о признании незаконным бездействия в непринятии мер по уведомлению по ведомлению о предоставлении документов, о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и о понуждении утвердить и выдать градостроительный план



Дело № 2-4462|11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 года                                                                    г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Шамаиловой О.В.

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Пегова Андрея Петровича о признании незаконным бездействия в непринятии мер по уведомлению о предоставлении документов, о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и о понуждении утвердить и выдать градостроительный план земельного участка

У становил:

Пегов А.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказ ФИО4 от 18 июля 2011 года в выдаче градостроительного плана земельного участка и о понуждении ФИО5 изготовить и выдать градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе судебного разбирательства Пеговым А.П. были изменены и дополнены требования, согласно которым заявитель просит признать незаконными бездействия ФИО6 выразившиеся в непринятии мер по уведомлению заявителя о предоставлении документов, предусмотренных п. 2.5 Административного регламента не в полном объеме, а также в не предоставлении возможности заявителю в течение одного дня представить документы, предусмотренные п. 2.5 Административного регламента, в полном объеме, признать незаконным отказ ФИО7 от 18 июля 2011 года в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, о понуждении ФИО8 утвердить подготовленный ФИО9 градостроительный план на выше указанный земельный участок в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, о понуждении ФИО10 выдать заявителю градостроительный план на земельный участок после утверждения градостроительного плана ФИО11.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что 5 мая 2011 года он обратился в ФИО12 с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.18 июля 2011 года заявителем было получено уведомление об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка уполномоченный орган обосновал как некомплектность представленных документов, поскольку не были предоставлены правоустанавливающие документы на фундамент - объект капитального строительства, находящийся на земельном участке, чем был нарушен п. 2.5. Административного регламента.

ФИО13 не указал и не разъяснил, какой именно правоустанавливающий документ должен был предоставить заявитель на фундамент. Заявитель указывает, что наличие объектов на земельном участке, находящимся в собственности не сопряжено с обязанностью собственника земельного участка регистрировать права на объект незавершенного строительства. В свою очередь, заявителем был представлен в Комитет технический паспорт на объект недвижимости, который является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и содержащим его описание. В ч. 9 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ установлен перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство. В том числе указан и градостроительный план земельного участка. Градостроительный план земельного участка необходим заявителю для выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также для реконструкции ветхого домовладения, расположенного на земельном участке, находящимся в собственности заявителя. В соответствии с п. 3.3.3. Административного регламента в случае представления документов, предусмотренных пунктом 2.5 регламента не в полном объеме, а также при наличии оснований, предусмотренных п. 2.3 регламента, специалист отдела консультирует заявителя лично, либо по телефону по перечню представленных документов и предлагает заявителю в течение одного дня представить документы, предусмотренные пунктом 2.5 регламента, в полном объеме.Если по истечении указанного срока заявителем документы не представлены, специалист отдела в течение дня, следующего за днем поступления к нему заявления, осуществляет подготовку уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа, которое подписывается председателем комитета, и направляет его заявителю.Таким образом, права заявителя были нарушены, в том числе, тем, что специалист уполномоченного органа не сообщил ни лично, ни по телефону о некомплектности представленных документов и, как следствие, лишил возможности представить документы, предусмотренные пунктом 2.5 регламента. Тем не менее, заявитель считает, что все необходимые документы были предоставлены в полном объеме 05.05.2011 г., в том числе на фундамент (реконструируемый погреб), а именно кадастровый паспорт.В соответствии с п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащим описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуальногожилищногостроительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2010 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.Уведомление заявителя о некомплектности представленных документов является обязанностью уполномоченного органа, а невыполнение возложенных на уполномоченный орган обязанностей нарушает мои права и законные интересы, а также влечет к признанию незаконным отказа ФИО14 от 18 июля 2011 года в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Заявитель в ходе судебного разбирательства поддержал свои требования в полном объеме.

Представители ФИО15 заявление Пегова А.П. не признали и просили в удовлетворении указанного заявления отказать в полном объеме по следующим основаниям. Отказ ФИО16 в выдаче градостроительного плана земельного участка носил уведомительный характер и заявитель вправе вновь обратиться с заявлением о выдаче ему градостроительного плана, приложив к данному заявлению необходимые документы. В связи с чем, не усматривается бездействие заинтересованного лица по не уведомлению заявителя о некомплектности предоставленным последним документов. Представители заинтересованных лиц указали, что заявитель обратился с требованием о выдаче последнему градостроительного плана 05.05.2011 года. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 29.06.2001 года на орган местного самоуправления возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда рассмотреть выше указанное заявление Пегова А.П. Заявителем была представлена копия исполнительной съемки земельного участка, согласно которой в границах земельного участка и помимо существующего жилого дома указан фундамент, что является объектом капитального строительства. Пункт 2.5.2 административного регламента предусматривает, что      к заявлению прилагаются в том числе копии правоустанавливающих документов на объект капитального строительства, технические паспорта объектов капитального строительства. Поскольку заявителем не были приложены копии правоустанавливающих документов на объект капитального строительства, то последнему было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Представители ФИО17 в судебное заседание не явились, о дне и месте рассмотрения дела были извещены, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии выше указанных заинтересованных лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст.11 ГК РФ, ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В ходе судебного разбирательства были установлены следующие обстоятельства по делу.

05 мая 2011 года Пегов А.П. обратился в ФИО18 с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 29.06.2011 года были признаны незаконными бездействия ФИО19, выразившиеся в непринятии решения по заявлению Пегова А.П. от 05.05.2011 года о подготовке градостроительного плана земельного участка. расположенного по адресу: <адрес> и о понуждении ФИО20 в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть заявление Пегова А.П. от 05 мая 2011 года о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> путем принятия соответствующего решения (л.д. ).

01.07.2011 года ФИО21 заявителю был дан ответ о подготовке градостроительного плана земельного участка и о прохождении данного документа на согласовании в ФИО22 (л.д.).

18 июля 2011 года за Пегову А.П. ФИО23     было выдано уведомление об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием отказа согласно уведомления послужило то обстоятельство, что заявителем не были представлены правоустанавливающие документы на объект капитального строительства - фундамент в соответствии с п.2.5 административного регламента муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» (л.д. ).

Кроме того, в ходе судебного разбирательства было установлено, что постановлением ФИО24 от 29 марта 2007 года объект жилищного фонда, расположенный по адресу: <адрес> был списан с баланса ФИО25 и передана документация на дом заявителю для осуществления непосредственного управления (л.д.).

Распоряжением ФИО26 от 14.06.2007 года жилому дому литер В, полезной площадью 31,1 кв.м. присвоен почтовый адрес <адрес> (л.д.).

24.07.2008 года Пегову А.П. было выдано свидетельство о государственной регистрации права, согласно которого право собственности на домовладение <адрес> зарегистрировано за Пеговым А.П. (л.д. ).

Постановлением ФИО27 от 29.07.1994 года был предоставлен Пегову А.П. земельный участок мерою 136 кв.м. в частную собственность фактически занимаемый домовладением по адресу: <адрес> (л.д.).

06.11.2007 года Пегову А.П. было выдано свидетельство о государственной регистрации права, согласно которого право собственности на земельный участок- землепользование, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, площадью 136 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>     зарегистрировано за Пеговым А.П. (л.д. ).

В ходе судебного разбирательства действительно было установлено, что на земельном участке площадью 136 кв.м., принадлежащем заявителю, был обнаружен объект капитального строительства - фундамент (л.д. ), что также не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

Поводом отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка явилось не предоставление заявителем правоустанавливающего документа на объект капитального строительства.

Между тем, суд находит отказ заинтересованного лица по выше указанным обстоятельствам не правомерным.

Согласно ст. 44 Градостроительного Кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы, исходя из п. 17 ст. 46 Градостроительного Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно положений п.п. 2.2.1, 2.3.1, 2.5.2, 3.3.2, 3.3.3 Постановления администрации МО "Город Саратов" от 18.06.2010 N 1539 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 календарных дней со дня получения заявления о предоставлении муниципальной услуги. Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдаче ГПЗУ являются: отсутствие документов, предусмотренных п. 2.5 регламента; земельный участок находится в двух и более территориальных зонах градостроительного зонирования. К заявлению прилагаются копии следующих документов:

- копия паспорта с листом регистрации (для физических лиц);

- копии регистрационных документов (для юридических лиц);

- копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

- копии правоустанавливающих документов на объект капитального строительства (при наличии объекта капитального строительства);

- технические паспорта объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка, или справку органа, осуществляющего государственный кадастровый учет объектов недвижимости, подтверждающую отсутствие строений на земельном участке (при необходимости);

- сведения о границах земельного участка, координатах поворотных точек - выписка из государственного кадастра недвижимости (формы КВ.1 - КВ.6); материалы межевого или землеустроительного дела, межевого плана);

- топографическая съемка земельного участка с нанесением подземных, наземных и надземных коммуникаций, М 1:500, сроком исполнения не более двух лет;

- технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов реконструкции и строительства;

- условия по сохранению объектов культурного наследия органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, в случае, если такие объекты расположены непосредственно в границах рассматриваемого земельного участка либо в непосредственной близости от границ земельного участка;

- доверенность (в случае, если от имени заявителя выступает его представитель).

В день поступления заявления и прилагаемых к нему документов специалисту отдела им осуществляется проверка на наличие документов, предусмотренных п. 2.5 регламента.

В случае представления документов, предусмотренных пунктом 2.5 регламента не в полном объеме, а также при наличии оснований, предусмотренных п. 2.3 регламента, специалист отдела консультирует заявителя лично, либо по телефону по перечню представленных документов и предлагает заявителю в течение одного дня представить документы, предусмотренные пунктом 2.5 регламента, в полном объеме.

Если по истечении указанного срока заявителем документы не представлены, специалист отдела в течение дня, следующего за днем поступления к нему заявления, осуществляет подготовку уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа, которое подписывается председателем комитета, и направляет его заявителю.

Между тем, суд учитывает то обстоятельство, что положения ст. 44 Градостроительного Кодекса РФ, определяющие порядок подготовки градостроительных планов земельных участков, не содержит оснований, по которым орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче градостроительного плана земельного участка, при этом суд учитывает и то обстоятельство, что заявитель просит выдать градостроительный план на земельный участок, находящийся в его собственности, объект незавершенного капитального строительства обнаружен на земельном участке, принадлежащем на праве собственности заявителю.

Суд усматривает нарушение прав заявителя отказом в выдаче градостроительного плана на земельный участок, поскольку данный план необходим последнему для получения разрешения на строительство.

На основании выше изложенного суд приходит к выводу о правомерности требований заявителя о признании неправомерным отказа в выдаче градостроительного плана на земельный участок.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

На основании выше изложенного, суд считает незаконными действия ФИО28 по отказу заявителю в выдаче градостроительного плана земельного участка и считает необходимым обязать ФИО29 принять решение по заявлению Пегова А.П. в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

При установлении срока четырнадцати дней суд учитывает те обстоятельства, что заинтересованным лицом более предусмотренного законом срока не рассматривалось заявление Пегова А.П. и в этой связи суд считает целесообразным установить срок рассмотрения - 14 дней.

Что касается требований о признании бездействий ФИО30, выразившиеся в непринятии мер по уведомлению заявителя о предоставлении документов, предусмотренных п. 2.5 Административного регламента не в полном объеме, а также в не предоставлении возможности заявителю в течение одного дня представить документы, предусмотренные п. 2.5 Административного регламента, в полном объеме, то оснований для удовлетворения данных требований суд не находит, поскольку в ходе судебного разбирательства не было добыто доказательств в подтверждении нарушения прав заявителя по не уведомлению последнему в течение одного дня о непредставлении правоустанавливающих документов на объект капитального строительства, поскольку получение отказа в выдаче градостроительного плана не препятствовало повторному обращению с заявлением о выдаче градостроительного плана и более того, данным решением суда признан неправомерным отказ в выдаче градостроительного плана по указанным выше основаниям, суд обязал рассмотреть заявление Пегова А.П. о выдаче градостроительного плана на земельный участок в течение 14 дней, что само по себе влечет восстановление прав последнего.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать     незаконным     действие ФИО31

ФИО31, выразившееся в отказе Пегову Андрею Петровичу в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

        Обязать ФИО32 принять решение по заявлению Пегова Андрея Петровича о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

         В остальной части заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                подпись                           О.В. Шамаилова