о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-5259/11 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года                     г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Шушаевой А.А., с участием истца Клубковой М.М., представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Межевич Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клубковой Марии Михайловны к Администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица администрации иные данные района муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Клубкова М.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31 августа 2011 года она является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>

20 мая 2011 года Межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) дня проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу заключением № от 02.03.2011 г. признала жилой дом <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 20.05.2011 г. № постановлено, предоставить жилые помещения по договорам социального найма гражданам, проживающим в доме <адрес>.

Однако, до настоящего времени ответчик в добровольном порядке не выполнил данные указания. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 56,3 кв.м., в черте г. Саратова.

     В судебном заседании истец поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить, не возражала против предоставления жилья по договору социального найма. Уточнила исковые требования, просила предоставить жилое помещение в размере 56,9 кв. м., поскольку наиболее точные данные о размере жилого помещения содержатся в техническом паспорте, изготовленном в 2010 г. когда разрешался вопрос о признании дома аварийным, в нем отражены размеры жилых помещений уже с учетом произведенной перепланировки.

Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» возражала против удовлетворения иска, показала, что истец является собственником жилого помещения. Указанный жилой дом признан непригодным для проживания. Требования, заявленные истцом, противоречат положениям действующего законодательства, предусматривающего иную процедуру отселения собственника жилого помещения из аварийного жилого дома. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

     Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

     Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

     Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

       Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии

свободы выбора человеком места жительства.

       Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

       С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

      Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

     Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

     При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что Клубковой Марии Михайловне на праве собственности принадлежит квартира <адрес> (л.д.иные данные).

Заключением Межведомственной комиссии № от 02.03.2011 г. жилой дом <адрес> признан аварийным о подлежащим сносу (л.д. иные данные).

На основании указанного заключения администрацией Муниципального образования «Город Саратов» вынесено распоряжение № от 20.05.2011 г. «о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>

     Следовательно, наличие объективной необходимости по отселению истца из дома <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, установлено. Однако, отселение истца из данного дома не произведено, несмотря на реальную угрозу для их жизни.

     Непригодность для проживания указанного дома ответчиком не оспаривается.

     Кроме того, судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцу не решен до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса, представленными материалами дела.

Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить истцам вне очереди жилое помещение, возникло в марте 2011 г., когда жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

      Суд приходит к выводу, что Клубкова М.М. имеет право на предоставление ей в пользование жилого помещения, в соответствии со ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в ее пользовании, аварийным и подлежащим сносу в 2011 году, она не обеспечена до настоящего времени жильем.

       При этом следует учитывать, что обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» по обеспечению их жилым помещением возложена на данного ответчика, как на лицо, несущее такую обязанность в соответствии с учетом положений ст.ст. 85-89 ЖК РФ.

       В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истцов жилым помещением, являются необоснованными.

       В соответствии со ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации и толкованием данных норм в Постановлении Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Из анализа приведенных выше норм следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

При решении вопроса о размере предоставляемого истцу жилого помещения суд исходит из следующего.

Согласно технического паспорта на жилой дом <адрес> от 12.10.2010 г. общая площадь квартиры истца составляет 56,9 кв.м., а именно: коридор 4,9 кв.м., жилая комната 11,3 кв.м., жилая комната 17,3 кв.м., жилая комната 11,6 кв.м., туалет 0,8 кв.м., ванная 2,3 кв.м., кухня 8,7 кв.м., с учетом произведенной перепланировки (л.д. иные данные).

Сведения о площади квартиры, содержащиеся в свидетельстве о государственной регистрации не могут быть приняты во внимание, поскольку оно выдавалось в 2003 году, после чего была произведена перепланировка.

Данные о площади квартиры, отраженные в справке, выданной ООО «иные данные», и извещении об оплате коммунальных услуг не могут быть приняты во внимание, поскольку в них содержатся сведения из договора на приватизацию жилого помещения от 2003 г., заключенного до проведения перепланировки.

Из справки ООО «иные данные» от 30.11.2011 г. следует, что в квартире № <адрес> зарегистрирована Клубкова Мария Михайловна. В судебном заседании истец подтвердил факт того, что в квартире она зарегистрирована одна.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 56,9 кв.м., состоящее из трех жилых комнат.

При предоставлении жилого помещения по указанным основаниям необходимо учитывать нахождение его в границах г. Саратова, а не конкретного микрорайона. Поскольку законом не предусмотрено предоставление жилья в определенном районе, жилое помещение должно быть предоставлено истцу в черте г. Саратова.      

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

      Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Клубковой Марии Михайловне по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 56,9 кв.м., состоящее из трех жилых комнат.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение 10 дней, с момента изготовления решения в окончательной форме (13.12.2011 г).

Судья