения строительства торгово-административного здания, в границах, указанных в кадастром плане участка, площадью 359 кв.м.

        ООО «иные данные» по заказу Степановой Е.О. разработан проект на строительство торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовой во <адрес>, прошедший согласование с Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов » - 24.08.2007г. и Администрацией муниципального образования « Город Саратов» - 24.10.2007г.

         24.01.2008г. отделом экспертизы ГУ « иные данные» выдано положительное заключение по результатам инженерных изысканий и проектной документации по объекту: торгово - административное здание на пересечение улиц <адрес> во <адрес>.

         После утверждения проектной документации комитетом по капитальному строительству администрации муниципального образования « Город Саратов» Степановой Е.О. были выданы разрешения на строительство сроком действия с 30.01.2008г. до 30.01.2009г. и сроком действия с 26.06.2009г. по 26.04.2010г.

        10.08.2008г. Степанова Е.О. зарегистрировала право собственности на незавершенное строительством здание, назначение : нежилое, степень готовности 3%, адрес объекта: <адрес>, пересечение <адрес> ( свидетельство о государственной регистрации права <адрес>).

       По истечении срока действия разрешения на строительство вышеуказанного объекта Степанова Е.О. 28.04.2011г. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

       Администрация муниципального образования «Город Саратов» письмом от 01.07.2011 г. отказала Степановой Е.О. в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, а также ввиду несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

      Суд находит отказ Администрации муниципального образования « Город Саратов» в выдаче Степановой Е.О. разрешения на строительство не законным, нарушающим права заявителя по следующим основаниям.

      Согласно ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

  1. правоустанавливающие документы на земельный участок;
  2. градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешенияна строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
  3. материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального
строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

       6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

      Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

      Установлено и не оспаривается участниками процесса, тот факт, что заявителем для получения разрешения на строительство были представлены все предусмотренные законом документы.

      Согласно п.11 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, прилагаемых кзаявлению, проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

      Одним из представленных заявителем документов являлся градостроительный план земельного участка от 05.06.2009 г. № RU 64304000-0181/09, в Разделе 2 градостроительного плана «Информация о градостроительном регламенте земельного участка» указаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования.

     Как следует из градостроительного плана земельного участка, а также Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 (далее Правила), предоставленный Степановой Е.О. для строительства торгово-административного здания земельный участок, на момент изготовления градостроительного плана, находился в территориальной зоне предприятий городского транспорта, магистральных улиц, дорог и объектов коммунального хозяйства ( ИТ-1 ). В разделе два градостроительного плана земельного участка «Информация о градостроительном регламенте земельного участка» содержится перечень основных, условно разрешенных и вспомогательных видов использования, согласно которому размещение учреждений кредитования, страхования, биржевой торговли, нотариальных контор, ломбардов, юридических консультаций, агентств недвижимости, туристических, рекламных агентств ( код вида использования 10.600 ) является основным видом использования земельного участка, а размещение офисных центров, бизнес-центров, офисов различных фирм и компаний ( код вида использования 10.400) является условно разрешенным видом использования земельного участка.

В период действия Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 заявителю дважды, уполномоченным органом, выдавались разрешения на строительство торгово - административного здания на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> № 64-24 сроком действия с 30.01.2008г. до 30.01.2009г. и № RU 64304000-115 сроком действия с 26.06.2009г. по 26.04.2010г. Вышеуказанные разрешения на строительство уполномоченным органом отменены не были.

Решением Саратовской городской Думы № 50-595 от 27.04.2010 г. внесены изменения в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008г. № 27-280, в соответствии с которыми предоставленный Степановой Е.О. для строительства торгово-административного здания земельный участок находится в территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания ( ОД-2), размещение в которой зданий крупных бизнес-центров и офисных центров, офисов различных фирм и компаний, контор является основным видом использования земельного участка ( таблица 5.1., код использования 8.31 и 8.32). Факт нахождения земельного участка, предоставленного Степановой Е.О. на основании договора аренды для строительства торгово-административного здания, с апреля 2010г. по настоящее время в зоне многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания ( ОД-2), подтверждается представленным Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» фрагментом карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Саратовской городской Думы № 27-280 от 29.04.2008г.

В силу ст. 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно п. 2, 6 ст. 30 и ст. 37 ГрК РФ, вид разрешенного использования представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельной участке, разрешенное использование земельного участка заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.

      В соответствии с Положением о комитете по архитектуре и градостроительству администрации города Саратова, утвержденным постановлением мэра города Саратова от 11.03.2003 г. № 200 (с последующими изменениями), комитет по архитектуре и градостроительству города Саратова является отраслевым структурным подразделением администрации города (местным органом архитектуры и градостроительства), осуществляющим регулирование архитектурной и градостроительной деятельности на территории города.

В соответствии с п.4 Решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 правом предоставления физическим и юридическим лицам выписок из Правил, а также необходимых копий, характеризующих условия землепользования и застройки применительно к отдельным земельным участкам и их массивам наделено структурное подразделение администрации города по вопросам архитектуры и градостроительству.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (п.26). Согласно ст. 7 указанного закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

          Поскольку в законодательстве не содержится обязанности для застройщика по изготовлению нового градостроительного плана при внесении изменений органом местного самоуправления в Правила землепользования и застройки, и принимая во внимание тот факт, что сведениями о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон орган местного самоуправления располагает в полном объеме, суд находит отказ Администрации муниципального образования « Город Саратов » в выдаче Степановой Е.О разрешения на строительство торгово - административного здания на земельном участке на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> незаконным, поскольку расположение указанного участка в зоне многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания (ОД-2), предусматривает возможность размещения объектов бизнес-центров и офисных центров, офисов различных фирм и компаний и т.п., и для их размещения не требуется прохождения процедуры публичных слушаний с соответствии со ст. 39 ГрК РФ.

        Право строительства на указанном земельном участке торгово-административного здания подтверждается и договором аренды земельного участка №204 от 28.03.2008г. в соответствии с которым арендатору Степановой Е.О. предоставлен земельный участок находящийся по адресу: <адрес>, пересечение <адрес>, для завершения строительства торгово-административного здания, в границах, указанных в кадастром плане участка, площадью 359 кв.м.

        При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд пришел к выводу, что отказ Администрации муниципального образования « Город Саратов», выраженный в уведомлении об отказе в выдаче разрешения на строительство от 01.07.2011г., в выдаче Степановой Е.О. разрешения на строительство торгово-административного здания на земельном участке, расположенном на пересечении улиц Новоузенска и Б. Садовая в г. Саратове не основан на законе.

        В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

       В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий ( бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия ( бездействие).

       Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.

      Поскольку отказ Администрации муниципального образования « Город Саратов » в выдаче Степановой Е.О. разрешения на строительство препятствует осуществлению заявителем строительства административно - торгового здания на отведенном для этих целей земельном участке, суд считает правильным восстановить нарушенное право заявителя посредством возложения на Администрацию муниципального образования « Город Саратов» обязанности выдать Степановой Е.О. разрешение на строительство торгово-административного здания на земельном участке, расположенном на пересечении улиц <адрес> в г. Саратове, в течение 10 дней, со дня вступления решения суда в законную силу.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

    

                                                                  Р Е Ш И Л :

       Признать незаконным решение Администрации муниципального образования «Город Саратов», выраженное в уведомлении об отказе в выдаче разрешения на строительство от 01.07.2011г. об отказе в выдаче Степановой Е.О. разрешения на строительство торгово-административного здания на земельном участке, расположенном на пересечении улиц <адрес> в г. Саратове.

          Обязать администрацию муниципального образования « Город Саратов» выдать Степановой Е.О. разрешение на строительство торгово-административного здания на земельном участке, расположенном на пересечении улиц <адрес> в г. Саратове, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

         Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через суд принявший решение, в течение десяти дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

       Судья: