о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



                                                                                                               Дело №2-4242/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем        Российской        Федерации

21 октября 2011 года                                                                                            г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Нестеренко Е.Г.,

при секретаре Хайрулиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах Новиковой Татьяны Ивановны к администрации муниципального образования «<адрес>», третьи лица администрация <адрес> муниципального образования «<адрес>», Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

     Прокурор Заводского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Новиковой Татьяны Ивановны к администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой по обращению Новиковой Т.И. проверки установлено, что Новикова Т.И. проживает в <адрес> в <адрес>, по договору социального найма, состоящей из 2 комнат, общей площадью 46,3 кв.м. Указанный жилой многоквартирный дом признан непригодным для проживания постановлением администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ . При этом, указанный жилой дом включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда на 2008-2011 год», однако отселение Новиковой Т.И. из дома до настоящего времени не состоялось. В настоящее время состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Просил суд обязать ответчика предоставить Новиковой Т.И. благоустроенное жилое помещение, общей площадью, не менее, ранее занимаемого. Как следует из уточнений по иску, прокурор просит предоставить Новиковой Т.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, состоящее из двух комнат, общей площадью 46,3 кв.м. в черте <адрес>.

     Представитель администрации <адрес> администрации муниципального образования «<адрес>», привлеченный судом в качестве третьего лица, надлежаще уведомленный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил.
         Представитель Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>», привлеченный судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, надлежаще уведомленный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.

          Представитель истца, надлежаще уведомленный о дне, времени и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

        Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

    Истец Новикова Т.И. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

    В судебном заседании представитель администрации МО «<адрес>» возражала против иска прокурора. Показала, что не соблюдена процедура признания дома непригодным для проживания, в связи с чем, администрация не может предоставить жилое помещение по договору социального найма. Истец не признан малоимущим нуждающимся в улучшении жилищных условий, просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

     Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

     Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

     Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

     Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

     С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

     Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

    Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

    В судебном заседании установлено, что Новикова Т.И. является нанимателем отдельной <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, зарегистрирована по указанному адресу с 1979 <адрес> жилое помещение предоставлено на основании ордера мужу ФИО3, на состав семьи из трех человек. В 1993 году после смерти мужа на ее имя открыт лицевой счет, 29.12. 2009 года администрацией <адрес> муниципального образования «<адрес>» с нею заключен договор социального найма (л.д. 14).

    Согласно данным технического паспорта жилого <адрес> в <адрес>, выданного Государственным Унитарным предприятием «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», указанное домовладение значится объектом собственности муниципального образования на основании учетной записи, поставлен на инвентарный учет со следующими характеристиками: год постройки - до 1968, с количеством этажей - 5. Квартира , расположена на 4 этаже, является отдельной, состоит из 2 жилых комнат, площадью 17,1 и 13,9 кв.м., кухни, площадью 6,0 кв.м., коридора площадью 6,3 кв.м., туалета, площадью 1,0 кв.м., ванной, площадью 2,0 кв.м., общая площадь квартиры составляет 46,3 кв.м. (л.д.37- 41).

    В соответствии с актом междуведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным, непригодным для проживания (л.д. 27-28). Указанный акт утвержден постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

    Суд находит, что повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не требуется.

    Непригодность для проживания указанного дома ответчиком не оспаривается.

    Кроме того, судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения Новиковой Т.И. не решен до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса, представленными материалами дела, исследованными в ходе судебного разбирательства.

     Вышеуказанный дом входит в программу «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2008-2011 годах».

     Иных помещений для проживания истец не имеет (л.д. 7,13).

    В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

     Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

    В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

    Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

     Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком, что в соответствии с актом Междуведомственной комиссии дом, в котором проживают истец и члены ее семьи, признан непригодным для проживания, в связи с ветхостью и аварийностью конструкций.

    Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникло в 1998 г., когда жилой дом был признан аварийным, непригодным для проживания.

      Учитывая, что правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку обязательство перед истцом о предоставлении ему жилого помещения возникло в 1998 году, суд приходит к выводу о необходимости регулировании данных отношений Жилищным Кодексом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ.

          В порядке ст. ст. 15, 37, 91, 93 ЖК РСФСР органы местного самоуправления распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилого фонда, находящихся в их ведении. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения в результате стихийных бедствий стали непригодными для проживания. Граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением им другого жилого помещения, если дом подлежит сносу или грозит обвалом.

           В силу ст. <адрес> «О предоставлении жилья в <адрес>» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива.

          В порядке ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

          В соответствии со ст. 37, <адрес> «О предоставлении жилья в <адрес>», вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом.

         Согласно ст. 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

        Суд приходит к выводу, что Новикова Т.И. имеет право на предоставление ей пользование жилого помещения, в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в пользовании истца, непригодным для проживания в 1998 году, он не обеспечен до настоящего времени жильем.

        При этом следует учитывать, что обязанность администрации муниципального образования «<адрес>» по обеспечению истца жилым помещением возложена на данного ответчика, как на лицо, несущее такую обязанность в соответствии с учетом положений ст. 15, 29, 37, 91, 96 ЖК РСФСР, ст.ст. 85-89 ЖК РФ.

        В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению ФИО4. жилым помещением, являются необоснованными.

        В соответствии со ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации и толкованием данных норм в Постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При решении вопроса о размере предоставляемого Новиковой Т.И. жилого помещения суд учитывает, что согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, экспликации и плану <адрес> в <адрес>, она является отдельной квартирой, состоящей из 2 жилых комнат, общей площадью 46,3 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, отраженными в договоре социального найма. ( 14,37-41).При этом суд не принимает во внимание данные экспликации МУП «ГБТИ» ( л.д. 26), поскольку она составлена в 2007 году и содержит устаревшие данные.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 46,3 кв.м., состоящее из двух жилых комнат.

          На основании изложенного и       руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд                                                                        

Р Е Ш И Л:

          Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Новиковой Татьяне Ивановне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 46,3 кв.м., состоящее из двух жилых комнат.

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья                                                                                                                    Е.Г.Нестеренко