Дело № 2-5239/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Хайрулиной А.Ю., с участием помощника прокурора иные данные района г. Саратова Щелковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску прокурора иные данные района г. Саратова в интересах Царевой Лидии Андреевны к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Администрации иные данные района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействий незаконными и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, установил: Прокурор иные данные района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах Царевой Л.А. об обязании предоставить жилое помещение, в обоснование своих требований ссылаясь на то, Прокуратурой иные данные района г. Саратова проведена проверка по обращению Царевой Л.А., зарегистрированной в доме <адрес> временно проживающей по адресу: <адрес>, о нарушении её жилищных прав. Установлено, что в 2003 году в результате пожара в доме <адрес> пострадала квартира № №, принадлежащая Царевой Л.А. на основании обменного ордера исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 22.06.1998 года. <адрес> распоряжением главы администрации МО «Город Саратов» от 17.11.2009 г. был признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.07.2010 года № № Царева Л.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального маневренного фонда, в составе семьи из трех человек. 26.08.2011 года Царевой Л.В. были предложены для просмотра жилые помещения муниципального маневренного фонда, расположенные по адресу: <адрес> 29.08.2011 года от Царевой Л.В. было получено согласие на вселение в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Однако предоставленное жилое помещение состоит из одной комнаты, тем самым Царевой Л.В. предоставлена квартира не равноценная в замен утраченного. Кроме того, Царева Л.В. проживает совместно со своей несовершеннолетней внучкой Царевой Е.Д. и сыном Царевым Д.В. Таким образом на состав семьи из трех человек необходимо предоставить жилое помещение не маневренного фонда, состоящее не менее чем из 2-х комнат общей площадью не менее ранее занимаемого 36,1 кв.м. Просит суд признать бездействия Администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Царевой Л.В. и членов ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Царевой Л.В. и ее семье благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого 36,1 кв.м., состоящее из двух комнат, отвечающее установленным требованиям и находящимся в черте г. Саратова. Представитель прокуратуры иные данные района г. Саратова поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить. Истец Царева Л.В. поддержала доводы, изложенные прокурором в исковом заявлении. Третье лицо Царев Д.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель несовершеннолетней Царевой Е.Д. - Царева О.А. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Бычкова В.В. исковые требования не признала и пояснила, что администрацией муниципального образования принято распоряжение о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, поэтому администрация все свои обязательства выполнила. Прокурор обратился с иском в суд преждевременно. Представитель администрации иные данные района муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили. Выслушав участников процесса, исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему: Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, ст. 40 Конституции. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади ранее занимаемому. В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). В судебном заседании установлено, что на основании ордера № № от 22.06.1998 г. Царевой Лидии Андреевне была предоставлена квартира № №, состоящая из двух комнат, жилой площадью 24,9 кв.м. (л.д.иные данные), которые находились в коммунальной квартире (л.д.иные данные). <адрес> состояла из трех жилых комнат, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения (л.д.иные данные). Из документов, предоставленных на запрос суда администрацией иные данные района муниципального образования «Город Саратов» следует, что квартира <адрес> являлась коммунальной, Сайбел В.Л. занимал одну жилую комнату, Царева Л.А. и члены ее семьи, занимала две комнаты в коммунальной кварте (л.д. иные данные). Из акта о пожаре от 09.09.2003 г. следует, что результате пожара в доме <адрес> пострадала квартира № №, занимаемая Царевой Л.А. (л.д.иные данные) Администрацией муниципального образования «Город Саратов» вынесено распоряжение от 17.11.2009 г. «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома № <адрес>, согласно которого администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» должна подготовить проект постановления о предоставлении жилых помещений гражданам по договорам социального найма (л.д.иные данные) Согласно справки, представленной МУ «ДЕЗ по Ленинского району г. Саратова» от 06.12.2011 г., следует, что квартира <адрес>, находящееся в пользовании Царевой Л.А., состоит из 2 комнат общей площадью 36,1 кв.м. В квартире зарегистрированы Царева Лидия Андреевна, Царев Дмитрий Валерьевич, Царева Екатерина Дмитриевна. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, квартира, занимаемая Царевой Л.А. и членами ее семьи, является муниципальной собственностью, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истцом обоснованно предъявлены исковые требования к администрации муниципального образования «Город Саратов». Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения для проживания. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности. Суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ему жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст.ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома непригодным для постоянного проживания, истец не обеспечен до настоящего времени жильем. Определяя площадь помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего. В материалах дела имеется единая книжка по оплате жилья и коммунальных услуг по <адрес>, квартира имеет общую площадь 36,1 кв.м. (л.д.иные данные), что также подтверждается платежными документами (л.д.иные данные). В судебном заседании истец Царева Л.А. пояснила, что общая площадь была рассчитана, исходя из занимаемой жилой площади, и они производили оплату каждый за свою площадь. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма. Предоставление Царевой Л.А. жилого помещения в маневренном фонде не освобождает администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, в связи с признанием ранее занимаемого жилого помещения непригодным для проживания. Совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой дом <адрес>, в котором находится квартира № 1 предоставленная истцу по договору социального найма, был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер по расселению граждан принято не было. Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено. По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления. Таким образом надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального образования «Город Саратов». Судом установлено, что администрация муниципального образования «Город Саратов» не выполняет обязанности по отселению истца из жилого помещения, непригодного для проживания, что подтверждается многочисленной перепиской истца с органами власти, имеющейся в материалах дела, никаких конкретных мер ответчиком не предпринято, в связи с чем не принимаются во внимание доводы ответчика, что прошло слишком мало времени с момента издания распоряжения (л.д.иные данные). При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению ему благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова общей площадью не менее 36,1 кв.м. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истца. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать бездействия Администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Царевой Л.А. и членов ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконными. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Царевой Лидии Андреевне на состав семьи из 3 человек (Царева Л.А., Царев Д.В., Царевой Е.Д.) в пользование по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 36,1 квадратных метров, в пределах г. Саратова. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение 10 дней, с момента изготовления решения в окончательной форме (20.12.2011 г). Судья