о предоставлении жилья



           Дело № 2-4626/11

Дело № 2-4626/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 декабря 2011 года                                 г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Бранова М.А.,

при секретаре Язевой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Шувалова Геннадия Федоровича, Шувалова Сергея Геннадиевича к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил :

прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском в интересах Шувалова Г.Ф., в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Шувалова Г.Ф., проживающего по адресу: <адрес>, о нарушении его жилищных прав, в ходе которой установлено, что согласно акту межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания.Прокурор указывает, что нарушение прав граждан, проживающих в жилом <адрес>, в том числе Шувалова Г.Ф. и его семьи, носит длящийся характе<адрес> п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.Жилой <адрес> построен в 1966 году, полносборный, крупнопанельный, типовой проект 1-464, А-30.Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес> здание претерпело неравномерные осадки, о чем свидетельствуют имеющиеся трещины в швах и панелях продольных стен, как внешних, так и внутренних. Величина раскрытия трещин составляет от 1 см в основании до 8 см под кровлей. В лестничных клетках 2-го и 3-го подъездов имеются деформации с соответствующим разрушением опорных частей несущих ребер лестничных площадок, на которые опираются лестничные марши. Установленные в этих лестничных клетках контрольные маяки, датированные мартом 2002 года, сработали.Кроме того, согласно техническому заключению о состоянии основных строительных конструкций данного жилого дома, выполненному в июле 2004 года. ООО «Саратовоблпроект-1», фундаменты находятся в ветхом состоянии с физическим износом 65%, стены здания находятся в аварийном состоянии с физическим износом более 75 %, возможно обрушение стен на отдельных участках, перекрытие над техническим подпольем находится в неудовлетворительном состоянии с физическим износом 50%, междуэтажные перекрытия - в аварийном состоянии с физическим износом более 75%, возможно обрушение перекрытий на отдельных участках.В соответствии с актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ имеются нарушения креплений и связей между смежными конструкциями, что привело к потере пространственной жесткости и устойчивости здания. Во 2-м и 3-м подъездах произошло смещение лестничных маршей и площадок с опор, при дальнейших деформациях возможно их обрушение.Все основные строительные конструкции здания находятся в аварийном состоянии с физическим износом 40-75%. Дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей. Учитывая сверхнормативный срок эксплуатации здания, техническое состояние основных несущих строительных конструкций, можно сделать вывод о нецелесообразности проведения капитального ремонта здания.Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от ДД.ММ.ГГГГ условия проживания в жилом <адрес> не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.По заключению отдела государственного пожарного надзора по <адрес> пожарно-техническое состояние жилого <адрес> не соответствует требованиям пожарной безопасности.Кроме того, согласно акту осмотра данного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ в квартирах на потолочных перекрытиях, стеновых панелях имеются трещины, смещение панелей по вертикали, перекосы дверных коробок и оконных рам. В подвале дома имеются утечки в местах установки запорной арматуры системы отопления, а также в местах раструбов канализационных труб, местами стоит вода. Прокурор указывает, что в соответствии с Жилищным кодеком РФ обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома.Поскольку решение о признании жилого дома непригодным для проживания принималось органами местного самоуправления, осуществление мероприятий по отселению граждан из жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, и предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления.В соответствии с п. 10-14 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) орган местного самоуправления не позднее дня, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания.Решение об отселении жителей <адрес> органом местного самоуправления до настоящего времени не принято, сроки отселения жителей не известны. Как указано в иске, в результате бездействия Администрации муниципального образования «<адрес>» жилой <адрес>, признанный непригодным для проживания в 2004 году, до настоящего времени не расселен, перспективы и сроки отселения жителей не известны. В то же время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается обращениями жителей, а также актами обследования жилого дома. Истец указывает, что условия о предоставлении жилого помещения жителям <адрес>, в связи с признанием его непригодным для проживания, имеются и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу РФ, действующему с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного просит признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по непринятию своевременных мер по отселению Шувалова Г.Ф. и членов его семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Шувалову Г.Ф. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (31 кв. м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» и министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

В ходе рассмотрения дела по существу истцом были уточнены исковые требования, просит признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по непринятию своевременных мер по отселению Шувалова Г.Ф. и Шувалова С.Г. из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим их права и законные интересы, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Шувалову Г.Ф. и Шувалову С.Г. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (31 кв. м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова.

Истцы Шувалов Г.Ф. и Шувалов С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просят предоставить им благоустроенное жилое помещение для проживания по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемого.

Истцам в судебном заседании разъяснено, что заявленные требования прокурора на основании норм Жилищного законодательства, заявлены относительно предоставления жилого помещения на основании договора социального найма, что предполагает утрату права собственности на объект недвижимости, принадлежащего истцу на момент рассмотрения дела, прекращение указанного права собственности и получение взамен собственной квартиры жилого помещения по договору социального найма. На указанное разъяснение истцы поддержали заявленные требования и просили предоставить им жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания.

Старший помощник прокурора <адрес> также в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» исковые требования не признал, считает, что жилой <адрес> в установленном порядке органом местного самоуправления непригодным для проживания признан, а также собственник должен за свой счет произвести снос дома. Просила учесть, что указанный жилой дом не имеет площади, находящейся в муниципальной собственности. В соответствии с действующим законодательством на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного жилья. Кроме того, балансодержателем жилого дома является ЖСК . В материалах дела отсутствуют сведения о делегировании собственником органу местного самоуправления полномочий по принятию решения о признании указанного жилого дома непригодным для проживания. Также считает, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, в связи с чем органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Кроме того, представитель ответчика считает, что в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ предъявление указанного иска возможно после принятия решения о сносе дома и предъявления такого требования.

Представители третьих лиц - комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>», министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.

Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи).

Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания, предусмотрено ранее действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР, так и Жилищным кодексом РФ, действующим с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ Шувалов Г.Ф. является собственником 1811/6518 долей в <адрес> в <адрес>, площадью 31 кв. м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись регистрации (л.д. 11, 69). Шувалов С.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 4707/6518 долей в <адрес> в <адрес>, площадью 31 кв. м (л.д. 70).

Шувалов Г.Ф. и Шувалов С.Г. собственники квартиры, зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> в <адрес> (л.д. 12, 69-70).

По данным технического паспорта квартира имеет общую площадью 31 кв. м, жилую - 19,3 кв. м и состоит из одной жилой комнаты (л.д. 121-125).

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Пр принято решение о признании аварийным и непригодным для проживания многоквартирного жилого <адрес> (л.д. 13-15).

Согласно п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как видно из акта осмотра технического состояния жилого <адрес> здание претерпело неравномерные осадки, о чем свидетельствуют имеющиеся трещины в швах и панелях продольных стен, как внешних, так и внутренних. Величина раскрытия трещин составляет от 1 см в основании до 8 см под кровлей. В лестничных клетках 2-го и 3-го подъездов имеются деформации с соответствующим разрушением опорных частей несущих ребер лестничных площадок, на которые опираются лестничные марши. Установленные в этих лестничных клетках контрольные маяки, датированные мартом 2002 года, сработали (л.д. 26-27).

По результатам произведенного технического заключения о состоянии основных строительных конструкций данного жилого <адрес> в июле 2004 года ООО «Саратовоблпроект-1» установлено следующее. Фундаменты находятся в ветхом состоянии с физическим износом 65%, стены здания находятся в аварийном состоянии с физическим износом более 75%, возможно обрушение стен на отдельных участках, перекрытие над техническим подпольем находится в неудовлетворительном состоянии с физическим износом 50%, междуэтажные перекрытия - в аварийном состоянии с физическим износом более 75%, возможно обрушение перекрытий на отдельных участках.В соответствии с актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ имеются нарушения креплений и связей между смежными конструкциями, что привело к потере пространственной жесткости и устойчивости здания. Во 2-м и 3-м подъездах произошло смещение лестничных маршей и площадок с опор, при дальнейших деформациях возможно их обрушение.Все основные строительные конструкции здания находятся в аварийном состоянии с физическим износом 40-75%. Дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей. В техническом заключении инженеры приходят к выводу о том, что здание по <адрес> является аварийным и подлежит сносу (л.д. 16- 23).

Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от ДД.ММ.ГГГГ условия проживания в жилом <адрес> не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 24).

По заключению отдела государственного пожарного надзора по <адрес> пожарно-техническое состояние жилого <адрес> не соответствует требованиям пожарной безопасности.Кроме того, согласно акту осмотра данного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ в квартирах на потолочных перекрытиях, стеновых панелях имеются трещины, смещение панелей по вертикали, перекосы дверных коробок и оконных рам. В подвале дома имеются утечки в местах установки запорной арматуры системы отопления, а также в местах раструбов канализационных труб, местами стоит вода (л.д. 25).

В материалах дела имеется также письмо администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», из которого следует, что на момент признания <адрес> о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденное постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .Согласно п. 4 вышеназванного Положения, вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуется - комиссия), которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований (территориальной разобщенности, плотности населения, состояния жилищного фонда, других факторов) и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.В соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Пр, создана межведомственная комиссия по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в <адрес>. Также по сообщению представителя администрации не оспаривается наличие у органа местного самоуправления информации о том, что согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, созданной в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Пр, <адрес> отнесен к категории непригодных для проживания по причине аварийности. При этом решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилом доме (жилых помещениях), признанном непригодным для проживания по адресу: <адрес>, не принималось (л.д. 126-127).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что со стороны органа местного самоуправления, с учетом наличия информации о признании многоквартирного дома аварийным, признания его непригодным для проживания в установленном порядке на момент принятия Акта от ДД.ММ.ГГГГ, допущено неправомерное бездействие, выразившееся в непринятии мер по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилом доме, признанном непригодным для проживания по адресу: <адрес>.

Таким образом, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

При этом, вопреки доводам ответчика, не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживают истцы, пришло в состояние непригодное для проживания, поскольку умышленных действий со стороны истцов жилищно-строительного кооператива не установлено.

В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, в котором находится квартира, принадлежащая истцам, в установленном порядке признан непригодным для проживания в связи с технической невозможностью устранения его дефектов. Данный факт является основанием для предоставления истцам, проживающим в указанном объекте, другого благоустроенного помещения, пригодного для проживания.

Таким образом, установлена полная непригодность жилого помещения для проживания. При этом суд не может принять во внимание довод представителя администрации муниципального образования «<адрес>», что в установленном законом порядке жилое помещение непригодным для проживания признано не было, поскольку имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об обратном. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Также представитель стороны ответчика в судебном заседании подтвердил, что не приняты дальнейшие решения по приведенному акту, в том числе, о предоставлении лицам, проживающим в указанном аварийном многоквартирном доме для проживания других жилых помещений и о предъявлении к собственникам требования о выкупе земельного участка. Что обусловлено, по пояснениям представителя ответчика, отсутствием свободного муниципального жилья и недостаточностью времени. Однако данные обстоятельства не могут служить основанием к отказу в удовлетворении настоящего иска, поскольку в силу приведенных норм права, при признании жилого помещения предоставленного гражданину по договору социального найма у органа местного самоуправления возникает обязанность по предоставлению иного помещения для проживания. Так, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Из указанной нормы следует, что в ней отсутствует указание на предоставление жилья в течение определенного периода после проведения мероприятий по установлению наличий жилых помещений.Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

При этом необходимо учитывать, что проживание в объекте, признанном непригодным для проживания, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Суд учитывает, что истцы имеют право пользования жилым помещением, принадлежащим им на праве собственности, расположенным в доме признанном непригодным для проживания, в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истцов жилым помещением являются несостоятельными.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Судом также установлено, что администрация муниципального образования «<адрес>» не выполняет обязанности по отселению истцов из жилого помещения, непригодного для проживания, что подтверждается материалами дела, а также не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности.

Суд приходит к выводу, что истцы имеют право на предоставление жилого помещения общей площадью 31 кв. м, то есть не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст.ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома непригодным для постоянного проживания многоквартирного жилого дома, истцы не обеспечены до настоящего времени жильем.

Количество комнат занимаемого истцами жилого помещения соответствовало одной жилой комнате, в связи с чем, и подлежащее предоставлению помещение не должно быть менее одной жилой комнаты.

Ссылка представителя ответчика на наличие ведомственной целевой программы «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2009-2010 годах» утвержденную постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, не лишает истцов права на обращение в суд с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения, с учетом положений приведенного действующего законодательства.

Несостоятельна позиция ответчика о том, что возможность предоставления жилья собственникам, чьи помещения признаны непригодными для проживания, не предусмотрена законом и собственники должны самостоятельно нести бремя содержания своего имущества, по следующим основаниям.

В силу приведенных норм права, возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения не связана с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу положений жилищного законодательства может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Ссылка представителя ответчика на том, что в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации истцы не могут претендовать на жилое помещение, является необоснованной, поскольку данная правовая норма регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает действия статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой <адрес> в <адрес>, в котором находится <адрес> принадлежащая истцам, занимаемая ими, был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было.

Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено. По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о признании бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» по непринятию своевременных мер по отселению Шувалова Г.Ф., Шувалова С.Г. из жилого дома, признанного непригодным для проживания незаконным, а также возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению им благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова общей площадью не менее 31 кв. м являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил :

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Шувалова Геннадия Федоровича, Шувалова Сергея Геннадиевича из жилого дома, признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Лебедева-Кумача, д. 57.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставитьШувалову Геннадию Федоровичу и Шувалову Сергею Геннадиевичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 31 квадратных метров, состоящее из одной жилой комнаты в черте города Саратова.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья                                                                                       Ю.В. Ефимкина