о защите прав потребителей



Дело № 2-4256/11 З А О Ч Н О Е      Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2011 года                    г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Е.Г. Нестеренко, при секретаре А.Ю. Хайрулиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Курамшина Руслана Алексеевича к Министерству финансов <адрес>, о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство),

У С Т А Н О В И Л:

Курамшин Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Министерству финансов <адрес> о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство).

Свои требования обосновывает тем, что на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении опеки над несовершеннолетним», над ним со стороны ФИО2 установлена опека. Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначена выплата денежного пособия ФИО2 на содержание опекаемого с ДД.ММ.ГГГГ.

Выплата опекунского пособия с 1999 года по 2004 год производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе.

Задолженность по выплате опекунских пособий за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, по мнению истца, за период с 1999 по 2004 год составила 104.378 рублей 04 копейки.

Указанная задолженность в связи с несвоевременной выплатой утратила покупательскую способность, в связи с чем, истец просит взыскать в свою пользу индексацию указанной задолженности с учетом уровня инфляции в размере 153.510 рублей 67 копеек, а всего задолженность составила 257.888рублей 71 копейка

Истец Курамшин Р.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик - представитель Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил. Возражений на иск не представлено.

Исследовав обстоятельства дела и собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.5 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ , при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребёнка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка, и в особенности его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.

Декларацией прав ребёнка, провозглашенной Резолюцией 1386 (Х1У) Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. ст. 148, 150 Семейного Кодекса РФ (действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ), ст. 148-1 (действующей с ДД.ММ.ГГГГ), ч.3 ст. 40 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия, имеет право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству определено обеспечение достойного уровня жизни подопечных.

Согласно ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя представление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.

В силу ст. 5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ устанавливались нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.

На основании п. 1 указанного Постановления, обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденных Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ, органы опеки и попечительства были обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Согласно п. 5 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденных Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ, органы опеки и попечительства были обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства со дня вынесения решения о назначении денежных средств с возмещением расходов опекуну (попечителю) на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь за период с момента возникновения оснований на их получение.

Статься 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта РФ в форме субвенций.

Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными Законами «О федеральном бюджете» на 1999 - 2004 год в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на 1999 - 2004 год в бюджет <адрес> из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти <адрес> на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних.

Как установлено в судебном заседании из бюджета <адрес> в 1999-2004 годах не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления (администрация объединенного муниципального образования <адрес>) в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ - <адрес> и его финансовый орган - Министерство финансов <адрес>, который является надлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 31 Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Суд, исследовав представленные доказательства, подтверждающие нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников детских домов, семейных детских домов, приёмных семей в соответствии с Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ , действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ, на основании данных Комитета статистики <адрес> (л.д.6, 10-39), считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, полученных истцом в период с 1999 по 2004 год, не соответствовал установленному вышеуказанным постановлением Правительства РФ размеру.

Согласно расчетов истца, на содержание несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, опекуну должно быть выплачено ежемесячное пособие за 1999 год26.620 рублей 09 копеек, за 2000г-33.284 рубля 06 копеек, за 2001 год-38.656 рублей 80 копеек, за 2002 год-45.154 рубля 60 копеек, за 2003 год-48.770 рублей 47 копеек, за 2004 г- 50.892 рубля 63 копейки

Фактически было выплачено в 1999 году-11.020 рублей 80 копеек, в 2000 году-11.020 рублей 80 копеек, в 2001 году-13.200 рублей, в 2002 году- 22.884 рубля, в 2003 году- 40.392 рубля, в 2004 году- 40.392 рубля.

Таким образом, задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг- составила 104.378 рублей 04 копейки (л.д.4-6,10-39).

Исходя из анализа вышеприведенных норм, в связи с несвоевременной выплатой опекунских пособий в соответствии с установленными нормами, суд считает, что суммы невыплаченных пособий подлежат индексации с учетом изменения индекса потребительских цен за соответствующие период времени.

Размер индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законами о федеральном бюджете на 1999-2010 г.г. размер индексации за рассматриваемый период составляет     153.510рублей 67 копеек (л.д.4-6).

Произведенные истцом расчеты суд находит верными, возражений относительно расчета со стороны ответчика не поступило.

Указанные суммы в силу ст. 1071 ГК РФ подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес>.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес> за период с 1999 по 2004 год в пользу Курамшина Руслана Алексеевича задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств в размере 257.888 (двести пятьдесят семь тысяч восемьсот восемьдесят восемь) рублей 71 копейку.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления

Судья                                                                                 Е.Г. Нестеренко