о признании незаконным решения



Дело № 2-4833/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 года

Волжский районный суд г. Саратова                                                      в составе:

Председательствующего судьи     С.Н. Агарковой,

При секретаре                                  А.А. Разделкиной,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыбакова ФИО5 о признании незаконным решения органа кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ :

Рыбаков А.Ю. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Федерального государственного учреждения (ФГУ) «иные данные» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф48/11-6283 об отказе в осуществлении кадастрового учета, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФГУ «иные данные» по <адрес> с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/х «Комбайн», уч. 204, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, с приложением межевого плана данного земельного участка. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в осуществлении кадастрового учета по следующим основаниям: отсутствия документа-основания для подготовки межевого плана - решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (пункт 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ ); отсутствия в приложении к межевому плану заверенной кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов» (пункт 57 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ ); наличия пересечение границ образуемого земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:010113:170, расположенным по адресу: <адрес>, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ , уч. 12. Данное решение им было обжаловано. Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение было признано недействительным, на ФГУ «иные данные» по <адрес> была возложена обязанность по рассмотрению его заявления. Во исполнение данного решения суда ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ приняла решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по тем основаниям, что межевой план не соответствует п. 57 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а именно отсутствует заверенная кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов», имеет место пересечение образуемого земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером расположенным по адресу: <адрес>, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ , уч. 12. Считает данный отказ незаконным, поскольку вынесен по тем же основаниям, которые признаны судом недействительными. Просит признать незаконным решение Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф48/11-6283 об отказе в осуществлении кадастрового учета.

В судебном заседании Рыбаков А.Ю. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, также просил восстановить его нарушенное право посредством возложения на Федеральное бюджетное учреждения (ФБУ) «иные данные» по <адрес> обязанности рассмотреть его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет с учетом требований закона.

Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> Дорофеева Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что ФБУ «иные данные по <адрес> исполнило решение Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрело заявление Рыбакова А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке земельного участка на кадастровый учет, и вновь в постановке на кадастровый учет земельного участка Рыбакову А.Ю. было отказано. Иных обязывающих действий возложено не было. Решение от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции учреждения, а именно: ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и п. 57 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , действовавших на дату принятия решения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

         В силу ч.1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

         Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациисуд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рыбаков А.Ю. обратился в ФГУ «иные данные» по <адрес> с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/х «Комбайн», уч. 204, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, с приложением межевого плана данного земельного участка. Решением ФГУ «иные данные» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф 48/10-16878 в осуществлении кадастрового учета вышеуказанного земельного участка отказано по причине отсутствия документа-основания для подготовки межевого плана - решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (пункт 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ); отсутствия в приложении к межевому плану заверенной кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель - земли населенных пунктов (пункт 57 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ); наличия пересечение границ образуемого земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ , уч. 12. (л.д. 9-10). Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное решение было признано недействительным, на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> была возложена обязанность по рассмотрению заявления Рыбакова А.Ю. (л.д.11-23).

Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» от ДД.ММ.ГГГГ Рыбакову А.Ю. отказано в осуществлении кадастрового учета по тем основаниям, что межевой план не соответствует п. 57 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а именно отсутствует заверенная кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов», имеет место пересечение образуемого земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:010113:170, расположенным по адресу: <адрес>, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ , уч. 12. (л.д.7-8).

        Принятое ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> решение № Ф34/11-6283 от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным.

В настоящее время ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> именуется как Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по <адрес> (л.д.24-26).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту Закон о кадастре), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (ст. 20).

        В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета только в случаях и по основаниям, указанным в данной статье.

        Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

         В силу ч. 12 ст. 38 Закона о кадастре, форма межевого плана и требования к его подготовке установлены приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

        Пунктом 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: 1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); 2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков; 3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий); 4) утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий; 5) утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения; 6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства; 7) решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; 8) вступившие в законную силу судебные акты; 9) иные предусмотренные законодательством документы.

         Как следует из решения органа кадастрового учета № Ф48/11-6283 от ДД.ММ.ГГГГ, Рыбакову А.Ю. в осуществлении кадастрового учета в постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка отказано на основании п.п. 2 п. 2 ст. 27 Закона о кадастре, а именно - отсутствие документа - основания для подготовки межевого плана - решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 30.1. Земельного кодекса Российской Федерации, включение которого в состав межевого плана предусмотрено пунктами 23, 27 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ .

        В рассматриваемом случае межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.

       Согласно ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

       В случаях, когда указанные земельные участки предоставляются для целей жилищного строительства, положения ст. 30 применяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

      Согласно п. 1 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ, порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства определяется правилами п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

       В соответствии с п. 2 ст. 30, п.1 ст. 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов, а так же продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляются на аукционах.

       При этом предметом, аукциона может быть продажа сформированного в соответствии с п.п.1, п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка с установленными границами или продажа права на заключение договора аренды такого земельного участка.

        В соответствии с п.п. 1, п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо, чтобы были осуществлены работы по формированию земельного участка, включающие выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре.

        В пункте 23 Требований к подготовке межевого плана приведен перечень документов, которые должны использоваться для подготовки межевого плана и включаться в состав его приложения исключительно в случаях, установленных федеральным законом, в числе которых утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий; решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; иные предусмотренные законодательством документы.

          В соответствии разделом межевого плана «Исходные данные» при подготовке межевого плана использовались кадастровый план территории от ДД.ММ.ГГГГ и схема расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , копия которой включена в состав приложения к межевому плану, что подтверждено решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

         На основании пункта 57 Требований к подготовке межевого плана, сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» должны соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель - сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (заверенная кадастровым инженером копия такого документа включается в состав приложения).

         С учетом указанных норм Закона о кадастре, письма Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, отсутствие сведений о категории земель в представленном для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка межевом плане допускается в случае отсутствия указанных характеристик в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении исходного земельного участка и (или) в документах, на основании которых подготовлен межевой план (например, схемах расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий).

       Сведения о категории земель земельных участков в случаях образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости на основании актов исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, если указанные акты содержат сведения, подтверждающие принадлежность данных земельных участков к определенной категории земель (письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>).

      Согласно ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

        Установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселений, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях), ст. 84 Земельного Кодекса Российской Федерации.

       Таким образом, утвержденный в установленном порядке генеральный план может рассматриваться в качестве документа, на основании которого может быть осуществлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка.                     

        Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план <адрес>.

        Из вышеизложенного следует, что отсутствие сведений о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов», в документах, представленных с заявлением об осуществлении кадастрового учета, либо отсутствие в межевом плане документов, подтверждающих принадлежность земельного участка к определенной категории, но при наличии официально опубликованного нормативного правового акта, подтверждающего данное обстоятельство, не могут являться основаниями для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Данная позиция подтверждена решением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которым п.57 Требований к подготовке межевого плана признан недействующим со дня вступления данного решения в законную силу.

         Выявленное пересечение границ образуемого земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:010113:170, расположенным по адресу: <адрес>, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ , уч. 12, в соответствии с п. 2 ч.2 ст. 26 Закона о кадастре, является основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, а не оботказе в кадастровом учете.

Вышеуказанные обстоятельства были установлены решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В связи с чем довод представителя ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> о том, что решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была возложена обязанность рассмотреть заявление Рыбакова А.Ю., что и было сделано, принято решение ДД.ММ.ГГГГ, других обязывающих действий судом не возложено, то ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> вправе было отказать по тем же основаниям, является необоснованным. Обстоятельства, установленные решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, являются обязательными для ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес>, и по рассмотренным судом основаниям, которые признаны незаконными, не может быть отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка.

       В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

       Согласно ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

       Поскольку решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятое органом кадастрового учета, препятствует рассмотрению заявления ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учет и осуществлению на его основании кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном законодательством, суд считает возможным восстановить нарушенное право заявителя посредством возложения на ФБУ иные данные» по <адрес> обязанности рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, поскольку суд не имеет возможности в настоящее время возложить обязанность на орган кадастрового учета по постановке земельного участка на кадастровый учет в связи с возможным наличием основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать незаконным решение Федерального государственного учреждения «иные данные» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф48/11-6283 об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по <адрес> заявление Рыбакова ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке земельного участка на кадастровый учет в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                          С.Н. Агаркова