о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



Дело № 2-5623/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 декабря 2011 года

Волжский районный суд г. Саратова

В составе

Председательствующего судьи С.Н. Агарковой,

При секретаре                               А.А. Разделкиной,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Саратова в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней Осановой ФИО10 о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> в интересах несовершеннолетней Осановой С.С. обратился в суд с заявлением о признании бездействия незаконным, в обоснование которого указал, что Осанова С.С. является собственником 1/2 доли в праве на <адрес>, зарегистрирована и проживает в данной квартире. Согласно заключению межведомственной комиссии по признанию помещений жилымипомещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания имногоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодным для проживания. В соответствиип.п.47-52 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещениянепригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу илиреконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , наосновании     полученного     заключения     межведомственной комиссии орган местногосамоуправления издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения исроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.Вышеуказанное жилое помещение признано непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ, состояние жилого помещения создает угрозу жизни и здоровью Осановой С.С. Вместе с тем, распоряжение о мероприятиях по отселению жильцов квартиры до настоящего времени не принято.Просил признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>», выразившееся в неиздании распоряжения о дальнейшем использовании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения- <адрес>.

        Представитель прокуратуры <адрес> Горин И. А. в судебном заседании требования заявления поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Заинтересованные лица Осанова М.В., Осанов С.Г.в судебном заседании поддержали заявленные требования прокурора <адрес>, пояснили, что вышеуказанная квартира непригодна для проживания. Их дом является многоквартирным, в здании имеется три квартиры. Одна квартира находится в собственности, в ней никто не проживает. Вторая квартира является муниципальной, в ней также никто не проживает. Их квартира расположена на втором этаже, пол фактически проваливается, крыша рушится. Проживание в квартире создает опасность для их несовершеннолетних детей.

Заинтересованное лицо Основа ФИО11 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об отложении дела не хоадатйствовала.

         Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» Бычкова В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что проект распоряжения на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> непригодной для проживания, не представлен для согласования структурными подразделениями администрации муниципального образования «<адрес>». Отсутствует бездействие администрации муниципального образования «<адрес>», просила в удовлетворении заявления отказать.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

         Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

      Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

       Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

       С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

       В соответствии с ч.1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недоступности произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещения по назначению.

        Закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

          Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ст. 21 ч.1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

        В соответствии с п. п. 1,8,9, ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

        Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

В силу указанных норма определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц является компетенцией органов местного самоуправления.

       В судебном заседании установлено, что <адрес> находится в собственности несовершеннолетней Осановой ФИО12, Осановой ФИО13, а также Осановой ФИО14, матери Осановой С.С., Осановой М.С., по 1/3 доли праве собственности (л.д. 10-14,25,27-32).

В указанной квартире зарегистрированы и проживают Осанова С.С., Осанова М.С., Осанова М.В., а также отец несовершеннолетней Осановой С.С.- Осанов С.Г., что подтверждается справкой управляющей компании (л.д.8).

       Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, назначенной Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ А «О создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ ) от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная квартира признана несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодный для проживания, поскольку состояние перегородок находится в неудовлетворительном состоянии, износ 57%, износ крыши 60%, общее состояние основных строительных конструкций квартиры аварийное, износ 70% (л.д. 15-18).

       С сентября 2009 года органом местного самоуправления распоряжение о дальнейшем использовании указанного помещения на основании заключение межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от ДД.ММ.ГГГГ не принято.

       В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны рассмотреть обращения граждан и юридических лиц в срок, не превышающий одного месяца.

       Поскольку ответчиком - администрацией муниципального образования «<адрес>» по истечении 2-х лет со дня подготовки заключения межведомственной комиссии о признании вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания, распоряжение о дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого дома не принято, учитывая вышеуказанные нормы права, принципы добросовестности и разумности, суд приходит к выводу, что срок рассмотрения администрацией муниципального образования «<адрес>» заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении вышеуказанного жилого помещения, вышел за рамки разумных сроков реагирования.

Довод представителя администрации муниципального образования «<адрес>» о том, что отсутствует бездействие со стороны администрации, поскольку проект распоряжения не предоставлен согласованным структурными подразделениями администрации: администрацией <адрес> муниципального образования «<адрес>», Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>», суд находит необоснованным, поскольку в силу вышеуказанных положений законодательства именно орган местного самоуправления решает вопрос об использовании аварийного жилого помещения, которым является администрация муниципального образования «<адрес>». Вышеуказанные структурные подразделения не наделены полномочиями по принятию таких распоряжений.

        Принимая во внимание, что отсутствие распоряжения органа местного самоуправления о дальнейшем использовании вышеуказанного жилого помещения нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права несовершеннолетней Осановой С.С. на жилище, суд находит требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.

        С учетом обстоятельств конкретного дела, положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает правильным обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» принять распоряжение о дальнейшем использовании жилого помещения- <адрес> на основании заключение межведомственной комиссии по признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от ДД.ММ.ГГГГ , в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>», выразившееся в неиздании распоряжения о дальнейшем использовании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кВ.7, на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения- <адрес> в течение двадцати дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                         С.Н. Агаркова