И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 03 октября 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Нестеренко Е.Г., при секретаре Хайрулиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Матухиной Валентины Андреевны к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Матухиной Валентины Андреевны к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой по обращению Матухиной В.А. проверки установлено, что она проживает с членами семьи на условиях социального найма в отдельной трехкомнатной квартире <адрес>, общей площадью 61,6 кв.м., жилой площадью 41,7 кв.м.. Указанный жилой дом признан непригодным для проживания решением исполнительного Комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Саратова № 366/1 от 14.10.1987 года, и распоряжением администрации Ленинского района г. Саратова 26.03.2003 года № 337/3-р. При этом, мер по отселению Матухиной В.А. и членов ее семьи до настоящего времени не принято. В настоящее время состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с указанными обстоятельствами прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Матухиной В.А. и ее семьи из дома, признанного непригодным для проживания, незаконным и просит обязать ответчика предоставить Матухиной В.А. и ее членам семьи благоустроенное жилое помещение, общей площадью, не менее ранее занимаемого. Истец Матухина В.А. исковые требования прокурора поддержала. Матухин В.А. 1977г. рождения,, привлеченный судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, надлежаще извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил иск прокурора удовлетворить. Третье лицо Шайхудинова С.Ю., не заявляющая самостоятельных требований, привлеченная судом по своей инициативе, надлежаще уведомленная о дне, времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление, согласно которого не претендует на жилое помещение квартиры <адрес>, в которой зарегистрирована с членами своей семьи. Третье лицо, представитель Комитета по управлению имуществом администрации МО «Город Саратов», надлежаще извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил. С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Представитель прокуратуры Щелокова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, уточнила, что жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма общей площадью не менее 61,6 кв.м., состоящее из трех комнат. В судебном заседании представитель администрации МО «Город Саратов» возражала против иска прокурора. Показала, что не соблюдена процедура признания дома непригодным для проживания,указанный жилой дом не включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 год» в связи с чем, администрация не может предоставить жилое помещение по договору социального найма. Поскольку дом не признан аварийным, бездействие отсутствует, просила в иске отказать. Представитель администрации Ленинского района администрации МО «Город Саратов» г. Саратова Русина Е.В. поддержала доводы представителя ответчика, просила иск прокурора отклонить. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. В судебном заседании установлено, что Матухина В. А.. является нанимателем отдельной трехкомнатной квартиры <адрес>, площадью 61,6 кв.м. в доме <адрес>. В квартиру № Матухина В.А. вселилась как член в 1976 году, квартира предоставлялась ее свекрови ФИО7 в 1951 году. Лицевой счет на имя Матухиной В.А. открыт в 1999 году, после смерти мужа, который был нанимателем данной квартиры. Договор социального найма заключен с истцом 23.09.2011 года на жилое помещение квартиры <адрес>, состоящей из трех комнат, жилой площадью 41,7 кв.м., общей площадью 61,6 кв.м. Членом семьи нанимателя Матухиной В.А. является ее сын- Матухин В.А. 1993г. рождения, зарегистрирован в доме <адрес>- с 19.05.1977 года рождения зарегистрирован с 15.11.1993 (л.д. 11, 13-14). Согласно данным технического паспорта жилого дома <адрес>, выданного МУП «иные данные», указанное домовладение является двухэтажным, 1951 года постройки. Квартира <адрес>, расположенная на 1 этаже, является отдельной, состоит из 3 жилых комнат, площадью 16,5 ; 16,5; 8,7 кв.м., кухни, площадью 6,7 кв.м., коридора площадью 10,2 кв.м., шкафа площадью 0,5 кв.м. и кладовой площадью- 2,5 кв.м (л.д. 71-77). Согласно решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Саратова № 366/1 от 14.10.1987 года жилой дом <адрес> признан непригодным для проживания в связи с ветхим состоянием и не отвечающим санитарным требованиям (л.д.80). В соответствии с актом № 35/3 от 06.12.2002 года междуведомственной комиссии жилой дом <адрес> признан аварийным, непригодным для постоянного проживания, дефекты здания не могут быть устранены технически (л.д. 16-17). Указанный акт утвержден распоряжением администрации Ленинского района г. Саратова № 337/3-р от 26.03.2003 года (л.д. 15). Доводы ответчика и третьего лица, представителя администрации Ленинского района МО «Город Саратов» о том, что дом не признан в установленной законом порядке непригодным для проживания, суд находит не состоятельными и считает, что повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не требуется. Непригодность для проживания указанного дома ответчиком не оспаривается, подтверждается также: -санитарно-эпидемиологическим заключением от 22.11.2002 года, согласно которому дом <адрес> не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. На момент обследования-19.12.2002г. инженерные коммуникации, санитарно-техническое оборудование находилось в неудовлетворительном состоянии, нарушена гидроизоляция кровли, не функционирует система отопления, в квартирах видны следы затопления, стены поражены плесенью, половое покрытие деформировано, надворная уборная в неудовлетворительном состоянии, параметры микроклимата в жилых помещениях не соответствуют требованиям ГОСТ30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» (л.д. 22-23); -актом обследования дома специалистами иные данные от 15.ноября 2002 года, согласно которому обнаружены повреждения в виде выпучивания и разрушения штукатурного слоя до дранки, гниение досок перекрытия, гниение и расшатывание ступеней, гниение половых досок, гниение оконных и дверных коробок, гниение стропил кровли, частичное разрушение отмостки. Износ отдельных конструкций дома составил от 50% до 70 % (л.д. 24-25); -данными вспомогательной ведомости по переоценке строений иные данные», согласно которого износ конструктивных элементов основного строения дома <адрес> составляет по отдельным элементам от 60 до 70 %, а в среднем процент износа составляет 65 % (л.д.26-29); -протоколом № 35 заседания междуведомственной комиссии по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 06.12.2002 года, согласно п.5 решения которого жилой дом <адрес> признан непригодным для постоянного проживания и отнесен к группе непригодных, дефекты которых не могут быть устранены технически (л.д.18-21). Кроме того, судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения Матухиной В.А. и членам ее семьи не решен до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса, представленными материалами дела. Вышеуказанный дом не входит в программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2009-2010 годах» и «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2010 году». Иных помещений для проживания Матухина В А. и ее члены семьи не имеют (л.д. 13-14, 64-69). В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком, что в соответствии с актом Междуведомственной комиссии дом, в котором проживают истец и члены ее семьи, признан непригодным для проживания, в связи с ветхостью и аварийностью конструкций. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникло в 1987 г., когда жилой дом был признан впервые непригодным для проживания. Учитывая, что правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, вступившего в силу с 01.03.2005 года, поскольку обязательство перед истцом о предоставлении ему жилого помещения возникло в 1987 году, суд приходит к выводу о необходимости регулирования данных отношений Жилищным Кодексом РСФСР от 24.06.1983 года. В порядке ст. ст. 15, 37, 91, 93 ЖК РСФСР органы местного самоуправления распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилого фонда, находящихся в их ведении. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения в результате стихийных бедствий стали непригодными для проживания. Граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением им другого жилого помещения, если дом подлежит сносу или грозит обвалом. В силу ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива. В порядке ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области», вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом. Согласно ст. 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Суд приходит к выводу, что Матухина В. А. имеет право на предоставление ей и членам ее семьи в пользование жилого помещения, в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в пользовании истца, непригодным для проживания в 1987 году, она не обеспечена до настоящего времени жильем. При этом следует учитывать, что обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» по обеспечению истца жилым помещением возложена на данного ответчика, как на лицо, несущее такую обязанность в соответствии с учетом положений ст. 15, 29, 37, 91, 96 ЖК РСФСР, ст.ст. 85-89 ЖК РФ. В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению Матухиной В. А. и членов ее семьи жилым помещением, являются необоснованными. В соответствии со ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации и толкованием данных норм в Постановлении Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). При решении вопроса о размере предоставляемого Матухиной В.А.. и членам ее семьи жилого помещения суд учитывает данные квартиры <адрес>, а именно: технического паспорта, экспликации и плана квартиры <адрес>, являющейся отдельной квартирой, состоящей из 3 жилых комнат, общей площадью 61,6 кв.м., жилой площадью 41,7 кв.м. При этом факт регистрации в кв. <адрес> семьи Шайхудиновой С.Ю. судом во внимание не принимаются, поскольку сама по себе регистрация не порождает права предоставления жилья в порядке компенсации. Кроме того, как следует из заявления Шайхудиновой С.Ю., вопрос о предоставлении жилья по договору социального найма ее семье, решен в судебном порядке, исходя из данных фактически занимаемого жилого помещения -квартиры <адрес> ( л.д.79). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истице и членам ее семьи должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 61,6 кв.м., состоящее из трех жилых комнат. Суд находит обоснованными требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», ввиду не предоставления истице жилого помещения, поскольку с 1987 года и повторно с декабря 2002г., когда дом признан непригодным для постоянного проживания, однако Матухина В.А. и члены ее семьи жилым помещением не обеспечены, мер и решений по обеспечению их жилым помещением не принято. В связи с чем, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Матухиной В.А. из жилого дома, признанного непригодным для проживания должно быть признано незаконным. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Матухиной Валентины Андреевны и членов ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Матухиной Валентине Андреевне на состав семьи из двух человек (Матухина В.А. и Матухин В.А.) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Саратова общей площадью не менее 61,6 кв.м., состоящее из трех жилых комнат. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение. Судья Нестеренко Е.Г.