о признании тбездействия незаконным, предоставлении жилого помещения



Дело № 2-5368/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                   <адрес>

Волжский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Мещеряковой Валентины Васильевны к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

    <адрес> обратился в суд в интересах Мещеряковой В.В. с иском к АМО «<адрес>» о признании бездействий незаконными и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Мещеряковой В.В., проживающей по адресу: <адрес>, о нарушении ее жилищных прав. В ходе проверки установлено, что согласно заключению межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу /Л от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания. Однако решение об отселении жителей <адрес> органом местного самоуправления до настоящего времени не исполнено. В результате бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» жилой <адрес>, признанный непригодным для проживания в 2010 году, до настоящего времени не расселен, в то время, как состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается обращениями жителей, а также актами обследования жилого дома. Просил суд признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по непринятию своевременных мер по отселению Мещеряковой В.В. и ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Мещеряковой В.В. и ее семье благоустроенное жилое помещение общей площадью, не менее ранее занимаемого (42,1 кв.м.), отвечающее установленным требованиям, и находящееся в черте <адрес>.

     В судебное заседание представитель Ленинской прокуратуры <адрес>, истица Мещерякова В.В., представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом <адрес> не явились, извещены надлежащим образом.

    Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

    Представитель истицы Мещеряковой В.В. - Мирзова Н.Ю. и 3 лицо Мирзоев Э.Б. в судебном заседании просили иск прокурора удовлетворить, не возражали против предоставления квартиры по договору социального найма.

    Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку со стороны администрации отсутствует незаконное бездействие, т.к. распоряжение издано, сроки установлены до ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, на администрацию не может быть возложена обязанность по обеспечению собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ, следует, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

    Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

     Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

     Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

     Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

     С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

     Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

     Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

     При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

     Как установлено судом, Мещерякова В.В. является собственником отдельной 3-комнатной <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ Совместно с собственником в жилом помещении зарегистрирован муж ее внучки Мирзоев Э.Б. - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 12-13, 14-15).

      Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ /Л о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, назначенной постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ А (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ) жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании технического заключения о состоянии основных конструкций данного дома, подготовленного ООО «Институт «Саратовоблпроект», заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы, подготовленной ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» (л.д. 17-19, 20-22, 42-64).

    Распоряжением администрации МО «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ на собственников помещений, проживающих в указанном доме, возложена обязанность отселения в течение 3 месяцев и сноса дома до ДД.ММ.ГГГГ, администрации <адрес> МО «<адрес>» и КУИ <адрес> - провести мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим по договорам социального найма, жилые помещения (л.д. 16).

    В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

    Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

    В силу п.п.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

    Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

    В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

    Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу и члену его семьи вне очереди жилое помещение, возникли в 2010 г. при признании дома непригодным для проживания. Наличие у истца и члена ее семьи в собственности иных жилых помещений правового значения в данном случае не имеет, поскольку в силу ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации они должны быть выселены из аварийного жилья с предоставлением жилого помещения.

     Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен аварийного, непригодного для проживания, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом является аварийным, непригодным для проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения.

Доводы представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает.

    Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «<адрес>», суд исходит из положений Жилищного Кодекса РСФСР и Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома.

     Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

     В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

    При решении вопроса о размере предоставляемого Мещеряковой В.В. и члену ее семьи жилого помещения суд учитывает, что согласно свидетельству о собственности Мещерякова В.В. является собственником отдельной <адрес> в <адрес> общей площадью 42,1 кв.м., состоящей из трех жилых комнат.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Мещеряковой В.В. на семью из двух человек должно быть предоставлено равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 42,1 кв.м., состоящее из 3-х жилых комнат.

     В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

     В порядке ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

     Суд находит также подлежащим удовлетворению требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «<адрес>» по непринятию своевременных мер по отселению Мещеряковой В.В. и члена ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, т.к. совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания на основании технического заключения от августа 2010 г., из которого следует, что жилой дома непригоден для проживания, восстановлению и санации не подлежит. Лишь в августе 2011 г. АМО «<адрес>» было издано распоряжение о сроках отселения жителей дома и его сноса. Однако органами местного самоуправления меры к сносу дома и расселению истца и члена ее семьи не были приняты в срок, указанный в распоряжении - до ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на угрозу их жизни и здоровью.

    Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

     В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, и бездействие АМО «<адрес>» по непринятию своевременных мер по отселению Мещеряковой В.В. и члена ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, должно быть признано незаконным. Также на АМО «<адрес>» должна быть возложена обязанность по предоставлению Мещеряковой В.В. на состав семьи 2 человека (Мещерякова В.В., Мирзоев Э.Б.) отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, состоящее из 3 жилых комнат, общей площадью не менее 42,1 кв.м.

     На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по непринятию своевременных мер по отселению Мещеряковой Валентины Васильевны и члена ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>.

     Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Мещеряковой Валентине Васильевне на состав семьи из двух человек (Мещерякова В.В., Мирзоев Э.Б.) по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 42,1 кв.м., состоящее из трех жилых комнат.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Текст решения изготовлен в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                     С.В. ЮДИНА