признание бездействия незаконным, понуждение совершить действия



    Дело № 2- 4442                                                                        РЕШЕНИЕ       

                                                    Именем Российской Федерации

                                                          

     01 декабря 2011 г.                                                                               г. Саратов.

     Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

с участием прокурора Андреева И.Н.,

при секретаре Габитовой Г.Ж.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г. Саратова, в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по дорожному хозяйству и транспорту администрации муниципального образования « Город Саратов » о признании бездействия незаконным, понуждении совершить действия,

                                                            У С Т А Н О В И Л :            

         Заместитель прокурора Кировского района г. Саратова обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по дорожному хозяйству и транспорту администрации муниципального образования « Город Саратов» ( далее Комитет ) о признании незаконным бездействия ответчика выразившегося в невыполнении обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на пересечении улиц города Саратова: <адрес>; возложении на ответчика обязанности на светофорных объектах на пересечении улиц города Саратова: <адрес> применить дополнительное к светофорной сигнализации звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами. Истец указал, что бездействие ответчика влечет нарушение требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения и ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, влечет нарушение прав и интересов последних.

Заместитель прокурора Кировского района г. Саратова обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Комитету о признании незаконным бездействия ответчика выразившегося в невыполнению обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на пересечении улиц города Саратова: <адрес>; возложении на ответчика обязанности на светофорных объектах на пересечении улиц города Саратова: <адрес>; применить дополнительное к светофорной сигнализации звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами. Истец указал, что бездействие ответчика влечет нарушение требований федерального законодательства о безопасности дорожного и ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», влечет нарушение прав и интересов последних.

       Заместитель прокурора Кировского района г. Саратова обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Комитету о признании незаконным бездействия ответчика выразившегося в невыполнению обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на пересечении улиц города Саратова: <адрес>, незаконным; возложении на ответчика обязанности на светофорных объектах на пересечении улиц города Саратова: <адрес>; Истец указал, что бездействие ответчика влечет нарушение требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения и ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, влечет нарушение прав и интересов последних.

       Определением суда от 28.11.2011г. дела объединены в одно производство.

       В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

       Представитель ответчика Кузьмичев В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснив, что в соответствии со ст. 15 ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов звуковыми сигналами, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 и по строго определенным направлениям движения слепых и слабовидящих пешеходов. Данные требования закона Комитетом были исполнены в полном объеме. При обращении в Саратовскую областную организация ( далее СОО ВОС) было получено согласование на установку звуковых сигналов на 19-ти светофорных объектах расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов». В настоящее время указанные объекты оборудованы дополнительными звуковыми сигналами и работают в согласованном режиме с пешеходными светофорами.Прокурор, как это следует из ст.45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Однако прокуратура не представил суду доказательств нарушения прав и законных интересов слепых и слабовидящих пешеходов, отсутствуют доказательства того, что именно указанными пешеходными переходами регулярно пользуются инвалиды по зрению и что именно на этих перекрёстках в настоящее время необходимо установить дополнительное оборудование, обеспечивающее дублирование звуковыми сигналами. Прокуратур не может указать, сколько слепых и слабовидящих граждан проживает на территории Кировского района г. Саратова. Необоснованность исковых требований о бездействии Комитета подтверждается и тем фактом, что требования закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» исполняются соразмерно средствам представляемым бюджетом города и средствам выделенным по целевой программе «Социальная поддержка инвалидов в Саратовской области на 2007-2010 годы» (Постановление Саратовской областной думы от 18.10.2006 № 59-2401).Кроме того, Конституционный Суд РФ в определение от 13.054.2010г. № 689-O-O высказал правовую позицию о том, что закрепляющее обязанность положение ч.1 ст. 15 ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в т.ч. органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. В настоящее время в городе звуковой сигнализацией оборудовано 27 светофорных объектов. Этот перечень формировался с учетом обращения COOBOC, а по поводу установки такой сигнализации на остальных объектах к ответчику никто не обращался. Комитетом осуществляется дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а не поселения (ст. 16 № 131-ФЗ). Технические средства регулирования дорожного движения в количестве 160 шт., расположенные на территории г. Саратова являются федеральной собственностью и закреплены за филиалом ФГУП ГОССМЭП МВД России по Саратовской области на праве хозяйственного ведения. В соответствии со статьями 210, 211 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. На основании ст. 15 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ФГУП ГОССМЭП МВД или иной собственник обязан создавать условия инвалидам и в части установки дополнительных звуковых сигналов на светофорных объектах. На основании изложенного просит в исковых требованиях прокурору Кировского района г. Саратова отказать.

      Представители третьего лица, привлеченного судом к участию в деле - Саратовской областной организации « Всероссийское общество слепых» Филатов В.В. и Еськин А.В. в судебном заседании поддержали требования прокурора и просили удовлетворить в полном объеме, пояснив, что по территории Кировского района г. Саратова проходят основные маршруты передвижения инвалидов, поскольку указанный район расположен в центре г. Саратова, а также в связи с тем, что на территории Кировского района расположено Саратовская областная организация « Всероссийское общество слепых», а потому есть острая необходимость в оборудовании светофоров синхронной звуковой сигнализацией.

      Выслушав стороны и представителей третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

      Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( часть 1); в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственная пенсия, пособия и иные гарантии социальной защиты ( часть 2).

      Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ( статья 72, пункт «ж» части 1 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти ( статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации ( статья 2,7,18 и 19).

       В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995г.№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

      В соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами

     Согласно положениям Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения. Организация дорожного движения - комплекс организационного правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своем компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

       В силу Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, а светофоры являются элементом обустройства автомобильных дорог.

       В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-281 «О Положении о комитете по дорожному хозяйству и транспорту администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного хозяйства, обеспечения безопасности дорожного движения в части в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет является юридическим лицом, основные задачи которого связаны с решением вопросов местного значения, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, обеспечение безопасности дорожного движения, а также осуществлении других полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством. Комитет организует деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

      В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

      В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий ( бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия ( бездействие).

       Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

        В судебном заседании бесспорно установлено, что на пересечении улиц города Саратова: <адрес>, отсутствует дополнительно к светофорной сигнализации звуковая сигнализация, работающая в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

        Поскольку вытекающая из вышеприведенных норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению инвалидам возможности беспрепятственного пользования средствами связи и информации включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, муниципальным образованием в лице органа местного самоуправления и его уполномоченного подразделения - Комитета по дорожному хозяйству и транспорту администрации муниципального образования « Город Саратов», в части оснащения пересечения улиц города Саратова: <адрес> дополнительной к светофорной сигнализации звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами, не исполняется, суд находит доказанным факт бездействие Комитета по обеспечению безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья, имущества населения.

        Бездействие Комитета нарушает права неопределенного круга лиц ( инвалидов по зрению и людей с ограниченным зрением) - жителей и гостей муниципального образования «Город Саратов», не позволяя пешеходам в полной мере соблюдать требовании правил дорожного движения и считает правильным обязать Комитет, в соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на светофорных объектах на пересечении улиц <адрес>, применить дополнительно к светофорной сигнализации звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

       Доказательств технической невозможности выполнения заявленных требований в части оснащения дополнительно к светофорной сигнализации звуковой сигнализации, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами на пересечении улиц г. Саратова : <адрес>, ответчиком не представлено.

       Суд считает прокурора Кировского района г. Саратова надлежащим истцом по делу, поскольку в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты прав граждан и неопределенного круга лиц.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                              Р Е Ш И Л:

        Признать бездействие Комитета по дорожному хозяйству и транспорту администрации муниципального образования « Город Саратов» по невыполнению обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на пересечении улиц города Саратова: <адрес>, незаконным.

         Обязать Комитет по дорожному хозяйству и транспорту администрации муниципального образования « Город Саратов» в соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 « Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на светофорных объектах на пересечении улиц города Саратова: <адрес> применить дополнительное к светофорной сигнализации звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

       Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд г. Саратова, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

        Судья: