Р Е Ш Е Н И Е № 2-4402/11 Именем Российской Федерации 18 октября 2011 г. г.Саратов Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Набенюка А.П. с участием прокурора Пирожниковой Н.А. при секретаре Анищенко А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску прокурора г.Саратова в защиту прав и законных интересов Слесарчук Людмилы Павловны к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов»,3-лица Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Комитет по охране культурного наследия Саратовской области о признании права на жилое помещение, о понуждении к предоставлению жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов данного лица. Представил материал, согласно которого истец проживает и зарегистрирована по адресу <адрес> (литер И). Данный дом находится в муниципальной собственности. Истец занимает 2 комнаты в коммунальной квартире жилой площадью 26,6 кв.метров. В соответствии с заключением Межведомственной комиссии от 16.09.2009 года, данный дом был признан непригодным для дальнейшего проживания. Прокурор полагает, что ответчик несет обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению истцу, проживающему в данном доме жилого помещения на условиях социального найма, в порядке определенном ст.86-89 ЖК РФ общей площадью не менее ранее занимаемого. Просит обязать ответчика предоставить на основании ст.86- 89 ЖК РФ, при отселении данной семье жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому. Администрация муниципального образования «Город Саратов» исковые требования не признает. Из письма Администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» следует, что в настоящее время подготовлен проект распоряжения «О мероприятиях по отселению физических лиц из жилого помещения, расположенного в жилом доме по адресу: <адрес>. Данный проект был направлен для согласования 17.09.2009 года в структурные подразделения администрации муниципального образования «Город Саратов». По результатам рассмотрения вопроса проект не был согласован. Истцу было предложено уточнить адрес отселяемого помещения. В соответствии с письмом Комитета по управлению имуществом <адрес> проект распоряжения «О мероприятиях по отселению физических лиц из жилого помещения, расположенного в жилом доме по адресу: <адрес> был направлен в Администрацию Волжского района муниципального образования «Город Саратов» для дальнейшей доработки. По информации, имеющейся в администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», жилой дом по адресу: <адрес> является вновь выявленным объектом историко-культурного наследия. В судебное заседание не явились представители Комитета по управлению имуществом г.Саратова, Администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», Комитета по охране культурного наследия Саратовской области. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, по почте и под расписку причины неявки неизвестны. Суд, с учетом мнения явившихся сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Судом исследованы переписка сторон, договор социального найма жилых помещений, справка формы №, копии технического паспорта БТИ, заключение Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу № 10\09 от 16.09.2009 года. Исследованы решение Волжского районного суда г.Саратова от 24.11.2010 года по делу № 2-4080/10, определение от 09.04.2010 года по делу № 2-1787\07. Исследован материал Комитета по охране культурного наследия Саратовской области. Суд, исследовав позиции сторон, материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам. Указанный истец зарегистрирован и проживает в коммунальной квартире по адресу: <адрес> (<адрес>) <адрес>. В соответствии с заключением Межведомственной комиссии от 16.09.2009 года № 10/09, принято решение о несоответствии жилого помещения № А» в <адрес> требованиями, предъявляемым к жилым помещениям, на основании выводов, изложенных в экспертном заключении № от 14.07.2009 года ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области». Установлено, что квартира не соответствует СапПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». Согласно технического заключения ООО «иные данные» по обследованию состояния <адрес>А в жилом доме, отмечены дефекты и повреждения : многочисленные сквозные трещины в несущих стенах, внутренние перегородки и дверные проемы деформированы. В штукатурке потоков отмечены многочисленные трещины различной ориентации. Состояние конструкций не обеспечивает безопасное пребывание людей в жилом помещении. До настоящего времени мероприятия по отселению из него граждан и предоставлению жилых помещений в порядке определенном ст.89 ЖК РФ не проведены. Из решения Волжского районного суда г.Саратова от 24.11.2010 года по делу № 2-4080/10, а также определения суда от 09.04.2010 года по делу № 2-1787\07 следует, что жилому помещения, занимаемому истцом, а также жилому дому были причинены повреждения, вследствие отсутствия ремонта конструкций дома. До настоящего времени ремонт данных повреждений не произведен. В суд не представлены сведения о выполнении работ, направленных на поддержания жилого дома и помещении, принадлежащего Слесарчук Л.П. в исправном техническом состоянии. Суд полагает, что наличие указанных судебных решений не является основанием для освобождения муниципального образования от поддержания жилого фонда в исправном состоянии. После решения суда от 19.12.2007 года по делу № 2-1787/07, явившегося основанием для взыскания денежных средств, техническое состояние дома оценено Межведомственной комиссией, подготовившей заключение от 16.09.2009 года № 10/09. согласно данного заключения установлено несоответствие жилого помещения № 7 А» в <адрес> требованиями, предъявляемым к жилым помещениям. Состояние конструкций не обеспечивает безопасное пребывание людей в жилом помещении. Суд считает, что данное заключение Межведомственной комиссии позволяет сделать вывод о непригодности дома для проживания принято органом, уполномоченным для принятия решений о признании домов непригодными для постоянного проживания, согласно ст.8,15, 29,37 ЖК РСФСР, а затем ст.57, 87, 89 ЖК РФ. Отселение истца из указанного дома должно быть произведено не в порядке очередности, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а в порядке ст.87, 89 ЖК РФ. В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии со ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. По делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ. Оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Необходимо учитывать, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 ст.57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). В соответствии с пунктом 1 части 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания. Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья. Суд полагает, что при отселении граждан из жилых помещений в порядке ст.87-89 ЖК РФ, в связи с непригодностью их для проживания, невозможно учитывать нуждаемость в улучшении жилищных условий. В данном случае нельзя учитывать нуждаемость в улучшении жилищных условий, право на дополнительную площадь, состав семьи. Суд принимает во внимание, что по ст.87-89 ЖК РФ производится отселение в связи с тем, что создается реальная угроза жизни граждан, и невозможно их дальнейшее проживание занимаемых жилых помещениях. Поэтому отселение следует производить в другое равнозначное жилое помещение. Отселяемые лица сохраняют за собой право состоять на учете, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Общая площадь помещения, на которое имеет право истец, обозначена в техническом паспорте. Следует принимать во внимание право данного лица на места общего пользования и производить расчет площади, с учетом данного права. Истец имеет право на жилое помещение, составляющее 51,35 % от площади коммунальной квартиры. Таким образом общая площадь причитающегося истцу жилого помещения составит 33,94 кв.метров. С учетом содержания ст.87, 89 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилых помещений следует возложить на муниципальное образование «Город Саратов», несущее такие обязанности в силу ст.14, 49, 52, 60, 87 ЖК РФ. Суд считает доказанным соблюдение порядка, предусмотренного Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Суд полагает, что Администрация муниципального образования «Город Саратов», не освобождена от исполнения обязанностей, предусмотренных ст.14 ч.1, ст.57 ч.2, 4 ЖК РФ при наличии выводов Межведомственной комиссии о неудовлетворительном техническом состоянии жилого дома. Данная комиссия действовала в полном составе. Не представлено сведений об отнесении дома к категории пригодного для проживания, о проведении ремонта, улучшающего технические характеристики, устраняющие угрозу для проживания в них граждан. Суд полагает, что наличие сведений об отнесении жилого дома по адресу: <адрес> категории вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, не лишает прав лиц проживающих в жилых помещениях на отселение по основаниям, указанным в ст.87-89 ЖК РФ. Из материалов дела следует, что неудовлетворительное техническое состояние данного объекта, не допускает дальнейшее постоянное проживание в нем граждан. Поскольку ответчиком не принималось решение о предоставлении истцу жилых помещений в конкретные сроки, и не принимались достаточные меры к отселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, суд приходит к выводу, что за данным ответчиком сохраняется обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма в порядке ст.87-89 ЖК РФ. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Слесарчук Людмиле Павловне на состав семьи 1 человек в пользование по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из 2 отдельных комнат, общей площадью не менее 33,94 кв.метров в пределах г.Саратова вне очереди в порядке ст.87, 89 ЖК РФ. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.10.2011 года. Судья: ___________________ А.П.Набенюк