о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения



                                                                                                                     Дело № 2-3866/2011г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2011 года                                                                                      г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Нестеренко Е.Г.,

при секретаре: Хайрулиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Федоровой Елены Александровны к администрации муниципального образования «Город Саратов», 3-и лица Федоров Сергей Александрович, Федоров Иван Александрович, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

         Прокурор Ленинского района г. Саратова в защиту прав Федоровой Елены Александровны обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», 3-и лица Федоров Сергей Александрович, Федоров Иван Александрович, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указал, что Федорова Е.А. проживает в <адрес>, в котором 18 мая 2009 года произошел пожар. В результате пожара уничтожена полностью квартира , кухня квартиры и огнем уничтожена крыша всего дома. На основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 30 сентября 2010 года /Л, <адрес> признан аварийным и подлежит сносу. Однако, вопрос о предоставлении жилого помещения истцу не решен до настоящего времени. Нарушение прав истца носит длящийся характер. Распоряжение № 357-р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>», принято администрацией муниципального образования «Город Саратов» 25.08.2011 года, то есть только после обращения прокурора в суд.

В связи с изложенным прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Федоровой Е.А. и ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Федоровой Е.А.. и ее семье благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 36,0 кв.м. в пределах г. Саратова.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Саратова Щелокова Е.В. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.

В судебном заседании истец Федорова Е.В., 3-е лицо Федоров С.А. и Федоров И.А. поддержали заявленные требования, просили иск удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых принадлежат им на праве собственности.Учитывая, что <адрес> находятся в долевой собственности Федоровой Е.А. и ее сыновей, наличие у истца иного жилого помещения в собственности, является препятствием для получения нового жилого помещения взамен аварийного жилья, и, следовательно, отсутствует правовое основание для понуждения администрации муниципального образования «Город Саратов», как органа местного самоуправления, предоставить ей жилое помещение.Вопросы признания помещения находящегося в собственности граждан в многоквартирном доме, непригодным для проживания, а дома аварийным, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (глава 5), постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 и пунктами 20-23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ».Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.В случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.Истцом не представлено доказательств признания указанного дома непригодным для проживания в установленном законом порядке. То есть, отсутствуют какие-либо правовые основания для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию муниципального образования «Город Саратов». Поскольку распоряжение по отселению издано, то бездействия не наступило. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

       Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на иск не представлено.

Представитель третьего лица администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным представителем администрации муниципального образования «Город Саратов».

        Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

          Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

       Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

       Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

       С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

        В судебном заседании установлено, что на основании договора приватизации жилого помещения от 2 действующий на основании доверенностиний на иск не представлено.1 сентября 2004 года Федорова Елена Александровна, Федоров Сергей Александрович и Федоров Иван Александрович являются собственниками каждый по 1/3 доли <адрес>, общей площадью 36,0 кв.м., жилой площадью 27,8 кв.м., состоящей из двух жилых комнат, что подтверждается вышеуказанным договором приватизации жилого помещения (л.д.16,77,78), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (74.75,76, свидетельством о государственной регистрации права (л.д.15,79,80). Кроме того, Федорова Е.А. является собственником однокомнатной <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30 июля 2003 года сделана запись регистрации ( л.д. 74)

Как следует из паспорта Федоровой Е.А.., а также Федоровых И.А., С.А.. (л.д. 14,65,66), справки управляющей компании «иные данные» (л.д.12), Федорова Е.А.. и ее сыновья Федоровы С.А. и И.А.., привлеченные по настоящему делу в качестве 3-их лиц, зарегистрированы в указанной квартире с 1979,1989 года и 1995 года соответственно.

       Согласно заключению межведомственной комиссии от 30 сентября 2010 года /Л о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, назначенной постановлением главы администрации г. Саратова от 08.08.2006г. А (с изменениями от 26.09.2006г. А и от 25.04.2007 года ) жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным, а квартиры в нем, в том числе <адрес>, непригодными для постоянного проживания на основании технического заключения о состоянии несущих конструкций данного дома, подготовленного ООО Строительно-коммерческой фирмой «иные данные», экспертного заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подготовленной ФГУЗ «иные данные» (л.д. 46-47), акта Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 13.11.2009 года ( л.д. 43).

Как следует из акта о пожаре от 18 мая 2009 года, пожар произошел по причине неосторожного обращения с огнем хозяина <адрес>, который погиб, справкой отдела Государственного пожарного надзора по Ленинскому району г. Саратова от 01.06. 2009 года, согласно которой пожаром уничтожена крыша жилого <адрес> по всей площади 150 м. кв.

Согласно технического заключения строительно-коммерческой фирмы «иные данные» фундаменты здания находятся в плохом состоянии, со степенью износа на 60%, стены здания повреждены во время пожара, конструкции стен здания имеют отклонение от вертикали, искривление горизонтальных линий. Обшивка разрушена, утеплитель высыпался. Стойки каркаса частично разрушены, стены здания находятся в ветхом состоянии с физическим износом 80%; конструкции чердачного перекрытия в значительной степени повреждены во время пожара, частично разрушено. В месте очага пожара перекрытие отсутствует. Конструкции стропильной системы уничтожены во время пожара. Кровля уничтожена во время пожара. В целом здание находится в аварийном состоянии. Конструкции здания не подлежат никакому виду ремонта и восстановлению. Здание подлежит сносу.

        В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Согласно ч.3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии с п.п.1,2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли в 2009 г. - признание дома непригодным для проживания, в связи с чем Федорова и члены ее семьи нуждаются в жилом помещении.

      Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен признанного аварийным, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом является аварийным, непригодным для проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения.

        При решении вопроса о размере предоставляемого истцу жилого помещения суд учитывает, что согласно договору приватизации жилого помещения от 21 сентября 2004 года (л.д.16), свидетельству о государственной регистрации права (л.д.15), выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.74-75,76), выписке МУП «иные данные» ( л.д. 61-62) справке ООО УК «иные данные» (л.д.12), Федорова Е.А.. является собственником одной третьей доли <адрес> общей площадью 36,0 кв.м., жилой площадью 27,8 кв.м., состоящей из двух жилых комнат площадью 14,3 кв.м., 13,5 кв.м. и кухни.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу на семью из трех человек (она и ее сыновья, подтвердившие в судебном заседании требование о предоставлении жилого помещения по договору социального найма) должно быть предоставлено равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 36,0 кв.м., состоящее из 2-х жилых комнат.

Доводы представителя ответчика и 3-го лица о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает, поскольку в соответствии со ст. ст. 57,89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер и не связан с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о признании <адрес> непригодным для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке.

Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов» суд исходил из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома.

В порядке ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 34 Устава г. Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города.

     Администрация Ленинского района г. Саратова является территориальным органом местного самоуправления, будучи юридическим лицом и распределителем бюджетных средств, наделена соответствующими полномочиями, в перечень которых не входит предоставление жилых помещений.

    В соответствии с Постановлением мэра г. Саратова от 10.05.2007 г. «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города.

Суд находит обоснованными требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению Федоровой Е.А.. жилого помещения, поскольку с сентября 2010 г., когда дом признан аварийным и подлежащим сносу, Федорова Е.А. и члены ее семьи жилым помещением не обеспечены, а распоряжение по отселению физических лиц из многоквартирного <адрес> издано администрацией Муниципального образования «Город Саратов» после обращения в суд прокурора Ленинского района г. Саратова с иском в защиту жилищных прав жильцов дома.

      В связи с чем, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Федоровой Е.А. из жилого дома, признанного непригодным для проживания должно быть признано незаконным.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                       Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Федоровой Е.А. из жилого дома, признанного непригодным для проживания.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Федоровой Елене Александровне на семью из трех человек (Федорова Е.А., Федоров С.А. Федоров И.А.) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 36,0 кв.м., состоящее из двух жилых комнат.

         Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

      

Судья