Дело № 2-3873/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 сентября 2011 г. г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Нестеренко Е.Г., при секретаре Хайрулиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Бабалян Абела Нерсесовича к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав Бабалян Абела Нерсесовича к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указал, что Бабалян А.Н. с членами семьи проживает в <адрес>, который признан непригодным для постоянного проживания, дефекты которого не могут быть устранены технически на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 25-26). Распоряжением администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20) утверждено решение межведомственной комиссии по признанию жилых домов, в том числе <адрес> в <адрес> непригодным для постоянного проживания. Однако, вопрос о предоставлении другого жилого помещения истцу не решен до настоящего времени. Нарушение прав истца носит длящийся характе<адрес> о сроках отселения граждан до настоящего времени не принято в нарушение действующего законодательства. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по непринятию своевременных мер по отселению Бабаляна А.Н и членов его семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Бабаляну и членам его семьи благоустроенное жилое помещение по площади не мене ранее занимаемого. Третье лицо, представитель Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил. Третье лицо Бабалян Нерсес Федрович в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора поддержал ( л.д. 79). Учитывая мнение участников процесса, мнение третьего лица Бабалян Н.Ф.,суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц. В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Саратова Щелокова Е.В. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске, уточнив требования в части предоставления жилья по договору социального найма, общей площадью не менее 45,8 кв.м. состоящее из двух комнат. Истец Бабалян А.Н. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что не соблюдена процедура признания дома непригодным для проживания,указанный жилой дом не включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 год» в связи с чем, администрация не может предоставить жилое помещение по договору социального найма. Поскольку дом не признан аварийным, бездействие отсутствует, просила в иске отказать. Представитель администрации Ленинского района администрации муниципального образования «Город Саратов» просил в иске отказать по основаниям, изложенным представителем ответчика. Третьи лица:Мамунц М.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Мамунц С.С.; Бабалян Н.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Мартиросян П.К.; Мартиросян К.П.; Асцатрян Р.Л., не заявляющие самостоятельных требований, иск прокурора поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить и не возражали против предоставления жилья - Бабалян Абелу Нерсесовичу ( л.д.79-83). Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В судебном заседании установлено, что Бабалян А.Н. является нанимателем отдельной <адрес>, общей полезной площадью 45,8 кв.м., жилой площадью 28,9 кв.м., состоящей из двух жилых комнат площадью-18,0 кв.м и 10,9 кв. м., коридоров 1,8 кв.м. и 4,7 кв.м., кухни 7,4 кв.м., совмещенного санузла 3,0 кв.м., что подтверждается данными технического паспорта дела с экспликацией и планом квартиры (л.д.45-51). Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком <адрес> является муниципальной собственностью <адрес>, построен в 1951 году и представляет собою двухэтажное здание со степенью износа 70% (л.д. 47). В указанном жилом помещении истец проживает с 1983 года., Проживают и зарегистрированы в данной квартире: истец - с 1980 года, его отец-Бабалян Н.Ф. с-1992 года, жена Асцатрян Р.Л. с 1984 года, дочь Мамунц М.А. с 1999 года, внучка малолетняя Мамунц С.С.- 2008г, дочь Бабалян Н.А. с 1985г., зять Мартиросян К.П. с 2008г., внук малолетний Мартиросян П.К. с 2009г. (л.д. 11,12-19,52). Договора социального найма №-р с истцом заключен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84), согласно которого им оплачиваются коммунальные услуги ( л.д.85). Согласно решения междуведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, назначенной постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, дефекты здания не могут быть устранены технически ( л.д. 25-26), что подтверждается также протоколом № заседания междуведомственной комиссии по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-23). Кроме того, выводы о непригодности для постоянного проживания <адрес> подтверждаются исследованными в суде доказательствами: -заключением санитарно-эпидемиологической обследования, подготовленной ЦГСН «иные данные в <адрес>» (л.д. 27-28); -сообщением Управления Государственной противопожарной службы от 05.12 2002 года (л.д.24), -актом обследования <адрес> специалистами МУ ДЕЗ по <адрес> и ЖО-48 от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 29-30), -актом общего сезонного осмотра здания от октября 2002 года ( л.д.31-32), - В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу п.п.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. В соответствии с ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли в 2002 г. - признание дома непригодным для проживания. Отсутствие договора социального найма, между истицей и собственником дома- администрацией муниципального образования «<адрес>», в данном случае не принимается судом во внимание, поскольку между сторонами имеют место фактически сложившиеся отношения договора социального найма, что подтверждается наличием открытых на ее имя лицевых счетов, по которым производится оплата предоставляемых услуг по коммунальному обслуживанию. Учитывая, что правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку обязательство перед истцом о предоставлении ему жилого помещения возникло в 1987 году, суд приходит к выводу о необходимости регулирования данных отношений Жилищным Кодексом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ. В порядке ст. ст. 15, 37, 91, 93 ЖК РСФСР органы местного самоуправления распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилого фонда, находящихся в их ведении. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения в результате стихийных бедствий стали непригодными для проживания. Граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением им другого жилого помещения, если дом подлежит сносу или грозит обвалом. В силу ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива. В порядке ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области», вне очереди предоставляются жилые помещения гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом. Согласно ст. 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на предоставление ему и членам его семьи в пользование жилого помещения, в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в пользовании истца, непригодным для проживания в 2002 году, истец и ее члены его семьи не обеспечены до настоящего времени жильем. При этом следует учитывать, что обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» по обеспечению истца жилым помещением возложена на данного ответчика, как на лицо, несущее такую обязанность в соответствии с учетом положений ст. 15, 29, 37, 91, 96 ЖК РСФСР, ст.ст. 85-89 ЖК РФ. В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению Бабаляна А.Н.. и членов его семьи жилым помещением, являются необоснованными, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом является муниципальной собственностью, признан непригодным для проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. При решении вопроса о размере предоставляемого Бабаляну А.Н. и членам его семьи жилого помещения, суд учитывает положения статей 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Таким образом, с учетом данных инвентарного дела, экспликации и плана квартиры МУП «Городское бюро технической инвентаризации» (л.д.45-51), суд приходит к выводу, что Бабалян А.Н. и членам его семьи должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 45,8 кв.м.., состоящее из двух жилых комнат. Доводы представителей ответчика и третьих лиц о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить истца и членов ее семьи другим жилым помещением, поскольку <адрес> в <адрес> по их мнению в установленном порядке не признан аварийным, суд не принимает во внимание, поскольку считает, что повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не требуется. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в рамках Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», участник ВОВ Бабалян Н.Ф. ДД.ММ.ГГГГ по именному свидетельству приобрел <адрес> в <адрес>, которую ДД.ММ.ГГГГ подарил сыну-Бабаляну А.Н.. Истец согласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ подарил указанную квартиру дочери Бабалян Н.А., которая согласно свидетельства о государственной регистрации права в настоящее время является собственницей <адрес> в <адрес> (л.д.69, 72-76). Доводы ответчика о том, что истцу не может быть предоставлено жилье по договору социального найма потому, что он имел в собственности <адрес>»а» по <адрес> и распорядился ею, суд считает не основанными на законе. В силу п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от конкретного права, на котором лицу принадлежит (ранее принадлежало) жилое помещение. В соответствии с требованиями ст.57, ст. 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. В связи с изложенным суд считает, что по договору социального найма Бабалян А.Н. должно быть предоставлено жилье общей площадью не менее 45,8 кв.м.. состоящее из двух комнат на состав семьи из восьми человек: Бабалян А.Н., Бабалян Н.Ф., Асцатрян Р.Л., Мамунц М.А., Мамунц С.С., Бабалян Н.А., Мартиросян К.П., Мартиросян П.К. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о признании <адрес> непригодным для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке. Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов», суд исходит из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. В порядке ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со ст. 34 Устава г. Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города. Администрация Ленинского района г. Саратова является территориальным органом местного самоуправления, будучи юридическим лицом и распределителем бюджетных средств, наделена соответствующими полномочиями, в перечень которых не входит предоставление жилых помещений. В соответствии с Постановлением мэра г. Саратова от 10.05.2007 г. № 19 «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города. Суд находит обоснованными требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению Бабаляну А.Н. жилого помещения, поскольку с декабря 2002 г., когда дом признан непригодным для постоянного проживания, истец жилым помещением не обеспечен, мер и решений по обеспечению его жилым помещением не принято. В связи с чем, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Бабаляна А.Н.. и членов его семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания должно быть признано незаконным. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Бабаляна Абела Нерсесовича и членов его семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Бабалян Абелу Нерсесовичу на состав семьи из восьми человек (Бабалян А.Н., Асцатрян Р.Л., Бабалян Н.Ф., Мамунц М.А., Мамунц С.С.,Мартиросян К.П., Мартиросян П.К., Бабалян Н.А.) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Саратова общей площадью не менее 45,8 кв.м., состоящее из двух жилых комнат. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. Судья Нестеренко Е.Г.
-ведомостью по переоценке строений от ДД.ММ.ГГГГ состояние основных строительных конструкций здания жилого <адрес> 1954 года постройки, согласно которой фундаменты здания находятся в плохом состоянии с неравномерными осадками фундаментов и грунтов основания, с износом свыше 60%, наружные стены дома имеют выпучивание на величину 15-20 см, поражены плесенью, находятся в ветхом состоянии с физическим износом 60%; междуэтажные перекрытия лестничные клеток имеют прогибы имеют износ свыше 60 %, половое покрытие деформировано, микроклимат в помещениях не соответствует ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»,находятся в плохом состоянии, конструкции чердачного перекрытия, стропильных лаг и обрешетки подвержены гниению, отсутствует утеплитель, износ составил свыше 60 %, входные двери и оконные проемы имеют перекос, дверные и оконные блоки подвержены гниению, износ составляет свыше 60%. Физический износ дома составляет более 68 % (л.д.33-36).