о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-4912/11 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года              г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Литвиненко В.В., с участием истца Ястребцева В.В., представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Сащенко С.Г., представителя администрации иные данные района муниципального образования «Город Саратов» Битюковой М.Н., представителя комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» Алакина С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ястребцева Владимира Викторовича к Администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации иные данные района муниципального образования «Город Саратов», третье лицо Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Ястребцев В.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации иные данные района муниципального образования «Город Саратов» об обязании принять и выдать решение о предоставлении жилья, в обосновании своих требований ссылаясь на то, что он является нанимателем квартиры <адрес>. Дом по указанному адресу сгорел, истец обратился в администрацию Волжского района г. Саратова, ему было предложено признать квартиру аварийной. 22.04.2010 г. он обратился в районную администрацию с просьбой признать квартиру аварийной. 30.09.2010 г. межведомственной комиссией жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. 31.08.2011 г. администрацией муниципального образования «Город Саратов» вынесено распоряжение о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> До настоящего времени ему не предоставлено жилье. Квартира, которая признана аварийной, была его единственным жильем, в настоящее время ему приходится снимать квартиру. Просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» и администрацию Волжского района принять и выдать решение о предоставлении жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемой 28,7 кв.м., состоящее из двух комнат, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.Саратова, по договору социального найма.

В судебном заседании истец Ястребцев В.В. поддержал свои требования об обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемой 28,7 кв.м., состоящее из двух комнат, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.Саратова по договору социального найма, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Сащенко С.Г. исковые требования не признала и пояснила, что администрацией муниципального образования принято распоряжение о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу г. <адрес>, снос указанного дома будет произведен до 01.01.2012 г. В настоящее время отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения требований истца.

Представитель администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» Битюкова М.Н. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска. Администрация района готова заключить договор социального найма, как только Ястребцеву В.В. будет предоставлено жилое помещение.

Представитель Комитета по имуществу муниципального образования «Город Саратов» просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения исковых требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему:

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади ранее занимаемому.

В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что Ястребцев В.В. является нанимателем квартиры <адрес> состоящей из двух комнат общей площадью 28,7 кв.м., что подтверждается договором социального найма от 13.12.2006 г., квартира является муниципальной собственностью (л.д.иные данные). Истец зарегистрирован по указанному адресу с 02.06.1976 г. (л.д.иные данные).

Заключением межведомственной комиссии от 30.09.2010 г. № жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании представленных документов, в том числе выводов, изложенных в техническом заключении по обследованию состояния жилого дома <адрес> ООО СКФ «иные данные», в котором приведены результаты обследования и установлено, что основные строительные конструкции здания находятся в недопустимом и аварийном состоянии. Учитывая значительный физический износ конструкций, здание не подлежит капитальному ремонту и подлежит сносу (л.д.иные данные).

На основании указанного заключения, 31.08.2011 г. администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано распоряжение № о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>

В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ года № утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № .

Суд приходит к выводу, что дом № <адрес> признан в установленном порядке непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Истец указывает, что в связи с непригодностью для проживания жилого помещения, занимаемого им по договору социального найма, он вынужден проживать на съемной квартире, так как не имеет иного жилья.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами квартира <адрес> является муниципальной собственностью, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истцом обоснованно предъявлены исковые требования к администрации муниципального образования «Город Саратов».

Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности.

Суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление им жилого помещения общей площадью не менее 28,7 кв.м, то есть не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст.ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома непригодным для постоянного проживания, истец не обеспечен до настоящего времени жильем.

Определяя площадь помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходя из следующего. В материалах дела имеется договор социального найма, заключенный между истцом и МУДЕЗ по Волжскому району г. Саратова, действующего от имени собственника жилого помещения, на квартиру <адрес>, общей площадью 28,7 кв. м. состоящую из двух комнат (л.д.иные данные). Из справки ООО «ЖУК» от 20.10.2011 г. следует, что площадь занимаемого истцом помещения составляет 28,7 кв.м. квартира состоит из двух комнат, в квартире зарегистрирован один Ястребцев В.В. (л.д.иные данные), согласно плана квартиры от 25.10.2011 г. общая площадь помещения составляет 28,7 кв.м., состоит из двух комнат.

Таким образом, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой дом <адрес>, в котором находится квартира № предоставленная истцу по договору социального найма, был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было.

Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления, таким образом надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального образования «Город Саратов».

Не принимаются во внимание доводы представителя ответчика о том, что прошло слишком мало времени с момента принятия распоряжения администрацией муниципального образования, срок установленный в распоряжении до настоящего времени не истек.

Судом установлено, что администрация муниципального образования «Город Саратов» не выполняет обязанности по отселению истца из жилого помещения, непригодного для проживания, что подтверждается многочисленной перепиской истца с органами власти, имеющейся в материалах дела, никаких конкретных мер ответчиком не предпринято (л.диные данные).

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению ему благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова общей площадью не менее 28,7 кв.м. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратова» предоставить Ястребцеву Владимиру Викторовичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее из двух комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 28,7 квадратных метров, в пределах города Саратова.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течении 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме (21.11.2011 г.).

Судья