Дело № 2-3870/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 сентября 2011 г. г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Нестеренко Е.Г., при секретаре Хайрулиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Шейкиной Елены Борисовны к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав Шейкиной Елены Борисовны к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указал, что Шейкина Е.Б. с членами семьи проживает в квартире <адрес>, который признан непригодным для постоянного проживания и дефекты не могут быть устранены технически на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, от 09 декабря 2002 года № 36/3 (л.д. 29-30). Распоряжением администрации Ленинского района г. Саратова № 337-р от 03.03.2003 года (л.д. 31) утверждено решение межведомственной комиссии по признанию жилых домов, в том числе дома <адрес> непригодным для постоянного проживания. Однако, вопрос о предоставлении другого жилого помещения истцу не решен до настоящего времени. Нарушение прав истца носит длящийся характер. Распоряжение о сроках отселения граждан до настоящего времени не принято в нарушение действующего законодательства. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Шейкиной Е.Б. и ее членов семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Шейкиной и ее членам семьи благоустроенное жилое помещение по площади не мене ранее занимаемого. Третье лицо, представитель Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса. В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Саратова Щелокова Е.В. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске, уточнив требования в части предоставления жилья по договору социального найма, общей площадью не менее 28,21 кв.м. в пределах г. Саратова. Истец Шейкина Е.Б. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что не соблюдена процедура признания дома непригодным для проживания,указанный жилой дом не включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 год» в связи с чем, администрация не может предоставить жилое помещение по договору социального найма. Поскольку дом не признан аварийным, бездействие отсутствует, просила в иске отказать. Представитель администрации Ленинского района администрации муниципального образования «Город Саратов» просил в иске отказать по основаниям, изложенным представителем ответчика. Третьи лица Шейкина О.Н. и Леденева Н.В., не заявляющие самостоятельных исковых требований, прокурора поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В судебном заседании установлено, что Шейкина Е.Б. является нанимателем комнаты площадью 18,0 кв.м коммунальной квартиры <адрес>, общей полезной площадью 45,6 кв.м., жилой площадью 29,1 кв.м., состоящей из двух жилых комнат 18,0 кв.м и 11,1 кв. м., коридоров 1,7 кв.м. и 4,6 кв.м, кухни 7,4 кв.м., совмещенного санузла 2,8 кв.м., что подтверждается выпиской из инвентарного дела с экспликацией и планом квартиры (л.д.71-75). Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком в указанном жилом помещении истец проживает с рождения. Зарегистрированы в данной квартире: истец - с 1980 года, и ее дети: Шейкина О.Н. -с 1992года и Леденева Н.В. (Шайкина - свидетельство о браке от 03.10.2009г- л.д. 83). -с 1983 года (л.д.11-14, 38-39, 83). Договора социального найма с истицей не заключено, однако на ее имя открыт лицевой счет № 1114 ( л.д.63) согласно которого ею оплачиваются коммунальные услуги ( л.д.76). Таким образом, между сторонами имеет место фактически сложивший договор социального найма. Согласно решения междуведомственной комиссии от 09 декабря 2002 года № 36/3 о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, назначенной постановлением главы администрации г. Саратова от 07.12.2001г. № 798-р жилой дом <адрес> признан аварийным, а квартиры в нем - непригодными для постоянного проживания, дефекты здания не могут быть устранены технически ( л.д. 29-30), что подтверждается также протоколом № 36 заседания междуведомственной комиссии по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 09.12.2002 года (л.д. 25-27). Кроме того, выводы о непригодности для постоянного проживания дома <адрес> подтверждаются исследованными в суде доказательствами: -заключением санитарно-эпидемиологической обследования, подготовленной ЦГСН «иные данные» (л.д. 17-18); -сообщением Управления Государственной противопожарной службы от 05.12 2002 года (л.д.28), -актом обследования дома <адрес> специалистами иные данные от 15.11.2002 года ( л.д. 15-16), -актом общего сезонного осмотра здания от октября 2002 года ( л.д.19-20), - В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу п.п.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. В соответствии с ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли в 2002 г. - признание дома непригодным для проживания. Отсутствие договора социального найма, между истицей и собственником дома- администрацией муниципального образования «Город Саратов», в данном случае не принимается судом во внимание, поскольку между сторонами имеют место фактически сложившиеся отношения договора социального найма, что подтверждается наличием открытых на ее имя лицевых счетов, по которым производится оплата предоставляемых услуг по коммунальному обслуживанию. Учитывая, что правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, вступившего в силу с 01.03.2005 года, поскольку обязательство перед истцом о предоставлении ему жилого помещения возникло в 1987 году, суд приходит к выводу о необходимости регулирования данных отношений Жилищным Кодексом РСФСР от 24.06.1983 года. В порядке ст. ст. 15, 37, 91, 93 ЖК РСФСР органы местного самоуправления распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилого фонда, находящихся в их ведении. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения в результате стихийных бедствий стали непригодными для проживания. Граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением им другого жилого помещения, если дом подлежит сносу или грозит обвалом. В силу ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива. В порядке ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области», вне очереди предоставляются жилые помещения гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом. Согласно ст. 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Суд приходит к выводу, что Шейкина Е.Б. имеет право на предоставление ей в пользование жилого помещения, в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в пользовании истца, непригодным для проживания в 2002 году, она и ее члены семьи не обеспечены до настоящего времени жильем. При этом следует учитывать, что обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» по обеспечению истца жилым помещением возложена на данного ответчика, как на лицо, несущее такую обязанность в соответствии с учетом положений ст. 15, 29, 37, 91, 96 ЖК РСФСР, ст.ст. 85-89 ЖК РФ. В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению Шейкиной Е.Б. и членов ее семьи. жилым помещением, являются необоснованными, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом является муниципальной собственностью, признан непригодным для проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. Кроме того, согласно сведений иные данные и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Шейкина Е.Б. и ее дочери жилья в собственности не имеют ( л.д.77-82). При решении вопроса о размере предоставляемого Шейкиной Е.Б. и членам ее семьи жилого помещения, суд учитывает положения статей 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Таким образом, с учетом данных инвентарного дела, экспликации и плана квартиры иные данные (л.д.71-75), суд приходит к выводу, что Шейкиной Е.Б. и членам ее семьи должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 28,21 кв.м.., состоящее из одной жилой комнаты. При определении размера жилой площади, которую необходимо предоставить, суд учитывает размер общей жилой площади квартиры- 29,1 кв.м, размер вспомогательной площади- 16,5 кв.м. и размер площади, занимаемой в квартире истицей-18,0 кв.м. ( 16,5 : 29,1 х 18,0 + 18,0 = 28,21 кв.м). Вторая комната (11,1 кв.м.)в данной квартире принадлежит на праве собственности ФИО8л.д.64-70). Доводы представителей ответчика и третьих лиц о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить истца и членов ее семьи другим жилым помещением, поскольку дом <адрес> по их мнению в установленном порядке не признан аварийным, суд не принимает во внимание, поскольку считает, что повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не требуется. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о признании дома <адрес> непригодным для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке. Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов», суд исходит из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. В порядке ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со ст. 34 Устава г. Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города. Администрация Ленинского района г. Саратова является территориальным органом местного самоуправления, будучи юридическим лицом и распределителем бюджетных средств, наделена соответствующими полномочиями, в перечень которых не входит предоставление жилых помещений. В соответствии с Постановлением мэра г. Саратова от 10.05.2007 г. № 19 «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города. Суд находит обоснованными требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению Шейкиной Е.Б. жилого помещения, поскольку с декабря 2002 г., когда дом признан непригодным для постоянного проживания, истец жилым помещением не обеспечен, мер и решений по обеспечению его жилым помещением не принято. В связи с чем, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Шейкиной Е.Б. и членов ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания должно быть признано незаконным. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Шейкиной Елены Борисовны и членов ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Шейкиной Елене Борисовне на состав семьи из трех человек (Шейкина Е.Б., Шейкина О.Н., Леденева Н.В.) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 28,21 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение. Судья Нестеренко Е.Г.
-ведомостью по переоценке строений от 05.12.2002 года состояние основных строительных конструкций здания жилого дома <адрес> 1954 года постройки, согласно которой фундаменты здания находятся в плохом состоянии с неравномерными осадками фундаментов и грунтов основания, с износом свыше 60%, наружные стены дома имеют выпучивание на величину 15-20 см, поражены плесенью, находятся в ветхом состоянии с физическим износом 60%; междуэтажные перекрытия лестничные клеток имеют прогибы имеют износ свыше 60 %, половое покрытие деформировано, микроклимат в помещениях не соответствует ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»,находятся в плохом состоянии, конструкции чердачного перекрытия, стропильных лаг и обрешетки подвержены гниению, отсутствует утеплитель, износ составил свыше 60 %, входные двери и оконные проемы имеют перекос, дверные и оконные блоки подвержены гниению, износ составляет свыше 60%. Физический износ дома составляет более 68 % (л.д.21-24).