Р Е Ш Е Н И Е № 2-5885/11 Именем Российской Федерации 20 декабря 2011 г. г.Саратов Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Набенюка А.П. при секретаре Анищенко А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску Наумкиной Наталии Викторовны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда в Волжском районе г.Саратова о признании незаконным решения комиссии, о признании права на досрочное назначение пенсии У С Т А Н О В И Л : Наумкина Н.В. указал, что работает в учреждениях здравоохранения более 30 лет и осуществляет лечебную деятельность. Она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе г.Саратова, с заявлением о назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с осуществлением лечебной деятельности в государственных, муниципальных учреждениях, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30.09.2011 года № 74 стаж лечебной деятельности не были включены периоды работы: - с 11.08.1980 г. по 23.08.1985 г. в должности медицинской сестры 1-го хирургического отделения Тамбовской областной больницы в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; с 22.07.1996 г. по 28.10.2000 г. в должности участкового врача терапевта в МУ «Больнично-поликлиническом отделении «Медсанчасть Саратовского авиационного завода»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11.01.2000 г. по 26.02.2000 г., с 03.06.2002 г. по 25.06.2002 г., с 17.10.2005 г. по 26.11.2005 г., с 25.10.2010 г. по 04.12.2010 года. Истец считает, что ее работа в медицинских учреждениях в указанные периоды соответствует требованиям Списков, утв. постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, Списков, утв.постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров СССР 17.12.1959 года № 1397. Указывает, что в соответствии со ст.187, 196 Трудового Кодекса РФ периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, поскольку прохождение таких курсов является одним из обязательных условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников. Просит признать недействительным указанное решение Комиссии, включить указанные периоды в специальный трудовой стаж; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 17.08.2011 года. Представитель ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Волжском районе г.Саратова возражает против удовлетворения исковых требований. Считает невозможным включение в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет периодов работы, указанных истцом. Указывает, что истец имеет 24 лет 2 месяца 29 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п.20 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года, и 26 лет 9 месяцев 6 дней в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 с учетом постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года. Поясняет, что указанный стаж не достаточен для досрочного назначения пенсии по старости. Судом исследованы решение № 74 от 30.09.2011 года Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Волжском районе г.Саратова, протокол № 1701 от 30.09.2010 года. Исследовано пенсионное дело истца, трудовая книжка, справки. Суд, исследовав материалы дела, доводы сторон, приходит к следующим выводам. В соответствии с трудовой книжкой истца в период с 11.08.1980 г. по 23.08.1985 г. истец работала в должности медицинской сестры 1-го хирургического отделения Тамбовской областной больницы. В решении Комиссии указано на невозможность включения данного периода в трудовой стаж на том основании, что должность медицинской сестры не поименована в «Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев». Суд полагает, что данный период подлежит включению в стаж для исчисления в льготном порядке 1 год стажа за 1 год и 6 месяцев. В соответствии со Списком профессий и должностей, работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, назначение пенсии за выслугу лет производится врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. Суд учитывает, что данное медицинское учреждение в рассматриваемый период являлось муниципальным, и соответствовало п.1, 2 Списка профессий и должностей, работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года (с изм.). Согласно ст.27 ч.1 п.20 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года, предусмотрено назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах независимо от возраста. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных права по нормам ранее действовавшего законодательства. Таким образом, указанный период подлежит включению в стаж в льготном исчислении. Согласно решения Комиссии, данный период учтен, и составил 26 лет 9 месяцев 6 дней в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 с учетом постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года. В период с 22.07.1996 г. по 28.10.2000 г. истец работала в должности участкового врача терапевта в МУ «Больнично-поликлиническом отделении «Медсанчасть Саратовского авиационного завода». В соответствии с представленными справками, с 03.10.1966 года по 21.07.1996 года данное учреждение называлось Медсанчастью Саратовского авиационного завода, на основании приказа министра авиационной промышленности № 175 от 03.10.1966 года. С 22.07.1996 года по 13.08.2001 года данное учреждение называлось МУ Больнично-поликлиническое отделение «Медсанчасть Саратовского авиационного завода», на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации г.Саратова № 1999-р от 10.07.1996 года. В период с 14.08.2001 г. учреждение было переименовано в МУ «Медсанчасть Саратовского авиационного завода» на основании приказа № 481 от 19.07.2001 года Комитета здравоохранения Администрации г.Саратова. В период с 13.01.2011 года и по настоящее время учреждение называется Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 6» Комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов». Организационно-правовая форма данных учреждений должностные обязанности истца в указанный период, соответствуют Спискам, утв.постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года. Рассматривая данный период работы истца, суд учитывает, что в соответствии со ст.2, 3, 77, 80, 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывал не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. В соответствии со Списком профессий и должностей, работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, назначение пенсии за выслугу лет производится врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. Суд учитывает, что данное медицинское учреждение в рассматриваемый период являлось муниципальным, и соответствовало п.1, 2 Списка профессий и должностей, работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года (с изм.). Таким образом, указанный период также подлежит включению в стаж для досрочного назначения пенсии. Истец находился на курсах повышения квалификации с 11.01.2000 г. по 26.02.2000 г., с 03.06.2002 г. по 25.06.2002 г., с 17.10.2005 г. по 26.11.2005 г., с 25.10.2010 г. по 04.12.2010 года. В соответствии с п.1, 2 Списка профессий и должностей, работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года (с изм.), в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). К данной категории относятся врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Включение в стаж лечебной деятельности данного периода предусмотрено также Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров СССР 17.12.1959 года № 1397. Согласно ст.27 ч.1 п.20 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года, предусмотрено назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах независимо от возраста. Из материалов пенсионного дела следует, что в указанные периоды истец работал полный рабочий день, что соответствует Правилам исчисления периодов работы дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, утв. постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, Постановлению Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года. Согласно сведений пенсионного дела, в данные периоды истец находился на курсах повышения квалификации. Данные периоды учитываются в соответствии с требованиями ст.173, 175, 187, 196 Трудового Кодекса РФ при включении в стаж для назначения досрочной пенсии. В соответствии с п.1 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет засчитываются все виды медицинской деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений, в том числе работа за период до 1 января 1992 года в перечисленных должностях. В соответствии с п.10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года, рассматриваемые периоды деятельности истца в указанном учреждении следует включить в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 ст.27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал. Согласно п.2, 6, 28, 29 «Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий», утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 в редакции Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 г. № 475, в страховой стаж включаются: периоды работы и иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. На рассматриваемый период указанное учреждение являлось муниципальным, что соответствует ст.27 п.1 п.п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», истец с учетом оспариваемых периодов, имеет необходимый медицинский стаж для досрочного назначения пенсии. Оспариваемое решение Комиссии ГУ УПФ РФ в Волжском районе г.Саратова и протокол Комиссии не соответствуют указанным положениям, что является основанием для признания их незаконным. Поскольку истец достиг пенсионного возраста к 17.08.2011 года, имеются достаточные основания для досрочного назначения ему пенсии. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным решение Комиссии Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда в Волжском районе г.Саратова № 74 от 30.09.2011 года об отказе во включении в трудовой стаж дающий право на досрочное назначение пенсии Наумкиной Наталии Викторовне периодов работы с 22.07.1996 года по 28.10.2000 г., с 11.01.2000г. по 26.02.2000 г., с 03.06.2002 года по 25.06.2002 года, с 17.10.2005 г. по 26.11.2005 г., с 25.10.2010 года по 04.12.2010 года. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе г.Саратова включить Наумкиной Наталии Викторовне в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы с 22.07.1996 г. по 28.10.2000 г. в должности участкового врача терапевта в МУ «Больнично-поликлиническом отделении «Медсанчасть Саратовского авиационного завода»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11.01.2000 г. по 26.02.2000 г., с 03.06.2002 г. по 25.06.2002 г., с 17.10.2005 г. по 26.11.2005 г., с 25.10.2010 г. по 04.12.2010 года, назначить пенсию с 17.08.2011 года. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Волжский районный суд г.Саратова. Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.12.2011 года. Судья: _________________ А.П.Набенюк