Дело № 2-3527/11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 17 октября 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., с участием заместителя прокурора Волжского района г. Саратова Ловягина С.Н., при секретаре Язевой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Волжского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Шевченко Екатерины Владимировны к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Афанасьев Анатолий Сергеевич, Афанасьев Илья Владимирович, Афанасьев Дмитрий Владимирович, Афанасьев Алексей Владимирович о предоставлении жилого помещения, установил : заместитель прокурора Волжского района г. Саратова обратился в суд с указанным иском в интересах Шевченко Е.В., в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Шевченко Е.В. о нарушении ее жилищных прав.В ходе проведенной проверки установлено, что Шевченко Е.В. проживает в квартире № 24, расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Кутякова, д. 12 вместе с дедом Афанасьевым А.С., братьями Афанасьевым Д.В., Афанасьевым А.В., Афанасьевым И.В. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания. До настоящего времени отселение семьи Шевченко Е.В. не состоялось, а в настоящее время состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.Отселение семьи в данном случае должно быть произведено не в порядке очередности, как семье, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ.Таким образом, условия о предоставлении жилого помещения жителям <адрес>, в связи с признанием его непригодным для проживания, имеются и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу РФ, действующему с ДД.ММ.ГГГГ.На основании изложенного просит признать обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Шевченко Е.В. и ее семье благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>. В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов»,Афанасьев Анатолий Сергеевич, Афанасьев Илья Владимирович, Афанасьев Дмитрий Владимирович, Афанасьев Алексей Владимирович. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» исковые требования не признал, пояснив, что при обращении с данным заявлением истец обосновывает свои требования тем, что постановлением администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» от 18.03.1998 года жилой <адрес> был признан непригодным к дальнейшему проживанию. Вместе с тем, порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания на момент обследования указанного дома, устанавливался Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов. При этом межведомственными комиссиями, назначаемыми в установленном законом порядке, производилась подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания. В результате работы комиссии оформлялся акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания. Утвержденные исполкомами акты служили основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке. Именно к полномочиям комиссии отнесено уточнение оснований и наличие условий, дающих основание признавать жилые дома непригодными для постоянного проживания, а также относить их к следующим группам по качественным признакам: пригодные для постоянного проживания; непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями; непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно. В настоящее время, вопросы признания помещения, находящегося в собственности граждан, в многоквартирном доме, непригодным для проживания, а дома аварийным, регулируются Жилищным кодексом РФ (ст. 15 ЖК РФ), согласно которой жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы было принято Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В настоящее время на территории муниципального образования «<адрес>» действует межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданная в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А. Положение о данной комиссии было утверждено постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №). Однако в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения вышеуказанного порядка, предусмотренного действующим законодательством. Представители третьих лиц - администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» и комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки не известна. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом. Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации. В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи). Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания, предусмотрено ранее действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР, так и Жилищным кодексом РФ, действующим с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ нанимателем <адрес> в <адрес> являлась Афанасьева Валентина Николаевна, вместе с ней в указанной квартире проживал супруг Афанасьев Анатолий Сергеевич. С 22.03.2000 года в квартире зарегистрированы также Афанасьев Илья Владимирович и Шевченко Екатерина Владимировна, а с 02.07.2002 года в квартире зарегистрированы также Афанасьев Дмитрий Владимирович и Афанасьев Алексей Владимирович. (л.д. 39). ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева В.Н. умерла (л.д. 50). В настоящее время нанимателем <адрес> общей площадью 57,6 кв. м, состоящей из трех комнат в <адрес> в <адрес> является Шевченко Е.В., вместе с ней зарегистрированы и проживают Афанасьев Анатолий Сергеевич, Афанасьев Илья Владимирович, Афанасьев Дмитрий Владимирович, Афанасьев Алексей Владимирович, Шевченко Матвей Антонович (л.д. 80, 93). Согласно техническому паспорту МУП «Городское Бюро технической инвентаризации» жилое помещение по адресу: <адрес> является коммунальной квартирой и имеет общую площадь 685,5 кв. м, в том числе жилую 410,1 кв. м (л.д. 97-108). Как следует из пояснений Шевченко Е.В., она и члены ее семьи занимают три комнаты площадью 13 кв. м; 11,3 кв. м; 17 кв. м. Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> признан аварийным на основании акта междуведомственной комиссии, назначенной администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и технического заключения о состоянии конструкций жилого дома, из которых следует, что <адрес> в <адрес>, здание имеет значительные повреждения основных конструкций: крыша здания и кровля частично разрушены, разрушены карнизы, стены и цокольная часть наружных стен, вследствие подмокания фундаментов пошла неравномерная осадка здания; износ здания составляет 92%; дом непригоден для проживания (л.д. 13-15). Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания на момент обследования указанного дома, устанавливался Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов. При этом межведомственными комиссиями, назначаемыми в установленном законом порядке, производилась подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания. В результате работы комиссии оформлялся акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания. Утвержденные исполкомами акты служили основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке. В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе рассмотрения дела установлено, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> в установленном порядке признан непригодным для проживания в связи со значительным физическим износом - 92%, здание не подлежит капитальному ремонту. Данный факт является основанием для предоставления Шевченко Е.В. и членам ее семьи, обладающей правом пользования и проживающим в спорном доме, другого благоустроенного помещения пригодного для проживания. Довод представителя администрации муниципального образования «<адрес>» о том, что дом не признан в установленном порядке аварийным, непригодным для проживания, суд находит необоснованным, поскольку решение о признании данного дома аварийным, непригодным для проживания принято в 1998 году в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Таким образом, установлена полная непригодность жилого помещения для проживания.Истец указывает, что в связи с непригодностью для проживания жилого помещения, принадлежащего истцу и членам ее семьи, не имеют никакого жилого помещения для проживания, испытывают нуждаемость в получении жилого помещения во внеочередном порядке. Как видно, из сведений, представленных Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> и МУП «Городское бюро технической инвентаризации», Шевченко Е.В., Афанасьев И.В., Афанасьев Д.В., Афанасьев А.В. не имеют в собственности каких-либо жилых помещений (л.д. 37, 38, 49, 77-79, 94-96). Афанасьев А.С. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности в домовладении № по <адрес> в <адрес> (л.д. 36). Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Судом также установлено, что администрация муниципального образования «<адрес>» не выполняет обязанности по отселению истца и членов его семьи из жилого помещения, непригодного для проживания. Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности. Суд определяет площадь помещения, подлежащего предоставлению истцу, исходя из следующего. Согласно справке ООО «иные данные» от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь занимаемой истцом квартиры составляет 57,6 кв. м. Согласно сведениям, указанным в платежных документах по оплате коммунальных услуг жилая площадь, занимаемая истцом и членами ее семьи составляет 41,6 кв. м, оплату коммунальных услуг истец производит за жилое помещение площадью 57,6 кв. м. Как следует из пояснений истца, она и члены ее семьи пользуются жилыми комнатами площадью 13 кв. м; 11,3 кв. м; 17 кв. м. По данным технической инвентаризации МУП «Городское бюро технической инвентаризации» и из экспликации <адрес>, в состав которой входит <адрес> 25, следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, является коммунальной квартирой на втором этаже общей площадью 685,5 кв. м, в том числе жилой 410,1 кв. м, площадь подсобных помещений составляет 275,4 кв. м. При этом жилая площадь, занимаемая истцом, составляет 41,3 кв. м. При расчете долей коммунальной квартиры по адресу: <адрес>, следует, что жилая площадь, занимаемая истцом составляет 41,3 кв. м, что соответствует 10,07% от общей площади коммунальной квартиры, соответственно ее доля в общей площади равна 27,73 кв. м (10,07% от 275,4 кв. м (41,3 кв. м + 27,73 кв. м). Соответственно техническими документами подтверждается, что общая площадь жилого помещения, занимаемого истцом, с учетом мест общего пользования составляет 69,03 кв. м. Количество комнат занимаемого истцом и членами ее семьи жилого помещения соответствовало трем жилым комнатам, в связи с чем, и подлежащее предоставлению помещение не должно быть менее трех жилых комнат. Таким образом, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма. При этом, вопреки доводам ответчика, не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживает истец и ее семья, пришло в состояние непригодное для проживания, поскольку умышленных действий со стороны нанимателя и членов его семьи жилого помещения не установлено. Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой <адрес> в <адрес>, в котором находится <адрес>, нанимателем которой является Шевченко Е.В., был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было. Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено. По смыслу правовых норм, содержащихся в ст. ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления. При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «<адрес>» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте <адрес> общей площадью не менее 69,03 кв. м являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил :
Дело № 2-3527/11Заместитель прокурора Волжского района г. Саратова в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указав доводы, аналогичные изложенным в иске.
Истец Шевченко Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в полном объеме. Третьи лица Афанасьев А.С., Афанасьев И.В., Афанасьев Д.В., Афанасьев А.В. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме.
обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Шевченко Екатерине Владимировне (на состав семьи из шести человек Шевченко Екатерину Владимировну, Афанасьева Анатолия Сергеевича, Афанасьева Илью Владимировича, Афанасьева Дмитрия Владимировича, Афанасьева Алексея Владимировича, Шевченко Матвея Антоновича) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 69,03 квадратных метров, состоящее из трех жилых комнат.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.
Судья Ю.В. Ефимкина