Дело № 2- 4274 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 декабря 2011 г. г. Саратов. Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующей судьи Егоровой И.А., при секретаре Габитовой Г.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Заводского района г. Саратова в интересах Цыпина В.В., Борисенко И.В., Голосова А.И., Павлова А.М., Аванесова И.Р., Планова А.Е., Хамзиной Ж.Г., Мардеевой Е.А., Азаренко С.С., Пигасова Р.А., Фроловой Г.Н., Лесиной Н.Б., Шкрабкова В.И., Борисенко Г.М., Рябова В.В., Василенко Н.М., Иванова Д.В., Палий И.А., Маргачева Н.А., Казаковой Т.Б., Ручкиной Е.П., Кубрина А.Н., Кирдакиной Н.В., Клюева И.Е., Чигриной Г.В., Соловьева В.А. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов», ОАО « иные данные», третье лицо : Комитет по управлению имуществом Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Заводского района г. Саратова, в интересах нанимателей жилых помещений в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>,1, обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по принятию в муниципальную собственность общежития, расположенного по адресу: <адрес>, 1, возложении на администрацию муниципального образования « Город Саратов» обязанности принять объект жилого фонда - общежитие по адресу: <адрес>, 1 в собственность муниципального образования « Город Саратов». В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с планом приватизации АП «иные данные», утверждённым решением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23.12.1992 г. № 919, а также решением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 11.07.2000 г. № 648 «О внесении изменений в план приватизации АП «иные данные» - ОАО «иные данные» должен осуществить передачу жилых домов, не включённых в уставной капитал предприятия в муниципальную собственность города Саратова. Данная передача должна была проводиться на основании Положения «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и муниципальную собственность, утверждённого постановлением администрации Саратовской области от11.09.1995 №300.По информации председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области от 06.04.2011 №1361 ОАО «иные данные» не осуществил передачу жилфонда в областную собственность двусторонне оформленному акту приёма- передачи между данным предприятием и Комитетом по управлению имуществом Саратовской области, в связи с чем данные объекты недвижимости в реестре государственного имущества Саратовской области не значится, и, как следствие, комитет не правомочен распоряжаться данным имуществом. Не передача объекта жилого фонда в муниципальную собственность нарушает права истцов, в интересах которых заявлен иск, предусмотренные с. 67 ЖК РФ, а именно: на проживание в жилом помещении временных жильцов; осуществление обмена или замены занимаемого жилого помещения; требования от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения; надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг. Заявлением от 01.11.2011г. истец дополнил исковые требования и просил признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по принятию в муниципальную собственность общежития, расположенного по адресу: <адрес>, 1; обязать ОАО «иные данные» передать объект жилого фонда - общежитие по адресу: <адрес>,1 в собственность муниципального образования « Город Саратов»; обязать Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов» принять объект жилого фонда - общежитие по адресу: <адрес>, 1 в собственность муниципального образования « Город Саратов». К участию в деле на стороне ответчика привлечено ОАО « иные данные» ( л.д. 111-115). Представитель истца прокурор Дремлюга А.М., истцы Цыпин В.В., Голосов А.И., Аванесов И.Р., Азаренко С.С., Пигасов Р.А., Борисенко Г.М., Рябов В.В., Палий И.А., Клюев И.Е., Чигрина Г.В., Соловьев В.А. в судебном заседании поддержали исковые требования по основаниям, изложенном в исковом заявлении и просили удовлетворить требования в полном объеме. Представители ответчиков: Администрации муниципального образования «Город Саратов» Бычкова В.В. и Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов » Котлов Д.А., действующие на основании доверенностей в судебном заседании иск не признали, пояснив, что со стороны Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов » - ОАО « иные данные» были предложены два варианта передачи спорного объекта, расположенного по адресу : <адрес>, 1 в собственность муниципального образования « Город Саратов » при изготовлении ОАО «иные данные» кадастрового паспорта на объект недвижимости и регистрации права на указанный объект в УФРС государственной регистрации, кадастра и картографии, а в случае затруднения оформления прав на земельный участок, при подготовке кадастровых паспортов на земельный участок и объект недвижимости. Однако, ОАО « иные данные» не подготовил требуемый пакет документов, а потому вины Администрации муниципального образования « Город Саратов» и его структурного подразделения - Комитета по управлению имуществом города, в том, что до настоящего времени объект не принят в собственность муниципального образования, нет. Просили в иске отказать в полном объеме. Представители ответчика ОАО « иные данные » Савонина В.Н., Николаева О.А., действующие на основании доверенностей иск поддержали, пояснив, что в 1997г. ведомственный жилой фонд ОАО « иные данные», не вошедший в план приватизации был принят в собственность муниципального образования, за исключением двухэтажного двадцативосьмиквартирного жилого дома по Ново - <адрес>, 1 в г. Саратове, по причине технической ошибки допущенной в приложении к решению Комитета по управлению имуществом Саратовской области № 648 от 11.07.200г., где указанный дом значится по <адрес>, а также и из-за неудовлетворительного состояния здания общежития. ОАО « иные данные » конструктивные элементы здания общежития по <адрес>, 1 были приведены в удовлетворительное состояние, о чем составлен акт технического освидетельствования от 19.08.2010г., однако до настоящего времени администрация муниципального образования « Город Саратов», в лице Комитета по управлению имуществом муниципального образования « Город Саратов» не принимает вышеуказанный дом в муниципальную собственность. Истцы Борисенко И.В., Павлов А.М., Планов А.Е., Вайс (Хамзина ) Ж.Г., Мардеева Е.А., Фролова Г.Н., Лесина Н.Б., Шкрабков В.И., Василенко Н.М., Иванов Д.В., Маргачев Н.А., Казакова Т.Б., Ручкина Е.П., Кирдакина Н.В., Кубрин А.Н., представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом Саратовской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела. в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав участников процесса, исследовав материла дела, суд приходит к следующему: В порядке ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий ( бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия ( бездействие). Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В судебном заседании установлено, что в соответствии с планом приватизации Арендного предприятия « иные данные», утвержденному решением Комитета по управлению имуществом Саратовской области № 919 от 23.12.1992г., в уставной капитал приватизированного предприятия не вошли жилые дома по <адрес> №, 22, 24; <адрес> №, 26, 28 ; <адрес>; <адрес>, 1 и 5; <адрес> в г. Саратове (л.д. 157-188). Решением Комитета по управлению имуществом области № 648 от 11.07.2009г. « О внесении изменений в план приватизации АП « иные данные» администрация ОАО « иные данные» обязана была осуществить передачу объектов, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность г. Саратова, согласно приложению. Передача должна была быть осуществлена по двусторонне оформленному акту приема - передачи (л.д. 104-105). На основании актов приема передачи ведомственного жилого фонда объектов коммунального хозяйства на баланс МП ЖКХ, утвержденных Распоряжениями Администрации г. Саратова № 714-р от 29.09.1997г., № 570-р от 04.08.1997г., № 755-р от 09.10.1997г. в муниципальную собственность от АООТ « иные данные» были приняты жилые дома по <адрес> №,22 и 24; по <адрес>; по <адрес>; по <адрес> №,26,28 ( л.д. 141- 147). Жилой двухэтажный двадцативосьмиквартирный жилой дом ( общежитие ) по <адрес>, 1 в нарушение Решением Комитета по управлению имуществом области № 648 от 11.07.2009г. « О внесении изменений в план приватизации АП « иные данные», до настоящего времени в собственность муниципального образования « Город Саратов» не передано. Согласно учетной записи в техническом паспорте на объект капитального строения по <адрес>, 1 в г. Саратове собственником объекта недвижимости указано ОАО « иные данные» ( л.д. 148-156). Согласно п. 2 постановления Правительства Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность. Пунктом 1 приложения № 3 к указанному постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в введении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового значения. В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» и пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 « О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (действующих на дату принятия установления администрации Саратовской области от 11.09.1995 №300), передача в муниципальную собственность подлежали объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включённых в состав приватизируемого имущества предприятий. К их числу отнесены жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения предприятий и организации. Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г.№235 установлено, что утверждённый план приватизации (изменения, вносимые в план приватизации) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.Передача таких объектов осуществлялась в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской Федерации». Пунктом 6.14 государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий была предусмотрена обязанность соответствующих органом местного самоуправления принять на свой баланс объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в срок не более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации.В случае, когда объект не был предан в муниципальную ответственность, уровень собственности определялся приложение № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1992 №3020-1. В настоящее время разграничение государственной собственности в Российской Федерации регулируется статьёй 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2005. Исходя из п.1 ст. 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъекты Российской Федерации передают в собственность муниципальных образований находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями. Согласно вышеуказанному закону к вопросам местного значения Городского округа отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городского округа отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В приложении №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1992г. № 114- рп перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992г. № 114-рп утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, в п. 9 которого указано, что в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с вышеуказанным приложением №3. Таким образом, на федеральном уровне определены объекты, входящие в названный перечень, поэтому все они должны передаваться в муниципальную собственность. Отказ либо уклонение в принятии объектов в муниципальную собственность является нарушением вышеуказанного федерального законодательства, поскольку ограничивает деятельность органов местного самоуправления в обеспечении решения вопросов местного значения и нарушает жилищные права лиц, проживающих в указанных объектах. Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ имущество, используемое для указанных целей, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, и решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом. Судом бесспорно установлено, что жилой <адрес> в г. Саратове не вошел в состав приватизируемого имущества создаваемого в процессе приватизации ОАО «иные данные», а был выделен из него путем передачи в муниципальную собственность в соответствии с решением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 11.07.2000 г. №648 о передаче указанных объектов, являющихся федеральной собственностью, в муниципальную собственность. Поскольку в вышеуказанных актах не содержится условий о том, в каком виде должен быть передан жилищный фонд, Комитет по управлению имуществом города Саратова как орган местного самоуправления должен был принять данный жилищный фонд в муниципальную собственность, в том виде, в каком он есть в настоящее время. Исходя из пункта 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ « О признании государственного и муниципального имущества», а также положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020- 1, общежитие относится к объектам жилищного фонда, в силу закона является муниципальной собственностью, и подлежало передаче в состав этой собственности, а потому на структурное подразделение Администрации муниципального образования « Город Саратов» - Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов» должна быть возложена обязанность по принятию объекта жилого фонда - общежитие по адресу: <адрес>, 1 в собственность муниципального образования « Город Саратов», а на ОАО « иные данные» передать по двустороннему акту приема-передачи Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов» объект жилого фонда - общежитие по адресу: <адрес>,1 в собственность муниципального образования « Город Саратов». В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по принятию в муниципальную собственность общежития, расположенного по адресу: <адрес>, 1. Обязать ОАО « иные данные» передать по двустороннему акту приема-передачи Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов» объект жилого фонда - общежитие по адресу: <адрес>,1 в собственность муниципального образования « Город Саратов». Обязать Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов» принять по двустороннему акту приема-передачи от ОАО « иные данные» объект жилого фонда - общежитие по адресу: <адрес>, 1 в собственность муниципального образования « Город Саратов». Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: