о признании протокола общественной комиссии по жилищным вопросам и постановления органа местного самоуправления незаконным, восстановлении на очередь на получение жилья



Дело № 2-5609/11

Дело 2-5609/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                   <адрес>

Волжский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Юдиной С.В.

с участием адвоката Малинникова А.В.,

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чунгурова Рената Равильевича к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании протокола общественной комиссии по жилищным вопросам и постановления органа местного самоуправления незаконным, восстановлении на очередь на получение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

    Чунгуров Р.Р. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» об обжаловании действий, признании постановления недействительным, в обоснование которого указал, что он является офицером запаса в ракетных войсках оперативно-тактического назначения в Сибирском военном округе и был уволен из рядов ВС РФ в 1992 г., при увольнении не был обеспечен жильем. С ДД.ММ.ГГГГ он с составом семьи 3 человека состоял на учете в администрации МО «<адрес>» в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как уволенный с военной службы в очереди на получение жилья. В 2002 г. у него родился сын - Чунгуров Рашид Ренатович, и состав его семьи увеличился. ДД.ММ.ГГГГ решением общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «<адрес>» он был снят с учета на основании пп. «а» п. 26 Правил учета граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (заключение после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ основанием для снятия его с учета нуждающихся послужило заключение им контракта на прохождение службы в УВД по <адрес>. Данный протокол утвержден постановлением администрации МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ . Считает решение незаконным, т.к. он никакого контракта на военную службу не заключал. Просил суд признать незаконным п. 5 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия его с учета нуждающихся в получении жилья, постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения протокола заседания комиссии о снятии его с учета незаконным, обязать ответчика восстановить его в списке нуждающегося в получении жилья с составом семьи 4 человека.

    Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, поручил представлять его интересы представителю, имеющему доверенность.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца и адвокат в судебном заседании требования своего доверителя поддержали, дали пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Просили иск удовлетворить.

Представитель администрации МО «<адрес>» в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, т.к. считает решение законным и обоснованным, поскольку с Чунгуровым Р.Р. был заключен контракт о приеме его на службу. Просила в иске отказать.

Представитель КУИ <адрес> поддержал доводы представителя АМО «<адрес>», просил в иске отказать.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Чунгурова Р.Р. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

    Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.

Как установлено судом, Чунгуров Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ уволен с действительной военной службы по ст. 59 п. «в» (по сокращению штатов). На основании заявления Чунгурова Р.Р. администрацией <адрес> он ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес> (л.д. 12-13).

    Чунгуров Р.Р. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в <адрес>, принадлежащей ему на праве собственности на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ В данной квартире, кроме него также зарегистрированы: его супруга ФИО6 - с ДД.ММ.ГГГГ, их сын ФИО8 - с ДД.ММ.ГГГГ, их сын ФИО9. - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15).

Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовано рассмотреть вопрос о снятии Чунгурова Р.Р. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании пп. «а» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (заключение после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). Основанием снятия с учета указано, что Чунгуров Р.Р., повторно заключил контракт и в настоящее время проходит службу в Управлении внутренних дел по городу Саратову. Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден указанный протокол (л.д. 8-10, 11).

     В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чунгуров Р.Р. проходил службу в органах внутренних дел. Приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ по ГУВД по <адрес> Чунгуров Р.Р. уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ по п. «Б» ст. 58 (по достижении предельного возраста) с должности дежурного по разбору (с доставленными и задержанными) дежурной смены дежурной части ОМ в составе

УВД по <адрес>.

     Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

    Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе, в сфере жилищных отношений.

      Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

      Статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от ДД.ММ.ГГГГ N 4218-1 (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ) установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

    О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

    Согласно ст. 49 ЖК РСФСР (на момент возникновения правоотношений) правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

    В силу п. 19 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 193 «Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей» (в ред. Постановлений Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 241, от ДД.ММ.ГГГГ N 1213, от ДД.ММ.ГГГГ N 827; Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 444, от ДД.ММ.ГГГГ N 806, от ДД.ММ.ГГГГ N 790) военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

    На основании п. 4 ст. 6 Закона "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) и п. 3 ст. 6 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 6 Закона "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

    При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах,

определяемых Правительством Российской Федерации.

    Согласно п. 1 ст. 22 данного Закона военнослужащие, прослужившие 10 лет и более, не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нормам, установленным законодательством.

     В порядке п. 5 ст. 38 Закона Саратовской области от 12.03.1997 г. № 12 ЗСО «О предоставлении жилья в Саратовской области» в сроки, установленные действующим законодательствам, жилые помещения предоставляются, в частности, гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и членам их семей. Жилые помещения предоставляются по установленным нормам не позднее, чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления и включения в списки нуждающихся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства. Документы о сдаче жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства указанными гражданами и членами их семей предоставляются при получении жилой площади по избранному месту жительства.

    Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

    В соответствии с п. 2 Правил, данные Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи ГЖС военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.

Пункт 8 указанных Правил устанавливает, что право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.

    Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию.

    В указанных Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих и других названных лиц, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

    Согласно п. 7 Правил учета одним из оснований признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий является избрание им постоянного места жительства после увольнения с военной службы, а основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку.

    При этом постановка на учет военнослужащих осуществляется вне зависимости от обеспеченности их жильем по месту службы.

    В соответствии с п. 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

    Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

     В соответствии с п. 7 Правил членами семьи гражданина, уволенного с военной службы, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина, уволенного с военной службы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином, уволенным с военной службы, учитываются в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.

    На основании п. 8 Правил, жилые помещения предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, по нормам предоставления, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

    В порядке п. 9 Правил, жилые помещения предоставляются по нормам, указанным в пункте 8 настоящих Правил, в случае если:

а) гражданин, уволенный с военной службы, и (или) члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;

б) гражданином, уволенным с военной службы, проживающим на основании

договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и членами его семьи принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

в) гражданином, уволенным с военной службы, и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.

     В случае отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, после его включения в список граждан (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 9 настоящих Правил), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать занимаемое по договору социального найма жилое помещение, жилое помещение предоставляется гражданину, уволенному с военной службы, по нормам, указанным в пункте 8 настоящих Правил, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом предоставление жилого помещения гражданину, уволенному с военной службы, осуществляется только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 36 кв. метров.

    В остальных случаях предоставление жилого помещения гражданину, уволенному с военной службы, возможно при выполнении им условий, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 9 настоящих Правил (п. 10 Правил).

    Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

     В силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

     Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

    Из приведенных норм ч. 2 ст. 6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после 01 марта 2005 года, в соответствии ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.

    В силу ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов

федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

     В порядке п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

     Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (ч. 2).

    Однако суд считает, что ссылка ответчика на пп. «а» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (заключение после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), как на основания снятия Чунгурова Р.Р. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным, поскольку Чунгуров Р.Р. не заключал после увольнения в запас нового контракта на военную службу.

     Согласно ст. 2 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта

1998 г. военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

    Согласно ст. 1 Закона № 1026-1 от 18.04.1991 г. «О милиции» (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), милиция в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.

    Следовательно, служба в органах внутренних дел не является военной службой, и Чунгуров Р.Р. не мог быть снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанным основаниям.

    В связи с этим для установления правомерности требований Чунгурова Р.Р. об улучшении его жилищных условий, органу местного самоуправления следовало выяснить его фактическую нуждаемость в улучшении жилищных условий, в том числе, исходя из норм, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конкретных обстоятельств дела.

     Согласно пункту 2 части 1 и части 2 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

    Наличие у Чунгурова Р.Р. удостоверения, подтверждающего его право на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий на льготных основаниях, свидетельствует о том, что данным правом он не воспользовался, жилищная проблема его не решена.

     В порядке ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде

решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

      К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (статья 255 ГПК РФ).

      Поскольку в судебном заседании не установлено отсутствие у Чунгурова Р.Р. и членов его семьи право на улучшение жилищных условий, суд считает, что п.п. 5 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в получении жилья Чунгурова Р.Р., нельзя признать законным и обоснованным. В связи с чем, подлежит признанию незаконным и постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в получении жилья Чунгурова Р.Р. с составом семьи 2 человека в списке нуждающихся в получении жилья, а истец подлежит восстановлению в списках нуждающихся в предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета администрации МО «<адрес>», с момента его исключения из очереди с составом семьи 4 человека (он, супруга, двое несовершеннолетних детей)

      На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     

      Признать незаконным п.п. 5 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в получении жилья Чунгурова Рената Равильевича.

     Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в получении жилья Чунгурова Рената Равильевича с составом семьи 4 человека (Чунгуров Р.Р., ФИО6, ФИО10, ФИО11.) в списке нуждающихся в получении жилья.

    Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» восстановить Чунгурова Рената Равильевича с составом семьи 4 человека (Чунгуров Р.Р., ФИО6, ФИО12.) в списке нуждающихся в получении жилья.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение.

Текст решения изготовлен в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья                                         Юдина С.В.