Дело № 2-3868/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 сентября 2011 г. г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Нестеренко Е.Г., при секретаре Хайрулиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Шмелькова Александра Ивановича к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения У С Т А Н О В И Л: Заместитель прокурора Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав Шмелькова Александра Ивановича к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указал, что Шмельков А.И. проживает в квартире <адрес>, который признан аварийным и подлежит сносу на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 09 декабря 2002 года № 36/3. Однако, вопрос о предоставлении жилого помещения истцу не решен до настоящего времени. Нарушение прав истца носит длящийся характер. Распоряжение о сроках отселения граждан до настоящего времени не принято в нарушение действующего законодательства. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Шмелькова А.И. из жилого дома, признанного непригодным для проживания, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Шмелькову А.И. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 17,2 кв.м. в пределах г. Саратова. Истец Шмельков А.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, о чем в деле имеется заявление. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца. В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Саратова поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых принадлежат им на праве собственности.Учитывая, что комната, площадью 11,1 кв.м., в которой проживает истец, находящаяся в кв. <адрес> находится в собственности Шмелькова А.И., у него отсутствует право на получение нового жилого помещения взамен указанной квартиры, и, следовательно, отсутствует правовое основание для понуждения администрации муниципального образования «Город Саратов», как органа местного самоуправления, предоставить ему жилое помещение.Вопросы признания помещения находящегося в собственности граждан в многоквартирном доме, непригодным для проживания, а дома аварийным, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (глава 5), постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 и пунктами 20-23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ».Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.В случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.Истцом не представлено доказательств признания указанного дома непригодным для проживания в установленном законом порядке. То есть, отсутствуют какие-либо правовые основания для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию муниципального образования «Город Саратов». Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным представителем администрации муниципального образования «Город Саратов». Представитель третьего лица администрации Ленинского района г.Саратова муниципального образования «Город Саратов» возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным представителем администрации муниципального образования «Город Саратов». Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества (комнаты) от 30 апреля 2002 года Шмельков А.И. является собственником жилой комнаты площадью 11,1 кв.м. в коммунальной квартире <адрес>, общей полезной площадью 45,1 кв.м., жилой площадью 29,1 кв.м., состоящая из двух жилых комнат, соответственно 11,1 кв.м и 18 кв. м., коридоров 1,7 кв.м. и 4,6 кв.м, кухни 7,4 кв.м., туалета 2,3 кв.м., что подтверждается вышеуказанным договором (л.д.41), свидетельством о государственной регистрации права (л.д.39), планом указанной квартиры ( л.д. 45). В указанном жилом помещении зарегистрирован и проживает: собственник Шмельков А.И. - с 2002 года.( л.д. 12). Согласно заключению межведомственной комиссии от 09 декабря 2002 года № 36/3 о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, назначенной постановлением главы администрации г. Саратова от 07.12.2001г. № 798-р жилой дом <адрес> признан аварийным, а квартиры в нем - непригодными для постоянного проживания на основании акта технического обследования, и заключения о состоянии несущих конструкций данного дома, заключения санитарно-эпидемиологической обследования, подготовленной ЦГСН «иные данные» (л.д. 20-21,) Как следует из сообщения Управления Государственной противопожарной службы от 05.12 2002 года (л.д.17), акта обследования дома <адрес> специалистами иные данные от 15.11.2002 года ( л.д. 23-24), акта общего сезонного осмотра здания от октября 2002 года ( л.д.25-26) ведомости по переоценке строений от 05.12.2002 года состояние основных строительных конструкций здания жилого дома <адрес>, фундаменты здания находятся в плохом состоянии с неравномерными осадками фундаментов и грунтов основания, с износом свыше 60%, наружные стены дома имеют выпучивание на величину 15-20 см, поражены плесенью, находятся в ветхом состоянии с физическим износом 60%; междуэтажные перекрытия лестничные клеток имеют прогибы имеют износ свыше 60 %, половое покрытие деформировано, микроклимат в помещениях не соответствует ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»,находятся в плохом состоянии, конструкции чердачного перекрытия, стропильных лаг и обрешетки подвержены гниению, отсутствует утеплитель, износ составил свыше 60 %, входные двери и оконные проемы имеют перекос, дверные и оконные блоки подвержены гниению, износ составляет свыше 60%. Физический износ дома составляет более 68 %. В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу п.п.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. В соответствии с ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли в 2010 г. - признание дома непригодным для проживания. Наличие у истца в собственности жилого помещения правового значения в данном случае не имеет, поскольку в силу ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации он должны быть выселен из аварийного жилья с предоставлением жилого помещения. Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен аварийного, непригодного для проживания, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом является аварийным, непригодным для проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. При решении вопроса о размере предоставляемого Шмелькову А.И. жилого помещения суд учитывает, что согласно плана квартиры МУП «иные данные» (л.д.45), договора купли-продажи, Шмельков А.И. является собственником комнаты площадью 11,1 в.м. в коммунальной квартире <адрес> общей площадью 45,1 кв.м., жилой площадью 29,1 кв.м., состоящей из двух жилых комнат площадью 11,1 кв.м., 18,0 кв.м., кухни, двух коридоров, туалета. Таким образом, общая вспомогательная площадь квартиры составляет 16 кв.м.( 1,7+4,6.+7,4+2,3), общая жилая площадь составляет 29,1 кв.м. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Шмелькову А.И. должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 17,2 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты ( 16: 29,1х11,1+11,1=17,2) Доводы представителей ответчика и третьих лиц о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о признании дома <адрес> непригодным для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке. Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов», суд исходит из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. В порядке ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со ст. 34 Устава г. Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города. Администрация Ленинского района г. Саратова является территориальным органом местного самоуправления, будучи юридическим лицом и распределителем бюджетных средств, наделена соответствующими полномочиями, в перечень которых не входит предоставление жилых помещений. В соответствии с Постановлением мэра г. Саратова от 10.05.2007 г. № 19 «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города. Суд находит обоснованными требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению Шмелькову А.И жилого помещения, поскольку с декабря 2002 г., когда дом признан непригодным для постоянного проживания, истец жилым помещением не обеспечен, мер и решений по обеспечению его жилым помещением не принято. В связи с чем, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Шмелькова А.И. из жилого дома, признанного непригодным для проживания должно быть признано незаконным. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Шмелькова Александра Ивановича из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Шмелькову Александру Ивановичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 17,2 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение. Судья Нестеренко Е.Г.