о предоставлении жилья




Дело № 2-5156/11

Дело № 2-5156/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 декабря 2011 года                                 г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,

с участием старшего помощника прокурора Волжского района г. Саратова Плетнева Б.Б.,

при секретаре Язевой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Мотовилиной Валентины Ивановны к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Филатова Анна Федоровна, Мотовилин Виктор Петрович, Бирюкова Ирина Викторовна, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Бирюковой Марины Алексеевны, Иванкина Анна Викторовна о предоставлении жилого помещения,

установил :

прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском в интересах Мотовилиной В.И., в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Мотовилиной В.И. о нарушении ее жилищных прав.В ходе проведенной проверки установлено, что Мотовилина В.И. проживает в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> вместе с матерью Филатовой А.Ф., мужем Мотовилиным В.П., дочерьми Иванкиной А.В. и Бирюковой И.В., внучкой Бирюковой М.А. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -р установлены мероприятия по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. А). До настоящего времени отселение семьи Мотовилиной В.И. не состоялось, а в настоящее время состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.Отселение семьи в данном случае должно быть произведено не в порядке очередности, как семье, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ.Таким образом, условия о предоставлении жилого помещения жителям <адрес>, в связи с признанием его непригодным для проживания, имеются и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу РФ, действующему с ДД.ММ.ГГГГ.На основании изложенного просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Мотовилиной В.И. и ее семье благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов»,Филатова Анна Федоровна, Мотовилин Виктор Петрович, Бирюкова Ирина Викторовна, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Бирюковой Марины Алексеевны, Иванкина Анна Викторовна.

Помощник прокурора Волжского района г. Саратова в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указав доводы, аналогичные изложенным в иске.
Истец Мотовилина В.И. и третьи лица Бирюкова И.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Бирюковой М.А., Иванкина А.В. в судебном заседании поддержали исковые требования прокурора в полном объеме. Третьи лица Филатова А.Ф., Мотовилин В.П. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» исковые требования не признал, пояснив, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, в связи с чем органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица - администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель третьего лица - комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.

Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи).

Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания, предусмотрено ранее действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР, так и Жилищным кодексом РФ, действующим с 01 марта 2005 года.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «<адрес>» (наймодатель) и Мотовилиной В.И. (наниматель) заключен договор социального найма, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности муниципального образования «<адрес>», состоящее из 2 комнат жилой площадью 22,1 кв. м, в отдельной квартире общей площадью 28,3 кв. м, по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату следующих коммунальных услуг (л.д. 89-90).

В настоящее время в <адрес> общей площадью 28,3 кв. м в <адрес> в <адрес> зарегистрированы и проживают Мотовилина Валентина Ивановна, Филатова Анна Федоровна, Мотовилин Виктор Петрович, Бирюкова Ирина Викторовна, Бирюкова Марина Алексеевна, Иванкина Анна Викторовна (л.д. 54).

Согласно техническому паспорту МУП «Городское Бюро технической инвентаризации» жилое помещение по адресу: <адрес> имеет общую площадь 28,3 кв. м, в том числе жилая 22,1 кв. м.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ А, жилой <адрес> (лит. А) по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 6-8).

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ предписано администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», комитету по управлению имуществом администрации <адрес> осуществить мероприятия по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в многоквартирном <адрес> (лит. А) по <адрес> на условиях социального найма в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ или по соглашению с нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда общей площадью не менее ранее занимаемых (л.д. 4-5).

Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания на момент обследования указанного дома, устанавливался Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов. При этом межведомственными комиссиями, назначаемыми в установленном законом порядке, производилась подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания. В результате работы комиссии оформлялся акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания. Утвержденные исполкомами акты служили основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.

В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе рассмотрения дела установлено, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> в установленном порядке признан непригодным для проживания в связи со значительным физическим износом - 68%, здание не подлежит капитальному ремонту. Данный факт является основанием для предоставления Мотовилиной В.И. и членам ее семьи, обладающей правом пользования и проживающим в спорном доме, другого благоустроенного помещения пригодного для проживания.

Таким образом, установлена полная непригодность жилого помещения для проживания.Истец указывает, что в связи с непригодностью для проживания жилого помещения, принадлежащего истцу и членам ее семьи, не имеют никакого жилого помещения для проживания, испытывают нуждаемость в получении жилого помещения во внеочередном порядке.

Как видно, из сведений, представленных Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области и МУП «Городское бюро технической инвентаризации», Мотовилина В.И., Филатова А.Ф., Мотовилин В.П., Бирюкова И.В., Бирюкова М.А., Иванкина А.В. не имеют в собственности каких-либо жилых помещений (л.д. 70-88). Кроме того, Бирюкова Марина Алексеевна является членом малоимущей семьи (л.д. 101).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Судом также установлено, что администрация муниципального образования «Город Саратов» не выполняет обязанности по отселению истца и членов его семьи из жилого помещения, непригодного для проживания.

Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности.

Суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ему жилого помещения общей площадью не менее 28,3 кв. м, то есть не менее ранее занимаемого согласно сведениям МУП «ГБТИ», что соответствует требованиям ст. ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома непригодным для постоянного проживания многоквартирного жилого дома, истец не обеспечена до настоящего времени жильем.

Количество комнат занимаемого истцом и членами ее семьи жилого помещения соответствовало двум жилым комнатам, в связи с чем, и подлежащее предоставлению помещение не должно быть менее двух жилых комнат.

Таким образом, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

При этом, вопреки доводам ответчика, не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживает истец и ее семья, пришло в состояние непригодное для проживания, поскольку умышленных действий со стороны нанимателя и членов его семьи жилого помещения не установлено.

Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой <адрес> в <адрес>, в котором находится <адрес>, нанимателем которой является Мотовилиной В.И., был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было.

Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

По смыслу правовых норм, содержащихся в ст. ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова общей площадью не менее 28,3 кв. м являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил :

обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Мотовилиной Валентины Ивановны (на состав семьи из шести человек Мотовилину Валентину Ивановну, Филатову Анну Федоровну, Мотовилина Виктора Петровича, Бирюкову Ирину Викторовну, Бирюкову Марину Алексеевну, Иванкину Анну Викторовну) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 28,3 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение.
Судья                                                                               Ю.В. Ефимкина