о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-5292/11 Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес>                     ДД.ММ.ГГГГ

Волжский районный суд <адрес>

В составе:

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

С участием адвоката Лаврентьева В.Б.,

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прачкиной Татьяны Григорьевны к администрации МО «<адрес>», Комитету по управлению имуществом <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

    Прачкина Т.Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>», Комитету по управлению имуществом <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что она проживала в <адрес> по <адрес>у в <адрес>, состоящей из 2 жилых комнат, площадью 31,7 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме произошел пожар, в результате которого сгорели основные несущие конструкции, жители дома были выселены. Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -р на ответчиков возложена обязанность по предоставлению жилых помещений и сносу дома. Однако вопрос о предоставлении ей жилья не решен до настоящего времени. Просила обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» и КУИ <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 31,7 кв.м., состоящее из 2 жилых комнат в черте <адрес>.

    В судебное заседание представитель Комитета по управлению имуществом <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

    Истица и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить, предоставить жилое помещение по договору социального найма, равное ранее занимаемому.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Прачкиной Т.Г. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

     Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

     Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

     Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

     Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

     С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

     Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

    Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что Прачкина Т.Г. является нанимателем <адрес>, расположенной в <адрес> по <адрес>у в <адрес>, зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> с Прачкиной Т.Г. заключен договор социального найма (л.д. 12, 15).

    Согласно акту о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ в результате поджога сгорела кровля <адрес> по <адрес>у в <адрес>, повреждено 28 жилых комнат на площади 450 кв.м. (л.д. 13-14).

    Согласно данным технического паспорта жилого <адрес> по 4-му <адрес>у в <адрес>, выданного МУП «ГБТИ», указанное домовладение значится объектом собственности муниципального образования на уровне учетной записи, зарегистрирован в реестре муниципальной собственности со следующими характеристиками: год постройки - 1950, количество этажей - 2. Квартира , расположенная на 2 этаже, является коммунальной, состоит из 17 жилых комнат, 2 из которых - площадью 15,5 и 16,2 кв.м., занимает Прачкина Т.Г. (л.д. 16, 22-36).

    В соответствии с заключением /з от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, жилой <адрес> по <адрес>у в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, поскольку после произошедшего в 2004 г. пожара, основные конструкции здания значительно повреждены и частично разрушены. Конструкции здания не подлежат никакому виду ремонта и восстановлению (л.д. 9-11).

    Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -р предусмотрены мероприятия по отселению в течение 3 месяцев граждан из вышеуказанного дома с предоставлением жилых помещений с учетом нормы предоставления в соответствии с ЖК РФ и в порядке, действующим законодательством РФ (л.д. 7).

    Также судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцу не решен до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса.      

    Иных помещений для проживания Прачкина Т.Г. не имеет (л.д. 17).

     В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

     Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

     В соответствии с п.п.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

    Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

    Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком, что в соответствии с заключением Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу указанный дом признан непригодным для проживания, в связи с ветхостью и аварийностью конструкций, капитальный ремонт здания не целесообразен.

    Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникло в 2010 г., когда был признан дом аварийным, непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

    Поскольку вышеуказанное обстоятельство возникло в период действия норм Жилищного кодекса Российской Федерации, к обязательствам ответчика по предоставлению истцу жилого помещения взамен утраченного, следует применять нормы действующего законодательства, а именно, предусмотренные ст.ст. 87 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    В соответствии со ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации и толкованием данных норм в Постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    При решении вопроса о размере предоставляемого Прачкиной Т.Г. жилого помещения суд учитывает, что согласно техническому паспорту, экспликации к поэтажному плану жилого <адрес>, расположенного в <адрес> по <адрес>у в <адрес> является коммунальной, расположенной на 2 этаже, общей площадью 302,1 кв.м., состоящей из 17 жилых комнат, площадью 236 кв.м., две из которых, площадью 15,5 кв. м. и 16.2 кв.м. занимает истица. Также указанная коммунальная квартира имеет кухню, площадью 14,4 кв.м., и коридор, площадью в 50,9 кв.м.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 40,4 кв.м. (31,7 кв.м. - площадь жилых комнат + 8,7 кв.м. доля площади мест общего пользования коммунальной квартиры, приходящаяся на жилые помещения, занимаемые истицей).

     В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд считает возможным выйти за пределы заявленных Прачкиной Т.Г. требований о предоставлении ей жилого помещения, площадью 31,7 кв.м., и обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ей на состав семьи из 1 человека благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 40,4 кв.м., поскольку это предусмотрено федеральным законом - ст. 89 ЖК РФ.

     Следовательно, Прачкиной Т.Г. должно быть предоставлено равноценное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 40,4 кв.м.,состоящее из 2 жилых комнат.

    Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «<адрес>» суд исходит из положений Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома.

    В связи с чем, оснований для удовлетворения требований Прачкиной Т.Г. о

предоставлении жилья по договору социального найма к КУИ <адрес>, не

имеется.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Прачкиной Татьяне Григорьевне по договору социального найма на состав семьи из 1 человека (Прачкина Т.Г.) благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 40,4 кв.м., состоящее из двух жилых комнат.

    В остальной части иска Прачкиной Татьяны Григорьевны - отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Текст решения изготовлен в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                           С.В. ЮДИНА