Р Е Ш Е Н И Е № 2-4214/11 Именем Российской Федерации 03 октября 2011 года г.Саратов Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Набенюка А.П. при секретаре Анищенко А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по жалобе Хризановича Андрея Валентиновича о признании незаконными действий и.о. начальника Управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области Богословского П.В. заинтересованное лицо Правительство Саратовской области, о понуждении к предоставлению документов У С Т А Н О В И Л : Хризанович А.В. указывает, что он обращался 20.06.2011 года через спецчасть СИЗО-1 в аппарат Губернатора Саратовской области с заявлением о предоставлении ему для ознакомления копий общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели, сформированных Правительством Саратовской области на октябрь 2009 года, в соответствии с Федеральным Законом № 113-ФЗ от 20.08.2004 года, для работы Саратовского областного суда. В обращении заявитель просил представить списки кандидатов с указанием только фамилий, отчеств, специальности и рода занятий. В адрес заявителя 08.07.2011 года поступил ответ и.о.начальника Управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области П.В.Богословского. В данном письме было указано, что истребуемые списки были направлены в Саратовский областной суд. Заявителю также сообщалось, что его обращение было направлено в Саратовский областной суд. Ему разъяснялось, что указанные списки публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования. Не указывалось, в каких печатных изданиях данные списки были опубликованы. Заявителю не известно, в каких средствах массовой информации опубликованы данные списки. Заявитель считает, что указанные действия и.о.начальника Управления Богословского П.В. нарушают его права и законные интересы, положения ст.24 Конституции РФ, Федерального Закона «О присяжных заседателях» № 11-ФЗ от 20.08.2004 года. Указывает, что в отношении него 19.04.2011 года Саратовским областным судом с участием присяжных заседателей был вынесен приговор. Данный приговор им обжалуется в Верховном Суде РФ. Заявитель намерен обжаловать законность состава коллегии присяжных заседателей, выносивших в отношении него вердикт. Указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области № 210-П от 23.05.2008 года был сформирован список кандидатов в присяжные заседатели. Данный список хранится в Правительстве Саратовской области, а не в Саратовском областном суде. Просит признать незаконными действия и.о.начальника Управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области П.В.Богословского. Просит обязать данное лицо предоставить заявителю для ознакомления и дальнейшего обжалования приговора общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, а также заверенные копии данных списков. И.о. начальника Управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области Богословский П.В., Правительство Саратовской области просят в удовлетворении заявления отказать. Указывают, что обращение заявителя поступило 27.06.2011 года. В его адрес в установленный срок был направлен ответ в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального Закона от 20.08.2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Заявителю было разъяснено, что в соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования. Указывают, что в соответствии с Законом от 20.08.2004 года № 113-ФЗ субъектам Российской Федерации переданы полномочия только по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели и их направлению соответствующим судебным органам. Указывают, что субъектам Российской Федерации не предоставлены полномочия по предоставлению списков кандидатов в присяжные заседатели заявителям. В связи с этим обращение заявителя было направлено для рассмотрения в названный Саратовской областной суд. Указывают, что общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования, о чем заявителю было разъяснено. Считают, что заявителем не представлены доказательства нарушения действующего законодательства, его прав и законных интересов указанными действиями заинтересованных лиц. В судебное заседание не явился Хризанович А.А. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, содержится в ФБУ СИЗО-1 УФСИН России по Саратовской области. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии данного лица, ввиду объективной невозможности доставки его в судебное заседание в рамках гражданского судопроизводства. Не явился и.о. начальника Управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области Богословский П.В. О времени и месте судебного заседания извещен. Причина неявки не известна. С учетом мнения явившихся сторон и представителей, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Судом исследован материал по заявлению в Управление по работе с обращениями граждан Правительства Саратовской области, заявления и ответы в адрес заявителя. Суд, исследовав доводы сторон, материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.8, 11, 12 ГК РФ,ст.3 ч.1 ГПК РФ,ст.255 ГПК РФ, п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. № 6\8, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Необходимо установить, что в результате принятого обжалуемого действия или решения имеет место нарушение прав и свобод заявителя, созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). В соответствии со ст.254, 255 ГПК РФ, к решениям, действиям, бездействию должностных лиц, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия, бездействие, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Заявление Хризановича А.В. направленное в аппарат Губернатора Саратовской области, поступило в Управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области 27.06.2011 года. После рассмотрения обращения в адрес заявителя 04.07.2011 года был направлен ответ. В ответе заявителю сообщалось, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 20.08.2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели были направлены в Саратовский областной суд. В соответствии со ст.5 Федерального Закона от 20.08.2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 ст.3 настоящего Федерального закона. О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований, представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно. В соответствии со ст.8 Федерального Закона от 20.08.2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 13 ст.5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок. Заявление Хризановича А.В. было направлено исх. № 4-05-10/425 от 04.07.2011 года в Саратовский областной суд. В адрес заявителя было направлено письмо № 439 от 04.07.2011 года, в котором тому разъяснялось о направлении заявления для рассмотрения в Саратовский областной суд. Правительство Саратовской области указывает на отсутствие в его распоряжении списков кандидатов в присяжные заседатели, поскольку в соответствии со ст.8 Закона № 113-ФЗ от 20.08.2004 г. они подготавливаются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований. В соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона № 113-ФЗ от 20.08.2004 г. общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации муниципального образования. Данные материалы опубликованы и являются общедоступными. В соответствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В соответствии с Порядком составления списков кандидатов в присяжные заседатели Саратовской области для Саратовского областного суда на 2009-2012 годы, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 15.10.2008 г. № 395-П, Администрацией г. Саратова формируется общий список кандидатов в присяжные заседатели по районам г. Саратова, администрациями муниципальных образований области - по соответствующим муниципальным образованиям области. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются отдельно по каждому муниципальному образованию области на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан. О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели администрация муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели. Списки присяжных заседателей печатаются на стандартном формате белого листа (по вертикали) строго по прилагаемой форме без указания порядкового номера и номера страницы. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели подписываются главой муниципального образования области и скрепляются печатью. Согласно письма от 24.09.2008 г. № 528, и письма от 05.12.2008 года № 1-07-08-2185, Правительством Саратовской области в адрес Саратовского областного суда был направлен основной список кандидатов присяжные заседатели в 4 томах на 936 листах и запасной список в 1 томе на 113 листах. Согласно письма Правительства Саратовской области от 13.10.10 г. № 4-05-07/2237, в адрес Саратовского областного суда был направлен дополнительный основной список кандидатов присяжные заседатели в 2 томах на 426 листах и запасной список в 1 томе на 12 листах. Заявление Хризановича А.В. поступило в указанное Правительство Саратовской области 27.06.2011 года вх. № 4260/11. Далее оно было передано для рассмотрения в Управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области. Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и пунктом 72 Административного регламента рассмотрения обращений граждан в Правительстве Саратовской области письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Ответ на обращение был выслан в адрес заявителя 04.07.2011 года № 439. Таким образом, со стороны заинтересованных лиц не было допущено нарушения сроков рассмотрения обращения. Суд учитывает, что в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» субъектам Российской Федерации были переданы только полномочия по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели и их направлению соответствующим судебным органам. В то же время не передавались полномочия, связанные с предоставлением списков кандидатов в присяжные заседатели, в том числе на изготовление и предоставление копий списков сторонам по уголовным делам. Данные полномочия не предусмотрены ст. 71 и ч. 2 ст. 78 Конституции Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусмотрено порядок направления письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Суд учитывает, что обращение заявителя было направлено в течение указанного срока в Саратовский областной суд. Такой порядок рассмотрения обращений граждан соответствует положениям Федерального Закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закону Саратовской области от 29 июля 2010 года № 142-ЗСО, Распоряжению Губернатора Саратовской области от 22 июня 2010 года № 470-р. Суд учитывает, что указанная заявителем информация в распоряжении заинтересованных лиц отсутствует. В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Порядком составления списков кандидатов в присяжные заседатели Саратовской области для Саратовского областного суда на 2009-2012 годы, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 15.10.2008 г. № 395-П, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования. Суд также учитывает, что Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ не возлагает обязанность на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации выяснять род занятий граждан, включенных в список кандидатов в присяжные заседатели. Обязанность по выяснению причин, препятствующих гражданам быть включенным в список кандидатов в присяжные заседатели, возлагается на исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований. В связи с этим, довод заинтересованных лиц об отсутствии у них указанной информации является обоснованным. В соответствии с ч. 4 ст.327 УПК РФ сторонам вручаются списки кандидатов в присяжные заседатели без указания их домашнего адреса. В этих списках должны содержаться лишь необходимые, но достаточные сведения о кандидате, позволяющие провести формирование коллегии присяжных заседателей (возраст, образование, социальный статус). В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, частью 1 ст. 2 Закона РФ от 27.04.1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Суд учитывает, что УПК РФ, Федеральный Закон от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» не предусматривают порядок и основания передачи копий списков кандидатов в присяжные заседатели сторонам по делу, не указывают орган государственной, муниципальной либо судебной власти наделенный полномочиями по предоставлению таких сведений. В связи с этим, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия заинтересованных лиц не создали препятствий к осуществлению заявителем его прав и свобод, не нарушили действующего законодательства. Не допущено незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы заявителя. С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении жалобы Хризановича Андрея Валентиновича о признании незаконными действий и.о. начальника Управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства Саратовской области Богословского П.В. заинтересованное лицо Правительство Саратовской области, о понуждении к предоставлению документов, отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.10.2011 года. Судья: ________________ А.П.Набенюк