И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Волжский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Юдиной С.В., при секретаре Федоровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Сухова Олега Александровича к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным решения органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Сухов О.А. обратился в суд с указанными выше исками, в обосновании которых указал, что является арендатором земельного участка площадью 27835 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и договора замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а также арендатором земельного участка площадью 33078 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на 49 лет, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и договора замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № и № ему отказано в предоставлении в собственность указанных земельных участков по тем основаниям, что часть испрашиваемых участков расположена в границах территории общего пользования. С данным отказом он не согласен, считает его незаконным, т.к. ответчик неправильно толкует п. 12 ст. 85 ЗК РФ, поскольку на испрашиваемых земельных участках никаких объектов общего пользования не располагается. Согласно ответу ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес>, сведения об установлении границ территорий общего пользования, в том числе, ограниченными красными линиями на территории земельных участков с кадастровыми номерами № и № в государственном кадастре недвижимости, отсутствуют. Просил суд признать незаконными постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № и № об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 27835 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> б/н, и земельного участка площадью 33078 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, и предоставить ему в собственность данные земельные участки. Истец Сухов О.А., ответчик администрация муниципального образования «Город Саратов», третье лицо комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились. Истец Сухов О.А. просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования Сухова О.А. в полном объеме, дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит требования Сухова О.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям: В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу требований ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. Как установлено в судебном заседании, Сухов О.А. является арендатором земельного участка площадью 27835 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и договора замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а также арендатором земельного участка площадью 33078 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на 49 лет, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и договора замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-15, 16, 17-18, 71-76, 77, 78-79). Вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № - земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 26-27, 87-88). ДД.ММ.ГГГГ Сухов О.А. обратился в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлениями о предоставлении права собственности и заключении договоров купли-продажи на земельный участок площадью 27835 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, и земельный участок площадью 33078 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, б/н (л.д. 19, 80). Постановлениями администрации муниципального образования «Город Саратов» № и № от ДД.ММ.ГГГГ Сухову О.А. отказано в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что часть испрашиваемых земельных участков расположена в границах территории общего пользования. Земельные участки общего пользования приватизации не подлежат (л.д. 20, 81). Письмом комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» сообщено, что земельные участки расположены в двух зонах: ОД-2 (зоне многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания), Ж-4 (зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа) и частично на территории общего пользования в красных линиях <адрес> (л.д. 104). Однако, сведения об установлении границ территорий общего пользования, в том числе, ограниченных красными линиями на территории земельных участков с кадастровыми номерами № и № в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (л.д. 21). Согласно ст. 10 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления. В силу ст. 33 Устава г. Саратова администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области. В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:изъятия земельных участков из оборота;установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ). Границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) обозначают красные линии (статья 1 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность является пересечение земельного участка утверждённой и надлежащим образом установленной красной линией. Решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 г. № 25-240 утверждён Генеральный план города Саратова. Пунктом 2.3 Постановления главы администрации г. Саратова от 16 июня 2008 г. № 784 «О плане реализации Генерального плана города Саратова» комитету по архитектуре и градостроительству администрации города предписано подготовить проекты планировки территорий общего пользования города в следующие сроки: -центрального планировочного района города - до 1 июля 2010 года; -иных территорий - до 31 декабря 2011 года. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (пункт 5 статьи 45 ГрК РФ). Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории (пункт 3 статьи 42 ГрК РФ) и отображаются в проекте межевания территории (пункт 5 статьи 43 ГрК РФ). Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) (утв. постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. № 18-30) красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в том числе: -в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; -в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; -при инвентаризации земель в поселениях; -при установлении границ землепользовании; -в проектах землеустройства; -в проектах межевания территорий; -в установлении границ территориальных зон в поселениях; -в земельном и градостроительном кадастрах; -на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право Установление красных линий в натуре (на местности) осуществляется организациями, имеющими лицензии на проведение этих работ, и оформляется актом выноса красных линий в натуре (на местность) (пункт 5.11). Согласно ст. 8, 9, 18, 23 Градостроительного Кодекса РФ и ч. 2, ч. 9 ст. 23, ст. 27 Земельного Кодекса РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ«Огосударственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. Кроме того, в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения обобъекте недвижимости, а именно сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в срок не более чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации права на объект недвижимости и сделок с ним представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий сведения о зарегистрированном ограничении (обременении) вещного права на такой объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), в объеме соответствующих сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если зарегистрировано ограничение (обременение) вещного права на такой объект недвижимости) (статья 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Согласно с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Как следует из ст. 11, 36 Градостроительного кодекса РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Это означает, что правовой режим земельных участков общего пользования, равно как и всего, что находится над и под поверхностью таких земельных участков, определяется не нормами градостроительного, а земельного, гражданского и природоресурсного законодательства. В представленных заявителем кадастровом паспорте земельного участка, выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о наличии красных линий и зарегистрированных, в этой связи ограничениях (обременениях) прав на земельный участок. Таким образом, доказательства наличия установленных красных линий на испрашиваемом земельном участке отсутствуют. Следовательно, на момент обращения заявителя, проекты планировки территорий общего пользования не подготовлены, красные линии в составе проектов не утверждены. Кроме того, согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), а испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами № и № являются землями сельскохозяйственного назначения, находятся в аренде у Сухова О.А. с 2009 года, до этого в 2004 г. были предоставлены в аренду ОПХ «Волга». Кроме того, суд считает, что ответчиками не представлены доказательства вхождения в часть испрашиваемых земельных участков территорий общего пользования, т.к. согласно представленным фрагментам карты градостроительного зонирования, вокруг земельных участков, принадлежащих истцу на праве аренды, расположены пашни. Таким образом, суд находит, что указанные в постановлениях АМО «Город Саратов» об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, являются необоснованными и незаконными, поскольку отсутствует регистрация обременения земельных участков, следовательно, отсутствуют препятствия, указанные в ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В связи с чем, суд считает постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ и № об отказе в предоставлении в собственность Сухову О.А. земельного участка площадью 27835 кв.м. с кадастровым номером №, и № от ДД.ММ.ГГГГ участка площадью 33078 кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, б/н, по указанным в них основаниям, незаконными. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Таким образом, суд, признав оспариваемое решение незаконным, возлагает обязанность совершить определенное действие. В данном случае, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» должна быть возложена обязанность рассмотреть заявления Сухова О.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему в собственность земельных участков, в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Однако судом не может быть удовлетворено требования истца, о возложении на ответчика обязанности по принятию решения о предоставлении ему в собственность земельных участков, т.к. предметом настоящего дела является проверка законности принятого администрацией муниципального образования «Город Саратов» решения по основаниям, указанным в нем. Поскольку вопрос о возможности предоставления права собственности и заключения договоров купли-продажи земельных участков входит в компетенцию органа местного самоуправления, требования Сухова О.А. о возложении обязанности на администрацию МО «Город Саратов» по принятию решения о предоставлении ему в собственность испрашиваемых земельных участков являются преждевременными и не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность Сухову Олегу Александровичу земельного участка, площадью 27835 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н. Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность Сухову Олегу Александровичу земельного участка, площадью 33078 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявления Сухова Олега Александровича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему в собственность земельных участков, площадью 27835 кв.м. с кадастровым номером №, и площадью 33078 кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, б/н, в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Судья С.В. ЮДИНА
пользования, владения.