Дело № 2-3869/2011г Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 сентября 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Нестеренко Е.Г., при секретаре: Хайрулиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Шайхудиновой Светланы Юрьевны к администрации муниципального образования «Город Саратов», 3-и лица Шайхудинов Роман Алиевич, Шайхудинова Наталия Алиевна, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Ленинского района г. Саратова в защиту прав Шайхудиновой Светланы Юрьевны обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», 3-и лица Шайхудинов Роман Алиевич, Шайхудинова Наталия Алиевна, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», о признании бездействия незаконным, внеочедном предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указал, что Шайхудинова С.Ю. проживает в коммунальной квартире <адрес>. На основании, заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 06 декабря 2002 года № 35/4, <адрес> отнесен к категории непригодных для постоянного проживания, дефекты здания не могут быть устранены технически. Данное заключение утверждено распоряжением администрации Ленинского района г.Саратова № 337/3р от 26.03.2003 года, согласно которого дом признан аварийным и подлежит сносу. Однако, вопрос о предоставлении жилого помещения истцу не решен до настоящего времени. Нарушение прав истца носит длящийся характер. Однако администрацией муниципального образования «Город Саратов» мер по отселению физических лиц из многоквартирного дома, признанного непригодным для постоянного проживания, до настоящего не принято, соответствующее распоряжение не издано. В связи с изложенным прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Шайхудиновой С.Ю. и ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Шайхудиновой С.Ю.. и ее семье благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 36,86 кв.м. в пределах г. Саратова. В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Саратова Щелокова Е.В. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске. В судебном заседании истец Шайхудинова С.Ю., третьи лица Шайхудинова Н.А. и Шайхудинов Р.А. поддержали заявленные требования, просили иск удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых принадлежат им на праве собственности.Учитывая, что истец является собственником 1/2 доли кв. <адрес>, наличие у истца иного жилого помещения в собственности, является препятствием для получения нового жилого помещения взамен аварийного жилья, и, следовательно, отсутствует правовое основание для понуждения администрации муниципального образования «Город Саратов», как органа местного самоуправления, предоставить ей жилое помещение.Вопросы признания помещения находящегося в собственности граждан в многоквартирном доме, непригодным для проживания, а дома аварийным, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (глава 5), постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 и пунктами 20-23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ».Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.В случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.Истцом не представлено доказательств признания указанного дома непригодным для проживания в установленном законом порядке. То есть, отсутствуют какие-либо правовые основания для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию муниципального образования «Город Саратов». Поскольку дом <адрес> официально не признан аварийным, оснований для издания распоряжения по отселению физических лиц, из указанного дома не имелось и бездействия не наступило. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным представителем администрации муниципального образования «Город Саратов».Представитель третьего лица администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным представителем администрации муниципального образования «Город Саратов». Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В судебном заседании установлено, что Шайхудинова С.Ю. со своими детьми Шайхудиновой Н.А. и Шайхудиновым Р.А. проживает в коммунальной квартире <адрес>, общей площадью 60,7 кв.м., жилой площадью 41,0 кв.м.(состоящей из трех комнат площадью -16,1; 16,2; 8,7 кв.м.) и подсобной площади 19,7 кв.м.( коридора-10,1 кв.м.; кухни-6,7 кв.м.; санузла-2,3 кв.м. и шкафа-0,6 кв.м.). Истец в данной квартире занимает две жилых комнаты площадью 16,2 и 8,7 кв.м. Комнату площадь. 16,1 кв.м. занимает соседка ФИО8 с несовершеннолетним сыном, которые зарегистрированы в данном жилом помещении. Как следует из паспортов истца Шайхудиновой С.Ю., третьих лиц Шайхудиновой Н.А. и Шайхудинова Р.А, а также справки ООО Управляющей компании «иные данные», они зарегистрированы в кв. <адрес> ( л.д.11-15) соответственно с 1967,1985 и 1986 года. Согласно пояснений истца, квартира № предоставлялась с момента сдачи дома в эксплуатацию ее бабушке ФИО3 по ордеру, который ввиду истечения длительного периода времени- не сохранился. В трехкомнатной квартире № истец зарегистрирована и проживала с рождения вместе с родителями, занимая одну комнату на состав семьи из четырех человек. В 1991 году с разрешения администрации «иные данные», который в тот момент назывался: иные данные», который в настоящее время не существует, семья Шайхудиновой С.Ю. переселилась в квартиру № заняв две жилые комнаты площадью 16,2 и 8,7 кв.м., в которых проживает вместе с детьми до настоящего времени, на ее имя был открыт лицевой счет (л.д. 63), соответственно с 1991 года Шайхудинова оплачивает коммунальные услуги, по фактически занимаемому помещению, в квартире №. Произвести регистрацию в квартире № по месту фактического проживания, Шайхудиновой С.Ю. было отказано, поскольку дом был признан аварийным и прописка в данном доме была запрещена. На основании справки МУП иные данные, Шайхудинова Светлана Юрьевна является собственником 1/2 доли квартиры <адрес> ( л.д. 61). Согласно заключению межведомственной комиссии от 06 декабря 2002 года № 35/4 о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, назначенной распоряжением администрации Ленинского района г. Саратова от 07.12.2001г. № 798 (л.д.17-18), и протокола заседания межведомственной комиссии по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания № 35 от 06.12.2002 года (л.д.19-22), жилой дом <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, на основании технической инвентаризации домовладений и вспомогательной ведомости по переоценке строений от иные данные ( л.д.3-33), акта технического обследования иные данные 9л.д. 23-24), МУ «иные данные» (л.д. 25-28), ПЧ-5 (л.д.29), дом <адрес> 1953 года постройки, двухэтажный, без подвала с усредненным сроком эксплуатации 50 лет, физический износ по данным иные данные составил 65 лет. При обследовании дома установлено выпучивание наружных стен, просадка конструкций цоколя, прогибы площадок лестничной клетки и частичная потеря устойчивости деревянных ступеней, гниение деревянных конструкций покрытия, перекрытия, лестничных маршей, стены поражены плесенью, половое покрытие деформировано, микроклимат помещений не соответствует ГОСТ 30494-96. Физический износ дома составляет 65%. В связи с изложенным комиссией сделан вывод о непригодности дома <адрес> для постоянного проживания, дефекты которого не могут быть устранены технически. В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Согласно ч.3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с п.п.1,2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. В соответствии с ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли в 2002 г. - признание дома непригодным для проживания, в связи с чем Шайхудинова и члены ее семьи нуждаются в жилом помещении. Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен признанного аварийным, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом является аварийным, непригодным для проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. Судом установлено, что между администрацией Ленинского района г.Саратова и истцом Шайхудиновой С.Ю. имеет место фактически сложившийся договор социального найма квартиры № поскольку истица пользуется и оплачивает коммунальные услуги за две комнаты площадью 8,7кв.м. и 16,2 кв.м., жилой площадью 24,9 кв.м. и общей площадью-36,87 кв.м., что подтверждается пояснениями истца, требованием об оплате коммунальных платежей с указанием номера лицевого счета (л.д.63), справкой формы № 1 ООО Управляющей Компании «иные данные» (л.д.64). При решении вопроса о размере предоставляемого истцу жилого помещения суд учитывает, что согласно технического паспорта квартиры <адрес> с экспликацией, ( л.д.47-55) истица проживает в квартире общей площадью 60,7 кв.м., общей жилой площадью 41,0 кв.м.(16,1 кв.м.,16,2 кв.м, 8,7 кв.м.) и подсобной площади-19,7 кв.м.,( кухня-6,7 кв.м., коридор -10,1 кв.м.,санузел-2,3 кв.м., шкаф-0,6 кв.м.). Соответственно, общая площадь, приходящаяся на долю нанимателя Шайхудинову С.Ю. ( с учетом общей жилой и вспомогательной площадей) в данной коммунальной квартире, составляет 36,86 кв.м. (19,7:41х24,9+24,9). Анализ исследованных доказательств позволяет суду прийти к выводу, что истцу на семью из трех человек (она, ее сын и дочь, подтвердившие в судебном заседании требование о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма) должно быть предоставлено равноценное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 36,86 кв.м., состоящее из 2-х жилых комнат. Доводы представителя ответчика и 3-го лица о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить Шайхудинову С.Ю., имеющую в собственности жилье, другим жилым помещением, взамен не пригодного для проживания, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает, поскольку в соответствии со ст. ст. 57,89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер и не связан с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о признании дома <адрес> непригодным для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке. образования «Город Саратов» суд исходил из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. В порядке ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со ст. 34 Устава г. Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города. Администрация Ленинского района г. Саратова является территориальным органом местного самоуправления, будучи юридическим лицом и распределителем бюджетных средств, наделена соответствующими полномочиями, в перечень которых не входит предоставление жилых помещений. В соответствии с Постановлением мэра г. Саратова от 10.05.2007 г. № 19 «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города. Суд находит обоснованными требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению Шайхудиновой С.Ю.. жилого помещения, поскольку с декабря 2002 г., когда дом признан не пригодным для постоянного проживания, истица и члены ее семьи жилым помещением не обеспечены, а распоряжение по отселению физических лиц из многоквартирного дома, признанного не пригодным для постоянного проживания, до настоящего времени администрацией Муниципального образования «Город Саратов» не издано. В связи с чем, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Шайхудиновой С.Ю. из жилого дома, признанного непригодным для проживания должно быть признано незаконным. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Шайхудиновой С.Ю.. из жилого дома, признанного непригодным для проживания. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Шайхудиновой Светлане Юрьевне на семью из трех человек (Шайхудинова С.Ю., Шайхудинова Н.А., Шайхудинов Р.А.) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 36,86 кв.м., состоящее из двух жилых комнат. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья