о признании постановления незаконным



Дело

Дело № 2-3846/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2011 года           г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,

при секретаре Язевой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крылова Виктора Васильевича к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления органа муниципального образования незаконным, понуждении к утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка,

установил:

Крылов В.В. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду сроком на пятнадцать лет земельного участка в <адрес> для строительства отдельно стоящего жилого дома с количеством этажей не более чем три, предназначенного для проживая одной семьи» и обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» в 14-тидневный срок утвердить и выдать Крылову Виктору Васильевичу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <адрес> «Комбайн» отд. 2, б/н, ориентировочной площадью 1105 кв. метров, для индивидуального жилищного строительства. В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 15 лет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «Комбайн» отд. 2, б/н, ориентировочной площадью 1105 кв. метров, для индивидуального жилищного строительства и утверждении и выдаче схемы расположения указанного участка. В нарушение статьей 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации администрация муниципального образования «Город Саратов» издала постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка. Тем самым, администрация муниципального образования «Город Саратов», по мнению истца, приняла решение, которым нарушено права истца на приобретение земельного участка. Просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» и обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в 14-тидневный срок утвердить и выдать истцу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку органом муниципального образования постановление издано правомерно, в связи с наличием на испрашиваемом земельном участка незавершенного строительством жилого дома. Документы на данное строение Крыловым В.В. в орган местного самоуправления представлены не были.

Представители третьих лиц - комитета по землепользования и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании также возражали против удовлетворения исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации участки из земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Статья 29 ЗК РФ определяет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.

Согласно части 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что Крылов В.В. обратился с заявлением в администрацию муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении участка, расположенного по адресу: <адрес> «Комбайн» отд. 2 б/н, ориентировочной площадью 1105 кв. метров, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с положениями статей 30, 30.1 ЗК РФ (л.д. 9).

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ Крылову В.В. было отказано в предоставлении в аренду сроком на 15 лет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «<адрес>, ориентировочной площадью 1105 кв. метров, для строительства отдельно стоящего жилого дома в связи с тем, что земельный участок занят незавершенным строительством жилым домом (л.д. 10).

Согласно техническому паспорту МУП «Городское бюро технической инвентаризации» реестровый номер 55504433 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, расположен фундамент индивидуального жилого дома. В качестве правообладателя указан Крылов В.В., документы, устанавливающие право собственности отсутствуют - «Учетная запись» (л.д. 46-55).

В соответствии с Порядком утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждённом Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , утверждение и выдача Схемы осуществляется при формировании земельных участков для строительства (п. 1.3.1.). Схема является основанием для формирования земельного участка и не является документом-основанием для предоставления земельных участков (п. 1.4.).

Схема расположения земельного участка не утверждается в случаях, в том
числе в связи с несоответствием Схемы документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории; расположением испрашиваемого земельного участка в границах двух и более территориальных зон; несоответствием размера испрашиваемого земельного участка установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков; предоставлением недостоверных сведений, а также сведений, противоречащих Генеральному плану <адрес>, Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», иным правовым актам.

В силу п. 1.2. вышеуказанного Порядка полномочиями по утверждению Схемы обладает:

- в случае формирования земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством, - глава администрации муниципального образования «Город Саратов»;

- в случае формирования земельных участков, занимаемых зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам и юридическим лицам на праве собственности, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления, занимаемых домовладениями, садовыми, огородными, дачными участками, - руководитель функционального структурного подразделения администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросам землепользования.

Как следует из материалов дела, комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» изготовлена схема расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 190-193). Из заявления Крылова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он просит предоставить ему земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в соответствии со ст. 30, 30.1 ЗК РФ.

Вместе с тем, судом установлено, что на испрашиваемом земельном участке находится самовольно возведенный незавершенный строительством жилой дом.

Таким образом, из анализа вышеназванных правовых норм следует, что право гражданина инициировать процедуру предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства должно согласовываться с правом органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника, на свободное волеизъявление по предоставлению земельного участка. Законодатель (ст. 30.1 ЗК РФ) устанавливает право, а не безусловную обязанность органа местного самоуправления на заключение договора аренды такого земельного участка.

Из материалов дела, позиции представителя ответчика в суде следует, что волеизъявление органа местного самоуправления на формирование спорного земельного участка с последующим его предоставлением в аренду для индивидуального жилищного строительства отсутствует.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, оснований для признания отказа в предоставлении земельного участка незаконным не имеется, поскольку отсутствует воля собственника на предоставление данного земельного участка, решение по отказу мотивировано наличием неразрешенных до настоящего времени вопросов, связанных с нахождением на земельном участке самовольной постройки. Тем более, что сам орган местного самоуправления в установленном законом порядке может определить судьбу здания (подать иск о сносе самовольной постройки, претендовать на самовольную постройку).

При таких обстоятельствах дела и правовом регулировании спорных правоотношений суд считает, что администрацией муниципального образования «Город Саратов» обоснованно вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Крылову В.В. в предоставлении в аренду на 15 лет земельного участка в <адрес> для строительства отдельно стоящего жилого дома, в связи с чем правовых оснований для признания его незаконным у суда не имеется.

По аналогичным основаниям не может быть удовлетворено и требование истца о понуждении к утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на незавершенный строительством объект, находящийся на испрашиваемом земельном участке.

Как следует из схемы расположения земельного участка, земельный участок, расположенный по адресу: Саратов, ул. совхоз «Комбайн», отд. № 2, б/н, находится в зоне Ж-4 - зона малоэтажной застройки усадебного типа (л.д. 183).            

При таких обстоятельствах, суд соглашается с позицией органа местного самоуправления, что не может быть решен вопрос о предоставлении в аренду земельного участка, занятого самовольно возведенным незавершенным строительством объекта, по основаниям, предусмотренным ст. ст. 30, 30.1 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении исковых требований Крылова Виктора Васильевича к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления органа муниципального образования незаконным, понуждении к утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.
Судья                                                                                     Ю.В. Ефимкина