восстанивление нарушенного права, признание недействительным договора электроснабжения в части, взыскание компенсации морального вреда



     Дело № 2-5070

                                                    

                                                                РЕШЕНИЕ

                                                 Именем Российской Федерации

                                                        

       28 декабря 2011г.                                                                                       г. Саратов.

        Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре Габитовой Г.Ж.

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области « иные данные», в интересах Борисовой Н.А., Колесовой Л.Ф. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания иные данные», Обществу с ограниченной ответственностью « иные данные» о восстановлении нарушенного права, признании недействительным договора электроснабжения в части, взыскании компенсации морального вреда,

                                                         У С Т А Н О В И Л :

      

      Региональное общественное учреждение защиты прав потребителей Саратовской области « иные данные» ( далее РОУ ЗПП ) в интересах Борисовой Н.А. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « иные данные» (далее УК «иные данные»), Обществу с ограниченной ответственностью « иные данные» ( далее ООО « иные данные») о признании п. 3.15 Договора № 8377 от 01.05.2008г., заключенного между УК « иные данные» и ООО « иные данные» с 01.09.2008г. недействительным, грубо ущемляющим права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами, иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей; признании бездействия УК « иные данные»; взыскании с ООО « иные данные» в пользу истца морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей в размере 20.000 руб.; взыскании с УК « иные данные» в пользу истца морального вреда в сумме 50.000 руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что ч.5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992г. « О защите прав потребителей» № 2300-1 ( далее Закон о защите прав потребителей) постановлено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару ( работе, услуге ), продавец ( исполнитель) обязан передать потребителю товар ( выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Согласно приложению к Правилам № 306 норматив потребления электроснабжения подающиеся на места общего пользования составляет 7 кВт в месяц с человека и 7 кВт на лифтовое оборудование. Вышеуказанный норматив по Саратовской области был закреплен решением Саратовской областной Думы № 57-2282 « Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Саратовской области». Пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307 предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативно правовым актам РФ. В пункте 2 Договора № 8377 от 01.05.2008г., заключенного между ответчиками в интересах истца ( потребителя ) указано, что «поставщик» и «потребитель» при продаже электроэнергии, ее получении, потреблении, а также при взаимных расчетах, обязуются руководствоваться ГК РФ, настоящим договором, действующим законодательством РФ, решениями уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов. В силу ч.1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Положения п. 3.15 Договора № 8377 от 01.05.2008г. заключенного между УК « иные данные» и ООО « иные данные» противоречит ст.ст. 1.2.8,30 ГК РФ, ст.ст. 1,2,154,157 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ № 307 от 23.05.2007 г. и ущемляют права потребителя Борисовой Н.А.

      Региональное общественное учреждение защиты прав потребителей Саратовской области «иные данные» ( далее РОУ ЗПП ) в интересах Колесовой Л.Ф. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « иные данные» (далее УК «иные данные»), Обществу с ограниченной ответственностью «иные данные» ( далее ООО « иные данные») о признании п. 3.15 Договора № 8377 от 01.05.2008г., заключенного между УК « иные данные» и ООО «иные данные» с 01.09.2008г. недействительным, грубо ущемляющим права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами, иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей; признании бездействия УК « иные данные»; взыскании с ООО « иные данные» в пользу истца морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей в размере 20.000 руб.; взыскании с УК « Соколовгорская ЖЭК» в пользу истца морального вреда в сумме 50.000 руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что ч.5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992г. « О защите прав потребителей» № 2300-1 ( далее Закон о защите прав потребителей) постановлено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару ( работе, услуге ), продавец ( исполнитель) обязан передать потребителю товар ( выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Согласно приложению к Правилам № 306 норматив потребления электроснабжения подающиеся на места общего пользования составляет 7 кВт в месяц с человека и 7 кВт на лифтовое оборудование. Вышеуказанный норматив по Саратовской области был закреплен решением Саратовской областной Думы № 57-2282 « Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Саратовской области». Пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307 предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативно правовым актам РФ. В пункте 2 Договора № 8377 от 01.05.2008г., заключенного между ответчиками в интересах истца ( потребителя ) указано, что «поставщик» и «потребитель» при продаже электроэнергии, ее получении, потреблении, а также при взаимных расчетах, обязуются руководствоваться ГК РФ, настоящим договором, действующим законодательством РФ, решениями уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов. В силу ч.1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Положения п. 3.15 Договора № 8377 от 01.05.2008г. заключенного между УК « иные данные» и ООО « иные данные» противоречит ст.ст. 1.2.8,30 ГК РФ, ст.ст. 1,2,154,157 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. и ущемляют права потребителя Колесовой Л.Ф.

        Определением суда от 22.11.2011г. гражданские дела по искам РОУ ЗПП, в интересах Борисовой Н.А. и Колесовой Л.Ф. - потребителей коммунальных услуг проживающих в <адрес> по 1-му <адрес>у, объединены в одно производство № 2-5070.
         Заявлением от 05.12.2011г. истец уточнил исковые требования, указав в обоснование нарушения прав потребителей Борисовой Н.А. и Колесовой Л.Ф., что последние несут убытки в связи с расчетом оплаты услуги по электроснабжению мест общего пользования в соответствии с п. 3.15 Договора № 8777 от 01.05.2008г., чем нарушаются имущественные права потребителей. (л.д. 4-5, том. 2).

        Борисова Н.А. и Колесова Л.Ф., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

        Представители истцов Сергеева Е.П. и Гаврилюк В.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании поддержали заявленные требования, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении и заявлении о дополнении исковых требований. Дополнительно указали, что ответчики не имели права заключать договор энергоснабжения, поскольку ООО « иные данные» с каждым из истцов, ранее уже был заключен договор энергоснабжения, что подтверждается наличием у Борисовой Н.А. и Колесовой Л.Ф. абонентских книжек. Таким образом, производится двойное взыскание оплаты электроэнергии МОП с Колесовой Л.Ф. и Борисовой Н.А., чем нарушаются права последних. ООО « УК « иные данные» заключая с ООО « иные данные» договор энегоснабжения на указанных условиях проявило бездействие не защитив права потребителей, выразившееся во включении в текст договора п. 3.15.

        Представители ответчиков УК « иные данные» Баранов С.Н., действующий на основании доверенности от 16.05.2011г. и ООО « иные данные» Липунова С.И., действующая на основании доверенности от 26.01.2011г. в судебном заседании иск не признали, просили отказать истцам в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление, приобщенным к материалам дела ( л.д. 208 -210, том 1; л.д. 28-32. том 2).

Представитель ООО « иные данные» Липунова С.И. пояснила, что ООО « иные данные » является поставщиком электрической энергии и осуществляет свою деятельность в рамках договорных отношений, поэтому расчет электрической энергии мест общего пользования определяется ими в соответствии с действующим законодательством, установленными тарифами и с учетом договорных обязательств. В п.3.15 договора энергоснабжения № 8377 от 01.05.2008 г., заключенному между УК «иные данные» и ООО «иные данные», стороны согласовали, что при отсутствии приборов учета, их повреждении или неисправности, неисправности схем расчетного учета, несвоевременной госповерке учета или элементов схем расчетного учета, погрешности учета, превышающей допустимую величину, нарушении пломб, установленных на электроустановке и приборах учета, самовольном демонтировании приборов учета и осуществлении действий, направленных на искажение показаний приборов учета, наличии следов повреждения пломб, корпусов прибора учета, смотровых окон, клемных крышек или иных повреждений, указывающих на возможное вмешательство в работу средств и приборов учета, потребитель оплачивает стоимость электроэнергии, рассчитанной по присоединенной мощности, указанной в приложении № 3, при режиме работы 24 часа в сутки за календарные месяца от даты предыдущей проверки (в случае ее отсутствия с даты заключения договора), но не более срока исковой давности, без последующего перерасчета, что принимается как фактическое потребление электроэнергии. В приложении № 1 к договору стороны согласовали присоединенную мощность электроустановки - освещение МОП жилого дома по 1-му <адрес>у <адрес> размере 1,50 кВт. Протоколом урегулирования разногласий стороны изменили и согласовали иной режим работы данной электроустановки - 16 часов. Объектом электроснабжения в жилом <адрес> по 1-му <адрес>у, являлись МОП. В момент заключения договора энергоснабжения приборы учета на МОП и лифты отсутствовали. В августе 2009 г. данный жилой дом был оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета, в связи с чем, расход электроэнергии на указанный жилой дом определяется ООО «иные данные» по показаниям общедомовых приборов учета. На основании произведенного расчета расхода электроэнергии ООО «иные данные» ежемесячно выставляло УК «иные данные» счета, счета-фактуры на оплату электроэнергии. Согласно расчетам потребленной электроэнергии за период с момента заключения договора и до момента установки общедомового (коллективного) прибора учета расход электроэнергии не увеличился по сравнению с периодом с момента установки общедомового (коллективного) прибора учета и по настоящее время. Таким образом, материальных прав истца ООО «иные данные» своими действиями (применением п. 3.15 при расчетах за потребленную электроэнергию) не нарушило. При установке в доме прибора учета электроэнергии расчет платы за потребленную электроэнергию МОП производится ООО « иные данные» на основании п. п. 3.4 - 3.9 Договора энергоснабжения № 8377 от 01.05.2008г., т.е. исходя из объема электроэнергии, учтенной прибором учета.

    Представитель УК « иные данные» Баранов С.Н. просил в удовлетворении заявленных истцами требований отказать, пояснив, что управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, 1-й <адрес> осуществляется с 01.05.2008 г. управляющей организацией - ООО «Управляющая компания иные данные». Между УК «иные данные» и ООО «иные данные» заключен договор энергоснабжения №8377 от 01.05.2008 г., в редакции протокола согласования разногласий, в соответствии с которым ООО «иные данные» (поставщик) обязалось осуществлять поставку электроэнергии в жилые дома, находящиеся в управлении ООО «Управляющая компания иные данные» (потребитель), а потребитель в свою очередь обязался принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В перечень объектов по указанному договору входит, в том числе электроснабжение мест общего пользования (МОП) многоквартирного дома по адресу: <адрес>, 1-й <адрес>. В п. 3.15 вышеуказанного договора стороны согласовали, что при отсутствии приборов учета, потребитель оплачивает стоимость электроэнергии, рассчитанной по присоединенной мощности, указанной в приложении, при режиме работы 24 часа в сутки за календарные дни месяца от даты предыдущей проверки (в случае ее отсутствия - даты заключения договора), но не более срока исковой давности, без последующего перерасчета, что принимается как фактическое потребление электроэнергии. В случае фактического превышения присоединенной мощности, указанной в договоре, расчет производится по присоединенной мощности, указанной в акте осмотра приборов учета. Истцом допущено неверное толкование нормативного акта, в той части, что расчет электроэнергии исполнителем коммунальных услуг по присоединенной мощности противоречит ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, поскольку согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ и п. 147 Правил № 530 размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правилами № 307 предусмотрен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (п. 16, п. 19, п. 20, п. 21 и п. 22). Вместе с тем, данные пункты определяют размер платы за коммунальные услуги только в жилом помещении. Места общего пользования, согласно раздела 3 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. №107, не относятся к жилым помещениям. Следовательно, применение к расчету за электроэнергию в местах общего пользования, формулы установленной для расчетов за пользование услугами в жилом помещении неправомерно.

        Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

        В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

       В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность.

      Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, Колесова Л.Ф. и Борисова Н.А. являются собственниками жилых помещений в <адрес> по 1-му <адрес>у в <адрес>, управление которым осуществляется УК «иные данные» с 01.05.2008г.

       Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13 ноября 2006 г. № 14/6 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика ООО «иные данные» ООО «иные данные» присвоен статус гарантирующего поставщика.

      01.05.2008г. между УК «иные данные» и ООО «иные данные» заключен договор энергоснабжения №8377, в редакции протокола согласования разногласий, в соответствии с которым ООО «иные данные» (поставщик) обязалось осуществлять поставку электроэнергии в жилые дома, находящиеся в управлении ООО «УК иные данные» (потребитель), а потребитель в свою очередь обязался принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В перечень объектов по указанному договору входит, в том числе электроснабжение мест общего пользования (МОП) многоквартирного дома по адресу: <адрес>, 1-й <адрес>. В п. 3.15 вышеуказанного договора стороны согласовали, что при отсутствии приборов учета, потребитель оплачивает стоимость электроэнергии, рассчитанной по присоединенной мощности, указанной в приложении, при режиме работы 24 часа в сутки за календарные дни месяца от даты предыдущей проверки (в случае ее отсутствия - даты заключения договора), но не более срока исковой давности, без последующего перерасчета, что принимается как фактическое потребление электроэнергии. В случае фактического превышения присоединенной мощности, указанной в договоре, расчет производится по присоединенной мощности, указанной в акте осмотра приборов учета ( л.д. 16-22, том 1).     

        С 04.08.2009г. в многоквартирном жилом <адрес> по 1-му <адрес>у в г. Саратове введен в эксплуатацию прибор учета электроэнергии ( л.д. 136, том 1).

        Из пункта 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 (далее Правила № 530) следует, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.

       Пунктом 89 Правил № 530 предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

       В соответствии с данными правилами между исполнителем коммунальных услуг УК «иные данные» и ООО «иные данные» заключен договор энергоснабжения, объектами энергоснабжения по которым являются как дома в целом (квартиры, МОП, лифты), так и отдельно МОП, лифты. Расход электроэнергии по квартирам определяется собственниками самостоятельно на основании абонентских книжек. По условиям договоров энергоснабжения расход электроэнергии определяется по показаниям приборов учета, нормативам и по присоединенной мощности в связи с отсутствием приборов учета и невозможностью определить расход электроэнергии по нормативам.

       В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

       Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры ( ст. 290 ГК РФ).        

       Как следует из ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

       В силу ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

        Согласно ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

         В соответствии со ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации

        С целью регулирования отношений по содержанию имущества, принадлежащего на праве собственности помещений в многоквартирных домах 13.08.2006 г. Постановлением правительства РФ № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и ( или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» ( далее Правила № 491).

      Согласно п.2 вышеуказанных Правил № 491, в состав общего имущества, в который включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

         Пункт 7 Правил № 491 также устанавливает, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовьгх) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

         В соответствии с п. 28 вышеприведенных Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств (п. 30 Правил № 491 ).

       Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги изложена в статье 154 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

       В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» ( далее Правила № 306) устанавливается порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

      Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма), потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии), потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил).

       Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. ( далее Правила № 307).

       Пунктами 19, 20, 21 Правил № 307 определяет расчет платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при наличии, отсутствии коллективный (общедомовых), общих (квартирных ) и индивидуальных прибор учета.

        Из вышеизложенного следует, что плата за коммунальные услуги это плата за количество потребленных коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, которые не входят в состав общего имущества. Соответственно наличие или отсутствие в многоквартирном доме коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, не освобождает потребителей от оплаты коммунальных услуг, в том числе технологических потерь коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Оплата собственниками потребляемой электроэнергии по индивидуальным приборам учета или по нормативам за свои жилые помещения при отсутствии общедомовых приборов учёта не учитывает обще домовые затраты.

        Не являются обоснованными доводы истца о нарушении ответчиком п. 25 приложения Правил № 306, из которых следует, что расход электроэнергии в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь составляет 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. Данные Правила приняты в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, они не устанавливают нормативы, а определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

        Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3,4).                

       Из чего следует, что 7 кВт/ч является расчетной величиной, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.1989 г. № 283. Поэтому данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, так как используется органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам. Таким образом, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг не устанавливают нормативы, а лишь регламентируют порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Установленная абзацем 2 пункта 25 величина 7 кВт/ч в месяц, не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленньм приложением к Правилам.

          В настоящее время в Саратовской области норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению мест общего пользования и лифтового оборудования не утвержден, соответственно у ответчика и исполнителей коммунальных услуг отсутствуют правовые основания для применения при расчете за потребленную электроэнергию на МОП и лифты 7 кВт/ч на 1 человека, являющейся расчетной величиной, а не утвержденным нормативом. Применение гарантирующими поставщиками и управляющими компаниями при расчетах расчетной величины 7 кВт.ч, в отсутствие утвержденного норматива, влечет за собой нарушение законодательства.

        На нашли своего обоснования и доводы истца в той части, что расчет электроэнергии исполнителем коммунальных услуг по присоединенной мощности противоречит ч. 1 ст. 157 ЖКРФ.

         Так, согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ и п. 147 Правил № 530, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правилами № 307 предусмотрен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (п. 16, п. 19, п. 20, п. 21 и п. 22 Правил № 307 ). Вместе с тем, данные пункты определяют размер платы за коммунальные услуги только в жилом помещении. При этом способы определения объема потребленной электрической энергии при отсутствии приборов учета предусмотрены п. 147 Правил № 530, которые применяются к отношениям между энергосбытовыми организациями и исполнителями коммунальных услуг в соответствии с п. 1 и п. 3 Правил № 530.

      На основании абз. 1 п. 147 Правил № 530, в целях учета в отсутствие приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ·А, объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей (энергопринимающих устройств) объемов потребления электрической энергии за определенный период времени (далее - типовые объемы потребления), рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии. Указанные типовые объемы потребления должны предусматривать определение совокупных объемов потребления на основе величины присоединенной мощности энергопринимающих устройств потребителя и стандартного количества часов их использования, умноженного на коэффициент 1,1, а в случаях безучетного потребления электрической энергии - на коэффициент 1,2. В целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

        Из изложенного следует, что п. 147 Правил № 530 применяется к отношениям между энергосбытовыми организациями и исполнителями коммунальных услуг в соответствии с пунктами 1 и 3 Правил, соответственно п. 3.15 договора энергоснабжения, позволяющий определить размер потребления электроэнергии в отсутствие приборов учета не только по нормативам, но и расчетным способом исходя из величины присоединенной мощности энергопринимающих устройств потребителя и стандартного количества часов их использования, соответствует п. 147 Правил №530 и Правилам № 307.         

      Постановлением Саратовской областной Думы от 19 июля 2006 г. № 57-2282 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Саратовской области» утверждены только нормативы для оплаты коммунальной услуги по электроснабжению в отношении жилых помещений исходя из количества комнат и состава семьи. Доказательств обратного суду не представлено.

      Учитывая вышеизложенное, не подлежат удовлетворению требования истца о признании п. 3.15 Договора энергоснабжения № 8377 от 01.05.2008г., заключенного между УК « иные данные» и ООО « иные данные» с 01.09.2008г. недействительным, грубо ущемляющим права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами, иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, не подлежащим удовлетворению.

       Кроме того, как установлено в ходе рассмотрения дела, решением внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома, проведенного в форме очного голосования с почтовым адресом: <адрес> утвержден порядок определения тарифа электороэнергии МОП - расчетным путем, исходя из выставленных счетов ООО « иные данные» по установленной мощности дома, при наличии ( установке ) общедомового прибора учета электроэнергии МОП - по показаниям общедомового прибора (предоставляется в соответствии с договором № 8377 от 01.05.2008г. ООО « иные данные»).

       Доводы истцов о недействительности договора Договора энергоснабжения № 8377 от 01.05.2008г., при наличии ранее заключенных ООО « иные данные» договоров энергоснабжения с Борисовой Н.А. и Колесовой Л.Ф., несостоятельны, поскольку между ООО « иные данные » непосредственно с истцами заключены договоры энергоснабжения принадлежащих истцам жилых помещений. На основании договора энергоснабжения №8377 от 01.05.2008г. заключенного между ООО « иные данные» и ООО « УК « иные данные», ООО « иные данные» обязалось осуществлять поставку электроэнергии на объекты ООО « УК « иные данные», а последнее обязалось принимать и оплачивать приобретенную энергию по ценам ( тарифам ), установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Одним из объектов электроснабжения по указанному договору является <адрес> по 1-му <адрес>у, объектом энергоснабжения в котором являются места общего пользования. Таким образом, не имеет место двойное взимание с истцов платы за электроэнергию МОП.

       Не имеется основания для удовлетворения требований истцов о признании незаконным бездействия ООО « УК « иные данные» по непринятию мер в защиту прав истцов - потребителей коммунальных услуг ( энергоснабжение МОП), поскольку в силу закона ООО « УК « иные данные» не наделено правом и обязанностью по защите прав потребителей.

        Не подлежат удовлетворению и требования истцов о взыскании компенсации морального вреда, поскольку в соответствии со ст. 15 РФ « О защите прав потребителей» основанием для компенсации морального вреда является нарушение прав потребителей, влекущее причинение истцам нравственных и ( или) физических страданий.

         Поскольку судом не установлено каких-либо нарушений прав истцов (потребителей) со стороны ответчиков, то оснований для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд,

                                                     

                                                                Р Е Ш И Л :

       

        Региональному общественному учреждению защиты прав потребителей Саратовской области « иные данные», в интересах Борисовой Н.А., Колесовой Л.Ф. к Обществу с ограниченной ответственностью « Управляющая компания иные данные», Обществу с ограниченной ответственностью «иные данные» о восстановлении нарушенного права, признании недействительным п. 3.15 договора электроснабжения № 8377 от 01 мая 2008г., взыскании компенсации морального вреда, отказать.

        Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение 10 дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме.        

                  

       Судья: