Р Е Ш Е Н И Е № 2-6065/11 Именем Российской Федерации 23 декабря 2011 г. г.Саратов Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Набенюка А.П. с участием прокурора Гадлевского И.А. при секретаре Анищенко А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Заводского района г.Саратова в интересах Павловой Ольга Аркадьевна к Администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов», Павлов Дмитрий Владимирович о понуждении к предоставлению жилых помещений, У С Т А Н О В И Л : Первый заместитель прокурора Заводского района г.Саратов указал, что Павлова О.А. проживает по адресу: <адрес>. В соответствии с постановлением Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» № 174 от 19.03.1998 г., заключением Межведомственной комиссии от 27.02.1998 г., данный дом был признан непригодным для дальнейшего проживания. Считает, что ответчик несет обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в данном доме жилых помещений на условиях социального найма, в порядке определенном ст.86-89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилых помещений общей площадью не менее ранее занимаемых. Просит обязать ответчика предоставить на основании ст.86-89 ЖК РФ, при отселении данной семье жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому. Администрация муниципального образования «Город Саратов» и Комитет по управлению имуществом г.Саратова просят в удовлетворении иска отказать. Указывают, что на момент проведения обследования действовал порядок обследования жилых домов, предусмотренный ЖК РСФСР, а не постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. Считают, что акт обследования жилого дома не соответствует требованиям действующего законодательства. В настоящее время, на основании Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, решение данного вопроса относится к компетенции Межведомственной комиссии, которая данный вопрос не рассматривала. Полагают, что поскольку договор социального найма с Павловой О.А. не расторгнут, за ней может сохраниться право пользования прежним помещением. Указывают, что администрацией муниципального образования по договорам социального найма предоставляются жилые помещения гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим, в то время как истец к категории данных лиц не относится. Считают, что истцами не доказано нарушение их прав со стороны администрации города. Считают невозможным возложение обязанности по предоставлению жилых помещений на указанного ответчика. В судебное заседание не явился представитель Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», Павлов Д.В. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Суд, с учетом мнения явившихся сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Исследованы договор социального найма жилых помещений, справка формы № 1, копия постановления Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», копия технического паспорта БТИ. Суд, исследовав позиции сторон, материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам. Истец зарегистрирована и проживает с семьей в квартире по адресу: <адрес>. В соответствии с постановлением Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» № 174 от 19.03.1998 г., заключением Межведомственной комиссии от 27.02.1998 г., данный дом был признан непригодным для дальнейшего проживания, о чем утвержден соответствующий акт. До настоящего времени мероприятия по отселению из него граждан и предоставлению жилых помещений в порядке определенном ст.89 ЖК РФ не проведены. Суд считает необоснованным довод ответчика о невозможности отселения граждан из указанных домов, и отсутствием сроков отселения. На указанный период, решение о признании домов непригодными для проживания принято органом, уполномоченным для принятия решений о признании домов непригодными для постоянного проживания, согласно ст.8,15, 29,37 ЖК РСФСР, а затем ст.57, 87, 89 ЖК РФ. Отселение семьи истца из указанного дома должно быть произведено не в порядке очередности, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в порядке ст.87, 89 ЖК РФ. В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии со ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. По делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ. Оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Необходимо учитывать, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 ст.57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). В соответствии с пунктом 1 части 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания. Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья. Суд полагает, что при отселении граждан из жилых помещений в порядке ст.87-89 ЖК РФ, в связи с непригодностью их для проживания, невозможно учитывать нуждаемость в улучшении жилищных условий. В данном случае нельзя учитывать нуждаемость в улучшении жилищных условий, право на дополнительную площадь, состав семьи. Суд принимает во внимание, что по ст.87-89 ЖК РФ производится отселение в связи с тем, что создается реальная угроза жизни граждан, и невозможно их дальнейшее проживание занимаемых жилых помещениях. Поэтому отселение следует производить в другое равнозначное жилое помещение. Отселяемые лица сохраняют за собой право состоять на учете, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд считает необоснованным довод Комитета по управлению имуществом г.Саратова о возможном сохранении за истцом права на прежнее жилое помещение непригодное для постоянного проживания. В соответствии с положениями ст.57, 87,89 ЖК РФ, предусмотрено отселение граждан с прекращением у них права на ранее занимаемое жилое помещение. Общая площадь помещений, на которые имеет право семья истца, обозначена в техническом паспорте, договоре социального найма, и справке формы № 1. С учетом содержания ст.87, 89 ЖК РФ, обязанность по предоставлению жилых помещений следует возложить на муниципальное образование «Город Саратов», несущее такие обязанности в силу ст.14, 49, 52, 60, 87 ЖК РФ. Суд полагает, что заключения межведомственной комиссии оформлены надлежащим образом и утверждены уполномоченным органом. Заключения датированы соответствующим периодом и имеют необходимые реквизиты, что соответствует порядку предусмотренному Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. В распоряжении Администрации муниципального образования «Город Саратов» об отселении, данная обязанность по отселению граждан возложена на Администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» и Комитет по управлению имуществом г.Саратова. Однако суд полагает, что наличие данного положения в распоряжении Администрации муниципального образования «Город Саратов», не освобождает данное лицо от исполнения обязанностей, предусмотренных ст.14 ч.1, ст.57 ч.2, 4 ЖК РФ, поскольку эта обязанность прямо предусмотрена ЖК РФ. В деле имеются постановления Администрации Заводского района г.Саратова, согласно которых Межведомственная комиссия действующая в полном составе и Администрация района принимали решения о признании перечисленных домов и помещений непригодными для проживания. Не представлено сведений об отнесении домов к категории пригодных для проживания, о проведении ремонта, улучшающего их технические характеристики, устраняющие угрозу для проживания в них граждан. Поскольку Администрацией муниципального образования не принималось решение о предоставлении истцам жилым помещений в конкретные сроки и не принимались достаточные меры к отселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, суд приходит к выводу, что за данным ответчиком сохраняется обязанность по предоставлению истцам жилых помещений по договору социального найма в порядке ст.87-89 ЖК РФ. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Павловой Ольге Аркадьевне на состав семьи из 2 человек в пользование по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из комнат, общей площадью не менее 44,1 кв.метров в пределах г.Саратова в порядке ст.87, 89 ЖК РФ. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.12.2011 года. Судья: ___________________ А.П.Набенюк