Дело № 2-3085/11 Дело № 2-3085/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Волжский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Юдиной С.В. при секретаре Федоровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Валерия Михайловича к администрации муниципального образования «Город Саратов» об обжаловании решения о снятии с учета нуждающихся, восстановлении в очереди на получение жилья, У С Т А Н О В И Л: Васильев В.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» об обжаловании действий, признании постановления недействительным, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из рядов ВС РФ, при увольнении не был обеспечен жильем. С ДД.ММ.ГГГГ он состоял в очереди на получение жилья. ДД.ММ.ГГГГ решением общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «Город Саратов» он был снят с учета на основании ст. 53 ЖК РФ. Считает, что его право было нарушено, он не обеспечен жильем как военнослужащий, уволенный с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящий момент. На основании ст. 15 п. 13 Закона «О статусе военнослужащих» его не обеспечили в трехмесячный срок жильем, в собственности жилого помещения у него нет, а регистрация по месту жительства родственников намеренным ухудшением жилищных условий не является. Просил суд признать постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, восстановить его в очереди на получение жилого помещения с составом семьи. В ходе судебного разбирательства истец уточнил и дополнил свои исковые требования и просил признать постановление недействительным в части, касающейся снятия его с учета; признать недействительным протокол № заседания общественной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающийся снятия его с учета, восстановить его право на получение жилья с составом семьи 2 человека: он и его супруга Васильева Т.А. Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, поручил представлять его интересы представителю, имеющему доверенность. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца. Представитель истца в судебном заседании требования своего доверителя поддержала, дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить. Привлеченная судом в качестве 3 лица Васильева Т.А. исковые требования поддержала, пояснила, что их сын с семьей проживает с семьей в квартире, принадлежавшей отцу ее супруга Васильева В.М. Отношения с сыном плохие, в настоящее время сын сказал, чтобы они вывезли все свои вещи из квартиры, и жили там, где прописаны, т.к. он желает жить со своей семьей отдельно. Представитель администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, т.к. считает решение законным и обоснованным, поскольку Васильев В.М. намеренно ухудшил свои жилищные условия, снявшись с регистрационного учета по месту жительства. Просила в иске отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Васильева В.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом. Как установлено судом, Васильев В.М. ДД.ММ.ГГГГ уволен с действительной военной службы по ст. 48 (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе). На момент увольнения в запас выслуга лет в календарном исчислении составила 26 лет и 10 месяцев. Согласно удостоверению, выданному № от ДД.ММ.ГГГГ, Васильев В.М. имеет право на льготы, предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. Жилое помещение, занимаемое Васильевым В.М. по месту службы в <адрес>, сдано при убытии к новому месту жительства. На основании заявления Васильева В.М. от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> он ДД.ММ.ГГГГ постановлен на учет нуждающихся в жилой площади в <адрес> с составом семьи 3 человека (он, жена, сын) (л.д. 5, 6, 80, 82, 106, 117-121, 127-133, 137-139, 159-161). ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.М. обращался в администрацию <адрес> с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в 2008 г. - с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес> с составом семьи 3 человека - он, жена, сын. В выдаче сертификата ему отказано по тем основаниям, что он отказался от заключения обязательства по сдаче жилого помещения, квартиросъемщиком которого он являлся (л.д. 156, 134-136). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.М., его супруга Васильева Т.А. были зарегистрированы в <адрес>. 4 по <адрес> в <адрес>. Указанная квартира была предоставлена на основании ордера, выданного в 1960 г., отцу Васильева В.М. - ФИО8, который умер ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ в данной квартире зарегистрирован сын Васильева В.М. - ФИО6, с ДД.ММ.ГГГГ - внук ФИО7 (л.д. 83-84, 93,123-125, 140-143, 145-155). ФИО8 и Васильева Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в <адрес> по <адрес> в <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО9, являющейся сестрой Васильевой Т.А. В данной квартире, кроме собственника и ФИО8 и Васильевой Т.А., также зарегистрирована мать ФИО9 и Васильевой Т.А. - ФИО10 (л.д. 85-89, 167-168) Согласно протоколу № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовано Васильева В.М. снять с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Основанием снятия с учета указано, что Васильев В.М., являясь основным квартиросъемщиком после смерти отца, переоформил лицевой счет квартиросъемщика на своего сына, исключив сына из членов своей семьи, а сам с женой снялся с регистрационного учета в квартиру меньшей площадью, принадлежащую сестре жены - ФИО11, т.е. добровольно ухудшил свои жилищные условия. В 2011 г. вновь обращается по вопросу предоставления жилого помещения как необеспеченный жильем. Постановлением администрации МО «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден указанный протокол. ДД.ММ.ГГГГ Васильеву В.М. направлено уведомление о снятии его с учета на основании ст. 53 ЖК РФ (л.д. 9, 29, 30-70, 104). Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе, в сфере жилищных отношений. Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от ДД.ММ.ГГГГ N 4218-1 (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ) установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом. Согласно ст. 49 ЖК РСФСР (на момент возникновения правоотношений) правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР. В силу п. 19 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 193 «Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей» (в ред. Постановлений Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 241, от ДД.ММ.ГГГГ N 1213, от ДД.ММ.ГГГГ N 827; Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 444, от ДД.ММ.ГГГГ N 806, от ДД.ММ.ГГГГ N 790) военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет. На основании п. 4 ст. 6 Закона "О статусе военнослужащих" № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) и п. 3 ст. 6 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Закона "О статусе военнослужащих" № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 22 данного Закона военнослужащие, прослужившие 10 лет и более, не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нормам, установленным законодательством. В порядке п. 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ЗСО «О предоставлении жилья в <адрес>» в сроки, установленные действующим законодательствам, жилые помещения предоставляются, в частности, гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и членам их семей. Жилые помещения предоставляются по установленным нормам не позднее, чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления и включения в списки нуждающихся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства. Документы о сдаче жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства указанными гражданами и членами их семей предоставляются при получении жилой площади по избранному месту жительства. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. В соответствии с п. 2 Правил, данные Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи ГЖС военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы. Пункт 8 указанных Правил устанавливает, что право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ. Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию. В указанных Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих и других названных лиц, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета. Согласно п. 7 Правил учета одним из оснований признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий является избрание им постоянного места жительства после увольнения с военной службы, а основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку. При этом постановка на учет военнослужащих осуществляется вне зависимости от обеспеченности их жильем по месту службы. В соответствии с п. 26. Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; г) решения жилищной проблемы; д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил; е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения. Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания. В соответствии с п. 29 Правил граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации. В случае получения финансовой помощи (социальной выплаты) или государственного жилищного сертификата они снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. В соответствии с Правилами предоставления в 2009 г. гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ № (а также в 2010 г. с учетом положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 760), настоящие Правила определяют случаи и порядок предоставления в 2009 году гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность этих граждан бесплатно или по договору социального найма жилых помещений, переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность. Право на предоставление в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, или по договору социального найма жилых помещений, переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, имеют являющиеся участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 675, граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 Правил). Согласно п. 5 Правил не имеющими жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации являются граждане, уволенные с военной службы, которые: а) не имеют на территории Российской Федерации жилых помещений в собственности или на условиях договора социального найма для постоянного проживания; б) проживают в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживают на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. В соответствии с п. 7 Правил членами семьи гражданина, уволенного с военной службы, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина, уволенного с военной службы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином, уволенным с военной службы, учитываются в случае признания их в судебном порядке членами его семьи. На основании п. 8 Правил, жилые помещения предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, по нормам предоставления, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В порядке п. 9 Правил, жилые помещения предоставляются по нормам, указанным в пункте 8 настоящих Правил, в случае если: а) гражданин, уволенный с военной службы, и (или) члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином, уволенным с военной службы, проживающим на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и членами его семьи принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином, уволенным с военной службы, и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность. В случае отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, после его включения в список граждан (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 9 настоящих Правил), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать занимаемое по договору социального найма жилое помещение, жилое помещение предоставляется гражданину, уволенному с военной службы, по нормам, указанным в пункте 8 настоящих Правил, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом предоставление жилого помещения гражданину, уволенному с военной службы, осуществляется только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 36 кв. метров. В остальных случаях предоставление жилого помещения гражданину, уволенному с военной службы, возможно при выполнении им условий, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 9 настоящих Правил (п. 10 Правил). Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Из приведенных норм ч. 2 ст. 6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории. В силу ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В порядке п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (ч. 2). В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Однако суд считает, что ссылка ответчика на ст. 53 ЖК РФ, как на основания снятия Васильева В.М. с очереди является незаконным, поскольку данная норма не содержит правовых оснований для снятия с учета истца. Основанием отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться случаи, предусмотренные ст. 56 ЖК РФ. В связи с этим для установления правомерности требований Васильева В.М. о предоставлении ему жилого помещения, органу местного самоуправления следовало выяснить его фактическую нуждаемость в улучшении жилищных условий, в том числе, исходя из норм, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конкретных обстоятельств дела. Как установлено судом, что Васильев В.М. с супругой Васильевой Т.А. не являются членами семьи сына ФИО6, зарегистрированного в <адрес>. 4 по <адрес> в <адрес> с 2002 г., и состоящего в браке с 2005 г. со ФИО12, имеющих несовершеннолетнего сына ФИО7 Указанная квартира, общей площадью 51,5 кв.м., является муниципальной. Супруга ФИО6 - ФИО13 зарегистрирована в <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем родителям. В собственности иного жилья не имеют (л.д. 108, 163-165). Данные обстоятельства подтверждаются, кроме показаний истца и 3 лица, снятием Васильева В.М. и Васильевой Т.А. с регистрационного учета по данному адресу, и их регистрацией по месту жительства в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в квартире, принадлежащей сестре Васильевой Т.А. Васильев В.М. и Васильева Т.А. в собственности жилого помещения не имеют, членами семьи собственника не являются (л.д. 94-103). Снятие Васильева В.М. и члена его семьи Васильевой Т.А. с регистрационного учета - не является намеренным ухудшением жилищных условий, т.к. никаких сделок по отчуждению жилья они не совершали, не имели не имеют права пользования иным жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение, нуждаемость в улучшении жилищных условий не отпала. Согласно пункту 2 части 1 и части 2 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Таким образом, суд находит несостоятельным и не основанным на законе довод ответчика о том, что Васильев В.М. законно снят с очереди, в связи с решением жилищной проблемы. Наличие у Васильева В.М. удостоверения, подтверждающего его право на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий на льготных основаниях, свидетельствует о том, что данным правом он не воспользовался. В порядке ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (статья 255 ГПК РФ). Поскольку в судебном заседании не установлено наличие у ФИО8 и члена его семьи - супруги Васильевой Т.А., недвижимого имущества, суд считает, что п.п. 1 протокола № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в получении жилья Васильева В.М., нельзя признать законным и обоснованным. В связи с чем, подлежит признанию незаконным и постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в получении жилья Васильева В.М. с составом семьи 2 человека (Васильев В.М., Васильева Т.А.) в списке нуждающихся в получении жилья, а истец подлежит восстановлению в списках нуждающихся в предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета администрации МО «Город Саратов», с момента его исключения из очереди. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным п.п. 1 протокола № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в получении жилья Васильева Валерия Михайловича. Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в получении жилья Васильева Валерия Михайловича с составом семьи 2 человека (Васильев В.М., Васильева Т.А.) в списке нуждающихся в получении жилья. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» восстановить Васильева Валерия Михайловича с составом семьи 2 человека (Васильев В.М., Васильева Т.А.) в списке нуждающегося в получении жилья. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение.Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья Юдина С.В.