Дело № Дело № 2-4536/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 октября 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., при секретаре Язевой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Севяна Эдварда Григорьевича о признании незаконными пунктов № и № распоряжения комитета по управлению имуществом <адрес> № Т-7310-р от ДД.ММ.ГГГГ, установил: Севян Э.Г. обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что он ДД.ММ.ГГГГ комитетом по управлению имуществом <адрес> было вынесено распоряжение № №р о предоставлении Севяну Э.Г. в аренду сроком на двадцать пять лет земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 1125 кв. м для строительства кафе с мини-магазином и гостевой парковкой в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №. В связи с передачей полномочий по распоряжению по распоряжению земельными участками комитетом по управлению имуществом <адрес> администрации муниципального образования «Город Саратов» Севян Э.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратился в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о заключении договора аренды на вышеуказанный земельный участок. Однако ему было отказано по тем основаниям, что истек срок действия распоряжения. Действительно, пункт 2 распоряжения № Т-710-р предусматривал, что договор аренды вышеуказанного земельного участка заключается с комитетом по управлению имуществом <адрес> в шестимесячный срок. Согласно пункту 3 распоряжения № Т-7310-р в случае неисполнения данного требования указанное распоряжение утрачивает силу. Однако действующим законодательством РФ каких-либо ограничительных сроков для заключения договора аренды при предоставлении земельного участка не установлено. Севян Э.Г., считая, что пункты 2 и 3 распоряжения противоречат земельному законодательству и нарушают его права и свободы, в связи с чем просит признать пункты 2 и 3 распоряжения комитета по управлению имуществом <адрес> № Т-7310-р от ДД.ММ.ГГГГ незаконными. В судебном заседании представитель Севяна Э.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, является администрация муниципального образования «Город Саратов». Следовательно, отменив пункты 2, 3 распоряжения комитета суд возложит на себя полномочия по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, так как отмена данных пунктов возобновит права заявителя на земельный участок, фактически не имея на то полномочий, что повлечет за собой обязанность администрации к заключению договора аренды земельного участка. Соответственно, заключение договора аренды земельного участка неправомерно. Представители комитета по управлению имуществом <адрес>, администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования Севяна Э.Г. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статьям 9 и 36 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым акта и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили действия (бездействие). В то же время гражданин обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ч. 2 ст. 6 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). В судебном заседании установлено, что распоряжением комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № Севяну Э.Г. предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 64:48:040130:11, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1125 кв. м. Пункт 2 указанного распоряжения возложил на Севяна Э.Г. обязанность в шестимесячный срок заключить с комитетом по управлению имуществом <адрес> договор аренды участка. В соответствии с п. 3 распоряжения в случае невыполнения Севяном Э.Г. пункта 2 настоящее распоряжение утрачивает силу (л.д. 24). ДД.ММ.ГГГГ Севян Э.Г. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о заключении договора аренды сроком на 25 лет в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1125 кв. м для строительства кафе с мини-магазином и гостевой парковкой автомобилей в границах, указанных в прилагаемом к распоряжению комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 6). ДД.ММ.ГГГГ комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» представителю Севяна Э.Г. - ФИО3 был дан ответ, в соответствии с которым заявителю было сообщено об истечении срока действия распоряжения ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заключение договора аренды земельного участка на основании распоряжения комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р невозможно. Кроме того, в связи с тем, что с момента постановки на кадастровый учет земельного участка прошло два года, заявителю необходимо поставить земельный участок на государственный кадастровый учета, а затем обратиться с заявлением в установленном законом порядке о приобретении права на вновь образованный земельный участок (л.д. 7). В обоснование заявленных требований Севян Э.Г. ссылается на отсутствие ограничительных сроков для заключения договора аренды при предоставлении земельного участка, указанный в пункте 2 распоряжения, что установлением этого срока, нарушаются права заявителя на свободу договора, ограничивается его право землепользователя, поскольку в случае невыполнения требований о сроке он теряет права на земельный участок. Между тем, согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Пункт 2 распоряжения устанавливает лишь срок, в течение которого должен быть заключен договор аренды земельного участка, и не нарушает свободы заявителя в заключении договора. Не нарушается данным пунктом и право заявителя на заключение договора аренды земельного участка. Более того, данный пункт прямо предписывает заключить такой договор с целью окончательного оформления прав землепользователя. Таким образом, заявителем не доказан сам факт нарушения его прав и свобод оспариваемыми положениями ненормативного акта органа государственной власти. Не представлено заявителем доказательств нарушения каких-либо его прав и свобод и на момент рассмотрения дела в суде. Вместе с тем, устанавливая срок заключения договора аренды земельного участка, администрация действовала в рамках предоставленныхей законодательством полномочий, исходя из особого статуса земли как объекта права собственности, с учетом значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (подпункт 1 пункта 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ), исходя из сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ). Так, в соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Определяя конкретный срок заключения договора аренды в шесть месяцев с момента принятия распоряжения о предоставлении земельного участка, комитет учитывал сроки, установленные действующим законодательством, действовал разумно и добросовестно. Так, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. В силу пункта 2 статьи 31 указанного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 этого Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредствам определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. В силу ст. 32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Следовательно, срок заключения договора аренды земельного участка, установленный комитетом по управлению имуществом <адрес> в пункте 2 распоряжения, является разумным. В этой связи законным является и положение пункта 3 распоряжения о том, что в случае невыполнения Севяном Э.Г. пункта 2 распоряжение утрачивает силу. Отсутствие в распоряжении указания на срок заключения договора аренды земельного участка и условия об утрате силы распоряжения в случае не заключения такого договора могло бы привести к злоупотреблению правом со стороны заявителя в виде не заключения договора аренды, но продолжения использования земельного участка, что недопустимо с учетом особого статуса земли, и нарушало бы принцип платности использования земли, установленный подпунктом 7 пункта 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ. При этом следует иметь в виду, что пропуск установленного пунктом 2 распоряжения срока по объективным, не зависящим от заявителя (уважительным) причинам не препятствует возможности для заявителя и администрации продлить срок действия распоряжения, а соответствующий отказ администрации в продлении этого срока и (или) заключении договора аренды может быть оспорен заявителем в суде. Кроме того, суд находит убедительным довод представителя комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что с ДД.ММ.ГГГГ органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, является администрация муниципального образования «Город Саратов». Следовательно, отменив пункты 2, 3 распоряжения комитета суд возложит на себя полномочия по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, так как отмена данных пунктов возобновит права заявителя на земельный участок, фактически не имея на то полномочий, что повлечет за собой обязанность администрации к заключению договора аренды земельного участка. Распоряжение комитета по управлению имуществом №-р было издано ДД.ММ.ГГГГ, срок действия данного распоряжения истек ДД.ММ.ГГГГ, когда полномочия по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена были у данного комитета, однако Севян Э.Г. не воспользовался своим правом на заключение договора аренды в указанный срок. Поскольку основанием для принятия решения о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд, суд считает пункты 2 и 3 распоряжения комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № не нарушающими права Севяна Э.Г., в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявления у суда не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, решил: в удовлетворении заявления Севяна Эдварда Григорьевича о признании незаконными пунктов 2 и 3 распоряжения комитета по управлению имуществом <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.Судья Ю.В. Ефимкина