возложение обязанности издать распоряжение



Дело № 2- 3734

                                                           РЕШЕНИЕ

                                          Именем Российской Федерации

                                         

       

        15 сентября 2011 г.                                                                  г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова

        в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре Габитовой Г.Ж.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ястребцова В.В. к Администрации муниципального образования « Город Саратов», Администрации Волжского района муниципального образования « Город Саратов» о возложении обязанности издать распоряжение,

                                              У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что на основании договора социального найма, который был переоформлен 13.12.2006 г. ему - Ястребцову В.В. была предоставлена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, ул. ФИО5, <адрес> (литера А). 18.03.2010 г. вышеуказанный дом сгорел. 31.03.2010г. истец обратился в администрацию Волжского района г. Саратова с заявлением о том, что произошел пожар и просьбой решить жилищную проблему. 20.04.2010г. администрацией Волжского района истцу было разъяснено, что необходимо сначала признать квартиру непригодной для проживания и аварийной. Заявление о признании указанной квартиры непригодной для проживания с соответствующим приложением Ястребцовым В.В. было подано в администрацию Волжского районаг. Саратова 22.04.2010 г. Однако, заключение межведомственной комиссии по признаниюпомещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) дляпроживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу было готово лишь2010 г., в то время как в соответствии с п. 46 Положения «О признании помещения жилымпомещением жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного домааварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного ПостановлениемПравительства РФ №47 от 28.01.2006 г., данное заключение межведомственной комиссиидолжно быть принято в течение 30 дней с даты регистрации заявления, то есть с 22.04.2010 г. Согласно заключению межведомственной комиссии по признанию помещений жилымипомещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания имногоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 30.09.2010 г. № 9/10 жилой <адрес> по ул. ФИО5 г. Саратова признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствиип.п.48, 49 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещениянепригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу илиреконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 г., наосновании     полученного     заключения     межведомственной     комиссии     орган     местногосамоуправления издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения исроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу, <адрес> сгорел 18.03.2010 г., а распоряжение о мероприятиях по отселению жильцов этого дома до настоящего времени - 29.07.2011г. не готово и находится на согласовании в структурных подразделениях Администрации муниципального образования «Город Саратов».Квартира , расположенная в сгоревшем <адрес> по ул. ФИО5 в г. Саратове была единственным местом жительства истца, поэтому полтора года он вынужден снимать жилое помещение. Истец просил обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» и Администрацию Волжского района подготовить и предоставить Ястребцову В.В. распоряжение «О мероприятиях по отселению физических лиц из жилых помещений многоквартирного <адрес> по ул.им. ФИО5 в г. Саратове».

       Заявлением от 25.08.2011 г. истец уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию муниципального образования « Город Саратов» и администрацию Волжского района муниципального образования « Город Саратов» подготовить и предоставить истцу распоряжение об отселении муниципальной <адрес> ( литер А) по ул. ФИО5 в г. Саратове.

        В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просит возложить на Администрацию муниципального образования « Город Саратов» обязанность принять распоряжение в отношении жилого <адрес> ( литер А) по ул. ФИО5 в г. Саратове, на основании заключения межведомственной комиссии от 30.09.2010г. № 9/10. В обоснование заявленного требования дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

        Представители Администрации муниципального образования « Город Саратов» Межевич Ю.А. и Администрации Волжского района г. Саратова Бентюкова М.Н., действующие на основании доверенностей в судебном заседании иск не признали, пояснив, что проект распоряжения, подготовленный на основании заключения межведомственной комиссии № 9/10 от 30.09.2010г. о признании <адрес> по ул. ФИО5 в г. Саратове непригодным для проживания, находится на согласовании в структурных подразделениях администрации муниципального образования « Город Саратов», а потому оснований для удовлетворения требований истца, не имеется. В иске Ястребцову В.В. просили отказать.

        Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

         Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

     Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

      Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

      С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

      В соответствии с ч.1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недоступности произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещения по назначению.

       Закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

          Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности ( преамбула, ст.2, ст. 21 ч.1 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих

требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

       В соответствии с п. п. 1,8,9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

       Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ( п. 49).

       В силу указанных норма определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц является компетенцией органов местного самоуправления.

      В судебном заседании установлено, что истец является нанимателем <адрес> по ул. ФИО5 в г. Саратове ( л.д. 12, 13).

       18.03.2010 г. в результате пожара огнем уничтожена жилая <адрес> по ул. ФИО5 в г. Саратове и находящееся в ней имущество ( л.д. 14).

       22.10.2010г. истец обратился в администрацию Волжского района г. Саратова с заявлением о признании <адрес> по ул. ФИО5 в г. Саратове непригодной для проживания, после произошедшего пожара ( л.д. 9).

      Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, назначенной Постановлением главы администрации г. Саратова от 08.08.2006г. № 212А « О создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными ( непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» ( с изменениями от 26.09.2006г. № 299) № 9/10 от 30.09.2010 г. жилой <адрес> ( литер А ) по ул. им. ФИО5 признана аварийным и подлежащим сносу ( л.д. 15-17).

      С сентября 2010г. органом местного самоуправления распоряжение о дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <адрес> по ул. ФИО5 в г. Саратова, на основании заключение межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными ( непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу № 9/10 от 30.09.2010г., не принято.

      В соответствии с п. 2 ст. 26 ФЗ от 28.08.1995г. № 154-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 6 ГК РФ, органы местного самоуправления обязаны рассмотреть обращения граждан и юридических лиц в срок, не превышающий одного месяца.

      Поскольку ответчиком - Администрацией муниципального образования « Город Саратов» по истечении более одиннадцати месяцев со дня подготовки заключения межведомственной комиссии о признании <адрес> по ул. ФИО5 в г. Саратове непригодным для проживания, распоряжение о дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого дома не принято, учитывая вышеуказанные нормы права, принципы добросовестности и разумности, суд пришел к выводу, что срок рассмотрения Администрацией муниципального образования « Город Саратов» заключения межведомственной комиссии № 9/10 от 30.09.2010г. в отношении многоквартирного жилого <адрес> по ул. ФИО5 в г. Саратове, вышел за рамки разумных сроков реагирования.

       Принимая во внимание, что отсутствие распоряжения органа местного самоуправления о дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <адрес> по ул. ФИО5 в г. Саратова, нарушает гарантированные Конституцией РФ права истца на жилище, суд находит требования Ястребцова В.В. подлежащими удовлетворению.

       С учетом обстоятельств конкретного дела, положений ст. 12 ГК РФ, суд считает правильным обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять распоряжение о дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <адрес> по ул. ФИО5 в г. Саратова, на основании заключение межведомственной комиссии по признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу № 9/10 от 30.09.2010г., в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

                                                          Р Е Ш И Л :

         Обязать Администрацию муниципального образования « Город Саратов» принять распоряжение о дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <адрес> по ул. ФИО5 в г. Саратова, на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными ( непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу № 9/10 от 30.09.2010г., в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

      Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд в течение 10 дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

    

    Судья: