о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-5410/11 Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес>                    ДД.ММ.ГГГГ

Волжский районный суд <адрес>

В составе:

Председательствующего судьи Юдиной С.В.

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Валентины Васильевны к администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

    Петрова В.В. обратилась с иском в суд к администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указала, что она зарегистрирована и проживала до марта 2010 г. в <адрес> в <адрес>, который признан аварийным и подлежит сносу на основании заключения межведомственной о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ /К. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<адрес>» издано распоряжение , в соответствии с которым администрация <адрес> МО «<адрес>» должна осуществить мероприятия по предоставлению на условиях социального найма жилых помещений. Однако, вопрос о предоставлении жилого помещения не решен до настоящего времени. Она обращалась с письменным заявлением о предоставлении ей жилого помещения, однако ей был дан ответ об отсутствии жилья в районе. Просила обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ей благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма.

    Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

    Истица Петрова В.В. и привлеченный в качестве 3 лица Петров И.А., являющийся членом ее семьи, в судебном заседании поддержали заявленные требования. Истица уточнила, что она просит предоставить ей и члену ее семьи жилое помещение, равноценное ранее занимаемому, т.е. площадью 61,8 кв.м.

    Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что мероприятия по отселению граждан из аварийного дома принимаются.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

    Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

     Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

     Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

     Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

     С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

     Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

    Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

    При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

    В судебном заседании установлено, что Петрова В.В. является нанимателем <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с ней по указанному адресу зарегистрирован ее сын Петров И.А. - с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> с Петровой В.В. заключен договор социального найма данной квартиры (л.д. 8-13).

    Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ / о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, назначенной постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и непригодными для постоянного проживания на основании технического заключения о состоянии несущих конструкций данного дома, подготовленного ООО «СарстройПроект», заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы, подготовленной ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» (л.д. 14-16).

     Распоряжением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> МО «<адрес>», КУИ <адрес> возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в указанном многоквартирном доме на условиях социального найма жилых помещений (л.д.17-18).

    ДД.ММ.ГГГГ Петрова В.В. обратилась в администрацию МО «<адрес>», администрацию <адрес> МО «<адрес>», Комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлением о предоставлении ей жилого помещения на условиях социального найма в соответствие со ст. 89 ЖК РФ, на которое ей даны ответы об отсутствии свободного жилищного фонда (л.д. 19, 20-22).

    В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

    Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

     В силу п.п.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

    Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

    В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

    Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли в 2011 г. - признание дома непригодным для проживания. Наличие у истца и 3 лица в собственности иных жилых помещений правового значения в данном случае не имеет, поскольку в силу ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации они должны быть выселены из аварийного жилья с предоставлением жилого помещения.

     Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

    Решение о признании <адрес> непригодным для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке.

    Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «<адрес>» суд исходил из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома.

    При решении вопроса о размере предоставляемого Петровой В.В. и члену ее семьи жилого помещения суд учитывает, что данным технического паспортаМУП «Городское бюро технической инвентаризации», экспликации на жилое помещение, договору социального найма, Петрова В.В. является нанимателем <адрес> в <адрес>, общей площадью 61,8 кв.м., жилой площадью 41,1 кв.м., состоящей из трех жилых комнат.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Петровой В.В. на семью из двух человек должно быть предоставлено равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 61,8 кв.м., состоящее из 3-х жилых комнат.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Петровой Валентине Васильевне на состав семьи из двух человек (Петрова В.В., Петров И.А.) по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 61,8 кв.м., состоящее из трех жилых комнат.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Текст решения изготовлен в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                           С.В. ЮДИНА