о признании постанвления незакоонным, восстановлении в очереди



Дело № 2-5086/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года

Волжский районный суд г. Саратова

В составе:

Председательствующего судьи     С.Н. Агарковой,

При секретаре                                  А.А. Разделкиной,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимова ФИО7 к администрации муниципального образования «Город Саратов», 3-и лица Герасимова ФИО8, Герасимова ФИО9, Герасимов ФИО10, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления незаконным, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий,

У с т а н о в и л:

Герасимов А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>», 3-и лица Герасимова ФИО11, Герасимова ФИО12, Герасимов ФИО13 Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» о признании постановления незаконным, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, в обоснование которого указал, что он вместе с членами семьи - женой Герасимовой В.С., дочерью Герасимовой О.А., и сыном Герасимовым С.А., ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в Администрации <адрес> в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, как гражданин, уволенный с военной службы, что подтверждается протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. С момента постановки его как гражданина, уволенного с военной службы Министерства обороны Российской Федерации, вместе с членами семьи, на учет качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, прошло более 10 лет, однако ответчик квартиру ему не предоставил, а о ходе движения очереди на предоставление жилого помещения он не был уведомлен. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении документов, подтверждающие факт постановки на учет качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ он получил от ответчика ответ на вышеназванное заявление, согласно которому на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы при администрации <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, он с членами своей семьи был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с заключением импосле увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба по п.п. «а» п. 26 Правил учета военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшений жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Считает данное решение незаконным, так как после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени он на военную службу не восстанавливался и нового контракта о прохождении военной службы не заключал, работает на гражданской работе. Просит признать протокол от ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы при администрации <адрес>, в части снятия его с членами семьи с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, недействительным с момента его издания - с ДД.ММ.ГГГГ, признать постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в части снятия его с членами семьи с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий недействительным с момента его издания - с ДД.ММ.ГГГГ; восстановить его с членами семьи в очереди на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в администрации <адрес>, как гражданина уволенного с военной службы, с момента снятия с данного учета - с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 (шестьсот) рублей; расходы по оплате услуг адвоката в сумме 10000 рублей.

Истец Герасимов А.В., третье лицо Герасимова В.С. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Третьи лица Герасимова О.А., Герасимов С.А., представитель Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Герасимов А.В. вместе с членами семьи: женой Герасимовой В.С., дочерью Герасимовой О.А., сыном Герасимовым С.А., ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет в администрации <адрес> в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, как уволенный с военной службы, что подтверждается протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-54, 55).

Установлено, что с момента постановки истца, как уволенного с военной службы Министерства обороны Российской Федерации, вместе с членами семьи, на учет качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилое помещение ему не предоставлено.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении документов, подтверждающие факт постановки на учет качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.49).

Как следует из сообщения Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ истец решением общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 51).

Также установлено, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы при администрации <адрес>, Герасимов А.В. был снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по основанию предусмотренному п.п. «а» п.26 правил учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в связи с заключением после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, что подтверждается протоколом заседания общественной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-58), постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , которым утвержден данный протокол (л.д.59).

В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

В силу пп. «а» п.6 Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила учета) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

Согласно п.7 Правил учета основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;

и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

В силу п.8 Правил учета право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз.

Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Согласно п.16 Правилу чета органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.

Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.

Как следует из пп. «а» п. 26 Правил учета военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

Таким образом, судом установлено, что истец вместе с членами семьи был поставлен на учет в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ как нуждающийся в жилом помещении и как лицо, уволенное с военной службы, до ДД.ММ.ГГГГ, однако был снят с учета ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ как лицо, заключившее после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что истец после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени на военную службу в федеральных органах исполнительной власти не восстанавливался и не заключал нового контракта о прохождении военной службы, что подтверждается следующими документами:

справкой от ДД.ММ.ГГГГ Военного комиссариата <адрес>, согласно которой Герасимов А.В. уволен с военной службы с зачислением в запас ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями, вновь на военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не призывался (л.д.23),

послужным списком, согласно которому Герасимов А.В. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, сведения о военной службе после 1998 года отсутствуют (л.д.24-29),

пенсионным удостоверением серия ВП от ДД.ММ.ГГГГ военного комиссариата на имя Герасимова А.В. (л.д.30),

трудовым договором ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что Герасимов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ принимается на работу на должность начальника смены узла связи в войсковую часть 12128, трудовой договор составлен в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (л.д.31-36),

справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что истец работает в узле связи батальона управления в/ч 12128 в должности начальника смены по настоящее время (л.д.37),

трудовой книжкой о работе в должности начальника смены узла связи войсковой части, также из трудовой книжки следует, что до поступления на работу Герасимов А.В. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации (л.д.38-39).

Из указанных доказательств следует, что истец заключил трудовой договор на работу по гражданской должности, контракт на военную службу не заключал. На военную службу в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Доказательств заключения истцом контракта на военную службу ответчиком не представлено.

Таким образом, оснований для снятия истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по пп «а» п.26 Правил учета не имелось, истец вместе с членами семьи подлежит восстановлению в очереди в качестве нуждающегося на улучшения жилищных условий с даты снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ следует признать недействительными, так как оно не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов, требованиям законодательства о статусе военнослужащих и нарушает права и законные интересы истца на улучшение жилищных условий как лица, нуждающегося в таком улучшении.

Поскольку истцу стало известно о снятии его с учета постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в связи с предоставлением указанного решения по его запросу, что подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>», конвертом (л.д.51-52), а доказательств обратного ответчиком не представлено, исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ, то срок на обжалование ненормативного акта органа местного самоуправления, установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Герасимовым А.В. суд считает не пропущенным.

В соответствии со ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика за счет казны муниципального образования в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.

В силу ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате помощи представителя с учетом требований справедливости и разумности, сложности дела, в размере 10000 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать протокол от ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы при администрации <адрес>, в части снятия Герасимова ФИО14 с членами семьи (Герасимовой В.С., Герасимовой О.А., Герасимовым С.А.) с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, недействительным с момента его издания - ДД.ММ.ГГГГ.

Признать постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации <адрес>, в части снятия Герасимова ФИО15 с членами семьи (Герасимовой В.С., Герасимовой О.А., Герасимовым С.А.) с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, недействительным с момента его издания - ДД.ММ.ГГГГ.

Восстановить Герасимова ФИО16 с членами семьи (Герасимовой В.С., Герасимовой О.А., Герасимовым С.А.) в очереди на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в администрации <адрес>, как гражданина уволенного с военной службы, с момента снятия с данного учета - ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации муниципального образования «<адрес>» за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Герасимова ФИО17 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 (шестьсот) рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, а всего взыскать 10600 (десять тысяч шестьсот) руб.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                  С.Н. Агаркова