о признани бездействия незаконным



Дело № 2- 4438

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

                                                Именем Российской Федерации

                                                     

        24 ноября 2011 г.                                                                         г. Саратов.

        Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре Габитовой Г.Ж.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Саратова, в интересах Смирновой Натальи Георгиевны к Администрации муниципального образования « Город Саратов», третьи лица Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Смирнова Виктория Анатольевна, Смирнов Дмитрий Сергеевич, Смирнова Юлия Дмитриевна о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

                                                     У С Т А Н О В И Л :

      

         Прокурор Ленинского района г. Саратова в защиту прав Смирновой Н.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указал, что Смирнова Н.Г. проживает в <адрес>, который признан непригодным для проживания на основании протокола межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными ( непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы администрации г. Саратова от 08.08.2006г. № 212А от 30.12.2008г. № 3/Л., однако вопрос о предоставлении жилого помещения истцу не решен до настоящего времени. Нарушение прав истца носит длящийся характер. Распоряжение о сроках отселения граждан до настоящего времени не принято в нарушение действующего законодательства. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Смирновой Н.Г. из жилого дома, признанного непригодным для проживания, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Смирновой Н.Г.. и ее семье благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 60.4 кв.м., состоящее из трех комнат, в черте г. Саратова.

         В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца привлечены: Смирнов В.А., Смирнов Д.С., Смирнова Ю.Д., на стороне ответчика: Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов».

       Представитель процессуального истца и истец Смирнова Н.Г. в судебное заседание не явились.

       Смирнова Н.Г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

              

       Представитель ответчика Межевич Ю.А. и представитель третьего лица -Комитета по управлению имуществом г. Саратова Дмитриева М.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ответчиком приняты все предусмотренные законом меры в отношении многоквартирного жилого дома, признанного не пригодным для проживания. Главой администрации муниципального образования « Город Саратов» 24.06.2010г. издано Распоряжение № 109 -р « О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного жома, расположенного по адресу: <адрес> ». Поскольку сроки отселения жителей указанного дома не регламентированы, оснований для признания незаконным бездействия ответчика, не имеется.

    Третьи лица Смирнова В.А. и Смирнов Д.С. в судебном заседании поддержали требования истца и просили удовлетворить.

     Третье лицо Смирнова Ю.Д., представитель третьего лица - Администрации Ленинского района муниципального образования « Город Саратов», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

      Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

      Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

       Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

          Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

      Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

      Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

      С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

       Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

        Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

       При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

       В судебном заседании установлено, что Смирнова Н.Г. являются нанимателем жилого помещения - <адрес> в <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены в качестве членов семьи : Смирнова В.А. - дочь, Смирнов Д.С. - сын, Смирнова Ю.Д. - внучка ( л.д. 14).

      Согласно заключению межведомственной комиссии от 30.12.2008 г. о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, назначенной постановлением главы администрации г. Саратова от 08.08.2006г. № 212А (с изменениями от 26.09.2006г. № 299) жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным, а квартиры в нем, в том числе <адрес>.

       В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Согласно ч.3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу п.п.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с Распоряжением главы администрации муниципального образования « Город Саратов» № 109 -р от 24.06.2009г. « О мерах по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» на собственников помещений многоквартирного дома возложена обязанность в течение трех месяцев со дня издания настоящего распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений.

      Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли в 2009 г. - признание дома непригодным для проживания.

      Доказательств наличия у истца и членов семьи истца в собственности иных жилых помещений, ответчиком не представлено.

      Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен аварийного, непригодного для проживания, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом является аварийным, непригодным для проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения.

      При решении вопроса о размере предоставляемого истцу жилого помещения суд учитывает, что согласно выписке МУП «Городское бюро технической инвентаризации» (л.д.57-59 ), истец и члены семьи истца проживают в жилом помещении - <адрес> в <адрес> общей площадью 60.4 кв.м., жилой площадью 46.4 кв.м., состоящей из трех жилых комнат, кухни, туалета, ванной комнаты и коридора.

       При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу. на семью из четырех человек должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 60.4 кв.м. кв.м., состоящее из трех жилых комнат.

       Решение о признании <адрес> непригодным для проживания принято в установленном жилищном законодательством порядке.

       Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов» суд исходил из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома.

В порядке ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 34 Устава г. Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города.

       Администрация Ленинского района г. Саратова является территориальным органом местного самоуправления, будучи юридическим лицом и распределителем бюджетных средств, наделена соответствующими полномочиями, в перечень которых не входит предоставление жилых помещений.

      В соответствии с Постановлением мэра г. Саратова от 10.05.2007 г. № 19 «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города.

      Суд находит обоснованными требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению Смирновой Н.Г. на семью их четырех человек жилого помещения, поскольку с июня 2009 г., когда дом признан аварийным и подлежащим сносу Смирнова Н.Г. и члены ее семьи жилым помещением не обеспечены, мер и решений по обеспечению их жилым помещением не принято.

     В связи с чем, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Смирновой Н.Г. и членов ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания должно быть признано незаконным.

      В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                              

                                                              Р Е Ш И Л :

        Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования « Город Саратов» по непринятию мер по отселению Смирновой Натальи Георгиевны и ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания.

      Обязать Администрацию муниципального образования « Город Саратов » предоставить Смирновой Наталье Георгиевне на состав семьи из четырех человек (Смирнова Виктория Анатольевна - дочь, Смирнов Дмитрий Сергеевич - сын, Смирнова Юлия Дмитриевна - внучка) по договору социального благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 60.4 кв.м. кв.м., состоящее из трех комнат.

      Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через суд принявший решение, в течение десяти дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

     Судья: