И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Волжский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Юдиной С.В., при секретаре Федоровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фролова Павла Александровича об оспаривании решения Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством», заинтересованное лицо - Саратовская городская Дума, администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», У С Т А Н О В И Л: Фролов П.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании правового акта, в обоснование которого указал, что постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, площадью 1654 кв.м., на основании Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством», утвержденного решением Саратовской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием отказа послужили нормы указанного положения, устанавливающие порядок предоставления земельных участков для размещения автостоянок исключительно через открытые аукционы. Считает, что данное положение нарушает его права, гарантированные федеральным законодательством. Просил суд признать пункты 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 3.2 Положения недействующими со дня его принятия, как противоречащие ст. 34 Земельного Кодекса РФ. В ходе судебного разбирательства заявитель дополнил требования и просил суд также признать недействующим со дня принятия п. 3.4. Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Саратовской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в деле имеется телефонограмма. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя. Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействующими с момента вступления в законную силу решения суда пункты 2.6, 2.7, 2.8, 3.1, 3.2 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством», утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ также признан недействующим с ДД.ММ.ГГГГ п. 3.4 Положения и внесены изменения в решение Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части п. 3.2 Положения, которыми признан недействующим с ДД.ММ.ГГГГ лишь абзац 11 п. 3.2 Положения. Определением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части оспаривания п. 3.2. и п. 3.4 Положения, ввиду наличия вступившего в законную силу решения Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и кассационного определения гражданской коллегии Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которыми признаны недействующим с момента вступления в законную силу решения суда п. 3.2 абзац 11 и п. 3.4 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Саратовской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Саратовской городской Думы возражала против удовлетворения заявления Фролова П.А., показала, что указанное Решение принято органом в соответствии с действующим законодательством в рамках компетенции. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотренный ст. 34 ЗК РФ, не изменен. Пункты 2.2, 2.3., 2.4 Положения не противоречат нормам ст. 34 ЗК РФ. Представители привлеченных в качестве заинтересованного лица администрации МО «Город Саратов», Комитета по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании возражали против заявления Фролова П.А., поскольку считают, что Решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, нарушений закона при его принятии не допущено, т.к. на органы местного самоуправления возложена обязанность по определению процедуры и критериев предоставления земельных участков. Данное Положение не регламентирует порядок предоставления земельных участков, а определяет лишь процедуру и критерии. Кроме того, полагают, что указанные Фроловым П.А. пункты Положения не могут быть признаны недействующими, т.к. отказ в предоставлении права аренды Фролову П.А. для размещения автостоянки, связан с порядком проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, установленного пунктами, уже признанными судом недействующими. Остальные оспариваемые им пункты Положения не нарушают его прав и законных интересов. Просили в удовлетворении заявления отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление Фролова П.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В соответствии с требованиями ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. На основании п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым или опубликованным нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативно правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исходя из смысла ч. 4 ст. 78 Федерального закона от № 131-ФЗ от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". 5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. 6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. В соответствии с п.п. 3, 26 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3, 25 ст. 6 Устава МО «Город Саратов» к вопросам местного значения города относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки; утверждение подготовленной на основе генерального плана города документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города. Согласно ст. 23 Устава МО «Город Саратов» Городская Дума является представительным органом местного самоуправления города. К исключительной компетенции городской Думы является, в частности, определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также принятие правил землепользования и застройки на территории города (ст. 24 ч. 1 п. 5, ст. 24 ч. 2 п. 6). Решением Саратовской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством». Указанное Положение разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений, и применяется к правоотношениям по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования "Город Саратов", а также к правоотношениям по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно п. 2.1. Положения, граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования "Город Саратов" по вопросам землепользования (далее - комитет). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В соответствии с п. 2.2. указанного Положения администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) на основании указанного в пункте 2.1 Положения заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте утверждается решением Саратовской городской Думы. На основании п. 2.3. Положения граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельных участков, на основании информации, указанной в пункте 2.2 Положения, подают заявления о предоставлении земельного участка в комитет в течение 30-дневного срока со дня публикации информации. Заявление должно соответствовать требованиям, указанным в пункте 2.1 Положения. В порядке п. 2.4. Положения рассмотрению подлежат все заявления, поступившие до истечения установленного срока. В случае если заявление не соответствует установленным требованиям или поступило в комитет по истечении указанного в пункте 2.3 Положения срока, комитет в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления уведомляет заявителя об отказе в рассмотрении заявления. Данные нормы Положения соответствуют абзацу первому пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому на органы местного самоуправления возложена обязанность заблаговременной публикации информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам на определенном праве и предусмотренных условиях, обязанность рассмотрения всех заявок, поступивших до определенного процедурами срока. Во взаимосвязи со ст. 34 Земельного кодекса РФ пункты 2.2.-2.4 Положения направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а потому сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя, перечисленные в заявлении. В связи с чем, указанные пункты Положения соответствуют требованиям закона. Кроме того, постановлением администрации МО «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ Фролову П.А. отказано в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 1654 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б/н, в <адрес>, для целей, не связанных со строительством - размещение автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта по тем основаниям, что земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1.1 - зона перспективного развития многоэтажной многоквартирной жилой застройки (со сносом существующей застройки), для которой вид разрешенного использования земельного участка «автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта» является условно разрешенным; размещение автостоянок осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (л.д. 11). В связи с чем, права заявителя Фролова П.А. на приобретение права аренды на земельный участок нарушены лишь оспариваемым им п. 3.2 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей не связанных со строительством, который признан недействующим. Принимая во внимание вышеизложенное, оценив имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд находит, что в оспариваемой заявителем части решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах полномочий органа местного самоуправления, права либо свободы гражданина Фролова П.А. не нарушены. В связи с чем, решение в оспариваемой части не противоречит требованиям федерального закона, не может быть признано недействующим. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 251 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Фролова Павла Александровича об оспаривании пунктов 2.2., 2.3., 2.4 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством», утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, заинтересованные лица - Саратовская городская Дума, администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Судья С.В. ЮДИНА