о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



Дело № 2-5509/11 Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес>                      ДД.ММ.ГГГГ

Волжский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Меркулова Олега Владимировича о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления, заинтересованное лицо - администрация муниципального образования «<адрес>»,

У С Т А Н О В И Л:

     Меркулов О.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<адрес>», в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор замены стороны в обязательстве с ООО «иные данные», на земельный участок площадью 196 кв.м., с кадастровым номером для проектирования и строительства 8-этажного жилого дома с подземным гаражом-стоянкой, который предоставлен в аренду сроком на 10 лет до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ он обратился к Главе администрации МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении ему права аренды на указанный земельный участок, с разрешенным видом использования - административно-производственное здание. После подачи заявления прошло более одного месяца, но в нарушение ст. 12 ФЗ № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ответа от администрации МО «<адрес>» он не получил. Просил суд признать незаконным бездействие АМО «<адрес>», обязать АМО «<адрес>» рассмотреть его заявление от ДД.ММ.ГГГГ по существу, направить ему проект о предоставлении права аренды земельного участка.

    В ходе подготовки дела к слушанию представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил обязать АМО «<адрес>» рассмотреть заявление по существу, и направить в адрес заявителя ответ после рассмотрения обращения.

    Заявитель Меркулов О.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, поручил представлять его интересы в суде представителю, имеющему доверенность.

    Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

    Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что поводом к обращению с заявлением в суд является нарушение заинтересованным лицом Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку в течение установленного законом 30-дневного срока, Меркулов О.В. не был уведомлен о принятом решении по существу или о передаче обращения в иной орган для рассмотрения, ответ на заявление не дан до настоящего времени органом, в которое было подано обращение. Просил требование удовлетворить.

    Представитель АМО «<адрес>» в судебном заседании возражала против заявления Меркулова О.В., показала, что заявление Меркулова О.В. передано на рассмотрение в структурное подразделение - Комитет по землепользованию и градостроительству АМО «<адрес>», которое распоряжается земельными участками. В настоящее время по обращению проводятся мероприятия, истребуется информация о возможности строительства на данном земельном участке административно-производственного здания, о принадлежности рассматриваемого участка к территориям общего пользования. Признала факт не направления уведомления о передаче заявления в структурные подразделения АМО «<адрес>» в адрес заявителя, а также ответа о рассмотрении заявления Меркулова О.В. от ДД.ММ.ГГГГ в его адрес. Просила в удовлетворении заявления отказать.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление Меркулова О.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

     В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Меркуловым О.В. в администрацию МО «<адрес>» подано заявление о предоставлении ему права аренды на земельный участок, площадью 1936 кв.м. с кадастровым номером , с разрешенным видом использования - административно-производственное здание, расположенное в <адрес>, т.к. срок аренды истек ДД.ММ.ГГГГ Также в указанном заявлении Меркулов О.В. просил отменить постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , которым ему отказано в предоставлении спорного участка в аренду (л.д. 7-8).

    ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление передано в Комитет по землепользованию и градостроительству АМО «<адрес>», о чем имеется отметка на заявлении Меркулова О.В.

    Исходя из представленных представителем АМО «<адрес>» материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по землепользованию и градостроительству АМО «<адрес>» осуществлен запрос в Комитет по архитектуре и градостроительству АМО «<адрес>» о предоставлении информации по заявлению Меркулова О.В. о возможности строительства на указанном земельном участке административно-производственного здания.

    Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитету было сообщено о расположении испрашиваемого земельного участка на территорию <адрес>, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по землепользованию и градостроительству АМО «<адрес>» осуществлен запрос в Комитет по архитектуре и градостроительству АМО «<адрес>» о предоставлении информации о принадлежности рассматриваемого земельного участка к территориям общего пользования.

     В соответствии с ч.1-3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

    В силу ст. 33 Устава <адрес> именно администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами <адрес>.

    <адрес> «О внесении изменений в <адрес> «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО, статья <адрес> «О земле», предоставлявшая Комитету по управлению имуществом <адрес> право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признана утратившей силу и согласно ст. 10 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

     В силу п. 3.5.7 Положения о комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>», утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями) Комитет в сфере управления и распоряжения земельными участками заключает, изменяет, расторгает договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования земельных участков.

    В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

    В порядке ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

    Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

    Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

    Федеральным законом, регулирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

     На основании ст. 5 п. 3 указанного Закона гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

    Согласно ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

     Согласно ст. 12 данного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

    В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

    В соответствии с ч. 2 ст. 20 Устава <адрес>, Постановления администрации МО «<адрес>» А от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по работе с документами в администрации муниципального образования «<адрес>» обращения граждан в органы местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

     Факт бездействия АМО «<адрес>» по направлению Меркулову О.В. уведомления о передачи его обращения на рассмотрение в Комитет по землепользованию и градостроительству АМО «<адрес>» в соответствии с его компетенцией, а также по дачи ему ответа по существу поставленных в обращении вопросов в установленный законом срок, заинтересованным лицом не оспаривался в судебном заседании.

     Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным, и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

    Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

     В связи с чем, должно быть признано незаконным бездействие АМО «<адрес>», выразившееся в не уведомлении Меркулова О.В. о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; по не рассмотрению его заявления от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ и предоставлении ему права аренды на земельный участок, площадью 1936 кв.м., кадастровый номер , с разрешенным видом использования земельного участка - административно-производственное здание, расположенного по адресу: <адрес>, и даче ему ответа в установленный законом срок.

    Кроме того, на администрацию муниципального образования «<адрес>» должна быть возложена обязанность по рассмотрению заявления Меркулова О.В. от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ и предоставлении ему права аренды на земельный участок, площадью 1936 кв.м., кадастровый номер , с разрешенным видом использования земельного участка - административно-производственное здание, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, и по направлению ответа Меркулову О.В.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>», выразившееся в не уведомлении Меркулова Олега Владимировича о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; по не рассмотрению его заявления от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ и предоставлении ему права аренды на земельный участок, площадью 1936 кв.м., кадастровый номер , с разрешенным видом использования земельного участка - административно-производственное здание, расположенного по адресу: <адрес>, и даче ответа Меркулову Олегу Владимировичу в установленный законом срок.

     Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» рассмотреть заявление Меркулова Олега Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ и предоставлении ему права аренды на земельный участок, площадью 1936 кв.м., кадастровый номер , с разрешенным видом использования земельного участка - административно-производственное здание, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу и направить ответ Меркулову Олегу Владимировичу.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Текст решения изготовлен в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                           С.В. ЮДИНА

-32300: transport error - HTTP status code was not 200