Дело № 2-4945/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 декабря 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Шамаиловой О.В., C участием ФИО6 при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску ФИО7 в интересах Ивановой Елены Викторовны к ФИО8 о признании бездействий незаконными, о предоставлении жилого помещения установил: ФИО9 обратился в суд с иском в интересах Ивановой Е.В. о признании бездействий незаконными и понуждении предоставить жилое помещение, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка по обращению истца проживающая по адресу: <адрес>, о нарушении ее жилищных прав, в ходе которой установлено, что согласно акту межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу № от 20 декабря 2004 года многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания. Поскольку решение о признании жилого дома непригодным для проживания принималось органами местного самоуправления, осуществление мероприятий по отселению граждан из жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, и предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления. В случае признания жилого дома непригодным для проживания по причине аварийного состояния решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан. Копия решения органа местного самоуправления не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер. Решение об отселении жителей дома <адрес> органом местного самоуправления до настоящего времени не принято, сроки отселения жителей не известны. Таким образом, в результате бездействия ФИО10 жилой дом <адрес> признанный непригодным для проживания в 2004 году, до настоящего времени не расселен, перспективы и сроки отселения жителей не известны. В то же время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается обращениями жителей, а также актами обследования жилого дома. Просит суд признать бездействие ФИО11 по непринятию своевременных мер по отселению Ивановой Е.В. из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, обязать ФИО12 предоставить Ивановой Е.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (31 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>. Истцы в ходе судебного разбирательства поддержали исковые требования и просили предоставить жилое помещение равнозначное ранее занимаемому по договору социального найма. Представители ФИО13 просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку дом <адрес> не признан в установленном порядке аварийным. Кроме того, акт об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания от 20 декабря 2004 года принят министерством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области, какие дальнейшие действия были предприняты по данному акту не известно. Меры должны были приниматься Министерством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Жилой дом по <адрес> построен силами ФИО14, поэтому собственники данного дома должны самостоятельно заниматься вопросами расселения. Третьи лица в судебное заседание не явились, о дне и месте рассмотрения дела были извещены. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 40 Конституцией Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания, производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. На основании статьи 91 Жилищного кодекса РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом. В соответствие со статьей 93 Жилищного кодекса РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации. Распоряжением Правительства Саратовской области от 17 февраля 2004 года «О создании межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области» во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года №552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» была создана межведомственная комиссия по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области. Распоряжением Правительства Саратовской области от 17 февраля 2004 года №31-Пр (редакция от 14 декабря 2004 года) «О создании межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области» утверждено Положение, устанавливающее порядок признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания независимо от того, в жилищном фонде какой формы собственности они находятся, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах, а также признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания конкретного гражданина по медицинским показаниям. Согласно пункту 13 указанного положения в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан. Копия решения органа местного самоуправления в 5-дневный срок, а в случаях, указанных в пункте 13 указанного Положения, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер. Актом об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания № от 20 декабря 2004 года, жилой дом <адрес> отнесен к категории непригодных для проживания. Из акта следует, что год ввода в эксплуатацию жилого дома <адрес> - 1966 г., этажность-5, полносборный, крупнопанельный 100-квартирный дом, за период эксплуатации капитальный ремонт не проводился, выполнялись текущие ремонты. В соответствии с Техническим заключением ФИО15 от 2004 года, все основные строительные конструкции здания находятся в аварийном состоянии с физическим износом 40-75%. Дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей (л.д.№). Согласно заключению ФИО16 от 22 ноября 2002 года № жилой дом №, расположенный по адресу <адрес> не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к жилым зданиям и их инженерному оборудованию (л.д.№). Заключением ФИО17 от 05 декабря 2002 года № пожарно-техническое состояние жилого № по <адрес> не соответствует требованиям пожарной безопасности, находится в аварийном состоянии, стены кирпичные имеют деформацию, кровля шиферная, по деревянной обрешетке, во время выпадения осадков иметь место протекание влаги на электроповодку, что приводит к коротким замыканиям на лестничных площадках и квартирах и является основной причиной возникновения пожара, приводит к гибели людей и большому материальному ущербу (л.д.№). Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствие с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев. В силу пункта 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Согласно положениям части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствие со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года. В силу пункта 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации постановлением администрации города Саратова от 29 января 2007 года № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу пункта 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. На основании изложенного, внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания, предусмотрено ранее действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР, так и Жилищным кодексом Российской Федерации, действующим с 01 марта 2005 года. Доводы представителя ФИО18 о том, что не соблюден установленный порядок признания дома аварийным, не могут быть приняты во внимание, поскольку дом был признан в установленном порядке непригодным для проживания в 2004 году и повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 об утверждении положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», не требуется. Непригодность для проживания указанного дома ответчиком не оспаривается. Судом установлено, что вопрос о предоставлении жилых помещений жителям дома <адрес> не решен до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса, представленными материалами дела. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить вне очереди жилое помещение, возникло в 2004 года, когда жилой дом был признан аварийным, непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. В соответствие со статьями 15, 37, 91, 93 Жилищного кодекса РСФСР органы местного самоуправления распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилого фонда, находящихся в их ведении. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения в результате стихийных бедствий стали непригодными для проживания. Граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением им другого жилого помещения, если дом подлежит сносу или грозит обвалом. На основании статьи 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива. В порядке статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В силу статей 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области», вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом. В соответствие со статьей 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. На основании изложенного суд приходит к выводу, что Иванова Е.В. имеет право на предоставление ей в пользование жилого помещения, в соответствии со статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР, статей 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в пользовании истца, непригодным для проживания в 2004 году, она не обеспечена до настоящего времени жильем. При этом следует учитывать, что обязанность ФИО19 по обеспечению жилым помещением возложена на данного ответчика, как на лицо, несущее такую обязанность в соответствии с учетом положений статей 15, 29, 37, 91, 96 Жилищного кодекса РСФСР, статей 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен аварийного жилья, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом непригоден для проживания, а Иванова Е.В., в силу вышеприведенных норм законодательства, имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. Кроме того, органами местного самоуправления на собственников признанного непригодным для проживания жилого дома не возлагалась обязанность по сносу дома. На основании изложенного, доводы ответчика о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд во внимание не принимает. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению Ивановой Е.В. жилым помещением, являются необоснованными. Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. В соответствии со статьями. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, в связи с чем иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Кроме того, в соответствие со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете. В судебном заседании установлено, что Ивановой Е.В. принадлежит квартира № в доме <адрес> (л.д.№), общей площадью 31 кв.м. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, Техническому паспорту на <адрес>, указанная квартира имеет общую площадь 31 кв.м., состоит из одной жилой комнаты. Из справки ФИО20 от 14 сентября 2011 года следует, что квартира № дома <адрес> имеет общую площадь 31 кв.м. состоит из одной комнаты, в квартире зарегистрирована Иванова Е.В. (л.д№). В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признанны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от конкретного права, на котором истцу принадлежит (ранее принадлежало) жилое помещение. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что жилой дом <адрес>, в котором находится квартира истца, в установленном порядке признан непригодным для проживания. Данный факт является основанием для предоставления истцу, проживающей в указанном объекте недвижимости, другого благоустроенного помещения, пригодного для проживания. Судом также установлено, что ФИО21 не выполняет обязанности по отселению истцов из жилого помещения, непригодного для проживания, что подтверждается многочисленной перепиской с органами власти, исследованной в судебном заседании в ходе рассмотрения дела. В связи с изложенным, приведенными доказательствами подтверждается, что жилой дом <адрес> признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было. Указанное обстоятельство нарушает положение статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено. По смыслу правовых норм, содержащихся в статьях 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления. Ответчиком не представлено суду в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств в опровержение доводов истцов. На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования о признании бездействий незаконными и возложении обязанности на ФИО22 по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Признать бездействия ФИО23 по непринятию своевременных мер по отселению Ивановой Елены Викторовны из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконными. Обязать ФИО24 предоставить Ивановой Елене Викторовне вне очереди в пользование по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из одной комнаты, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 31 квадратных метра, в пределах <адрес>. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение десяти дней, с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья подпись О.В. Шамаилова