о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4859/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года                                                                                              г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Анищенко А.П., с участием помощника прокурора иные данные района г. Саратова Андреева И.И., представителя Администрации муниципального образования «Город Саратов» Межевич Ю.А., представителя Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Города Саратов» Котлова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску прокурора иные данные района г. Саратова в интересах Джабаровой Ирины Леонидовны к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Администрации иные данные района муниципального образования «Город Саратов», Министерство культуры Саратовской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

установил:

Прокурор иные данные района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах Джабаровой И.Л. об обязании предоставить жилое помещение, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что в прокуратуру иные данные района города Саратова поступило обращение Джабарова И.Л.

В ходе проведенной проверки установлено, что Джабарова И.Л. и 3 члена ее семьи на условиях договора социального найма, заключенного с администрацией МО «Город Саратов», проживает в коммунальной квартире, общей площадью 20,9 кв.м., расположенной но адресу: <адрес>

Согласно заключению межведомственной комиссии № от 18.01.2011 г., принято решение о признании многоквартирного жилого дома <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. Физический износ основных строительных конструкций здания составляет 70 % в связи с чем дом не подлежит ремонту. Администрацией иные данные района г. Саратова подготовлен проект распоряжения по отселению граждан. Указанный дом признан вновь выявленным памятником историко-архитектурного наследия, в связи с этим объект не подлежит сносу, в Связи с этим дом не признан администрацией аварийным и подлежащим сносу.

До настоящего времени семья Джабаровой И.Л. из аварийного, непригодного для дальнейшего проживания дома, не отселена.

Квартира <адрес> является собственностью муниципального образования «Город Саратов» (общая площадь - 29,30 кв.м.) и нанимателем указанного жилого помещении является Джабарова И.Л. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи (муж Джабаров Э.В., сын Филиппов А.А., сын Джабаров Т.Э.)

Администрация муниципального образования «Город Саратов» как собственник вышеуказанной квартиры (наймодатель), была обязана предоставить Джабаровой И.Л. другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить вне очереди по договору социального найма Джабаровой И.Л. и членам ее семьи благоустроенное жилое помещение - квартиру общей площадью не менее 32,86 кв.м., находящееся в черте города Саратова.

Представитель иные данные прокуратуры г. Саратова исковые требования поддержал в полном объеме, просил предоставить по договору социального найма Джабаровой И.Л. и членам ее семьи благоустроенное жилое помещение общей 32,86 кв.м., находящееся в черте г. Саратова.

Истец Джабарова И.Л. действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетнего ребенка Джабарова Т.Э., в судебное заседание не явилась просила рассмотреть дело в их отсутствие.

Третьи лица Филиппов А.А., Джабаров Э.В. оглы о месте и времени рассмотрения дела извещены, надлежащим образом, просили рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Межевич Ю.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку данный дом является памятником архитектуры, в связи с чем этот дом не может быть снесен. По данному дому будет решаться вопрос по его реконструкции.

Представитель администрации иные данные района муниципального образования «Город Саратов», представитель Комитета по имуществу муниципального образования «Город Саратов», представитель министерства культуры Саратовской области в судебное заседании не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом..

Выслушав участников процесса, исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему:

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, ст. 40 Конституции.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади ранее занимаемому.

В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что Джабарова И.Л. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из двух комнат в коммунальной квартире, жилой площадью 21,2 кв.м. по адресу г<адрес>, жилое помещение предоставлено в пользование Джабаровой И.Л. и членам ее семьи Джабарову Э.В., Филиппову А.А., Джабарову Т.Э (л.д.иные данные).

Из справки ООО «иные данные» следует, что в квартире по <адрес> зарегистрированы Джабарова Ирина Леонидовна, Филиппов Артем Александрович, Джабаров Эмиль Вели оглы, Джабаров Тимур Эмилевич оглы (л.д.иные данные)

Заключением о признании жилого помещения (непригодным) для постоянного проживания от 18.01.2011 г. многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании выводов изложенных в техническим заключении СКФ «иные данные» от 2009 г.: физический износ основных строительных конструкций здания достигает 70 %, здание является непригодным для проживания и не подлежит капитальному ремонту (л.д. иные данные).

Администрацией муниципального образования «Город Саратов» подготовлен проект распоряжения о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> однако в связи с тем, что дом отнесен к вновь выявленным объектам историко-культурного наследия, распоряжение не было утверждено (л.д.иные данные).

В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации г. Саратова от 29.01.2007 года № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

Суд приходит к выводу, что дом <адрес> признан в установленном порядке непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами <адрес> является муниципальной собственностью, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истцом обоснованно предъявлены исковые требования к администрации муниципального образования «Город Саратов».

Отнесение указанного дома к вновь выявленным объектам историко-культурного наследия не освобождает администрацию муниципального образования «Город Саратов» от обязанности по отселению граждан из аварийного жилья.

Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности.

Суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ему жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст.ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома непригодным для постоянного проживания, истец не обеспечен до настоящего времени жильем.

Определяя площадь помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.

Ранее в судебном заседании Джабарова И.Л. пояснила, что она и члены ее семьи занимают две жилые комнаты 10,9 кв.м., 10,3 кв.м.., общая площадь которых составляет 21,2 квадратных метров (л.д.иные данные), что также подтверждается договором найма от 09.10.2007 г. (л.д.иные данные).

Из ответа МУП «Городское БТИ» от 10.11.2011 г. следует, что местами общего пользования в квартире 2, 2-а, 2-б расположенной по адресу <адрес> являются: коридоры 11,4 кв.м., 4,7 кв.м., 2,4 кв.м., туалет 2,1 кв.м., ванная 3,2 кв.м., кладовая 3,8 кв.м. (л.д. иные данные)

В соответствии с ч.5 ст. 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В свою очередь, верандой (террасой) называется и летняя открытая (без стен), и крытая (с кровлей на столбах) пристройка к дому, зданию.

Согласно представленного МУП «Городское БТИ» плана общая площадь квартиры <адрес> составляет 105, 7 кв.м. и состоит из коридора 11.4 кв.м., ванной 3,2 кв.м., коридора 2,1, жилой комнаты 10,3 кв.м. (занимает истец), кладовой 3,8 кв.м. кухни 9,9 кв.м. коридора 2,4 кв.м., коридора 4,7 кв.м., жилой комнаты 17,9 кв.м., жилой комнаты 10,9 кв.м. (занимает истец), жилой комнаты 29,2 кв.м. (л.д. 57- 80). Общая жила площадь состоит из жилых комнат: 10,3 кв.м., 17,9 кв.м., 10,9 кв.м., 29,1 кв.м., всего жилая площадь составляет 68,2 кв.м..

К местам общего пользования в коммунальной квартире относятся: коридоры 11,4 кв.м., 4,7 кв.м. 2,4 кв.м., туалет 2,1 кв.м., ванная 3,2 кв.м., кладовая 3,8 кв.м, общая площадь мест общего пользования составляет 37,5 кв.м.

Таким образом, при определении площади помещения, которое должно быть предоставлено истцу суд исходит из следующего: площади мест общего пользования, общей жилой площади и жилой площади истца, (37,5/68,2)х21,2 кв.м. = 11,66 кв.м. приходится на долю истца в местах общего пользования.

Площадь помещения, которое должно быть предоставлено истцу в связи с выселением из аварийного жилого помещения составляет (11,66 кв.м. + 21,2 кв.м.)= 32,86 кв.м.

Ответчиком не представлено доказательств того, что истцом занято иное жилое помещение, иной площади.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

Совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что <адрес>, в котором находится коммунальная квартира, в которой предоставлены комнаты истцу по договору социального найма, был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было.

Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления, таким образом надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального образования «Город Саратов».

Судом установлено, что администрация муниципального образования «Город Саратов» не выполняет обязанности по отселению истца и членов его семьи из жилого помещения, непригодного для проживания, не смотря на то, что дом был признан непригодным для проживания в январе 2011 г.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова общей площадью не менее 32,86 кв.м. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Джабаровой Ирине Леонидовне благоустроенное жилое помещение на состав семьи из 4 человек (Джабарова И.Л., Филиппов А.А., Джабаров Э.В., Джабаров Т.Э. оглы) в пользование по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 32,86 квадратных метров, в пределах г. Саратова.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение 10 дней, с момента изготовления решения в окончательной форме (06.12.2011 г).

Судья