Дело № 2-5376/11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 22 декабря 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Бранова М.А., при секретаре Язевой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Потрусовой Светланы Викторовны к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Потрусов Юрий Олегович, Герасимова Елена Павловна, Герасимов Юрий Юрьевич о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил : заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с указанным иском в интересах Потрусовой С.В., в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Потрусовой С.В. о нарушении ее жилищных прав.В ходе проведенной проверки установлено, что Потрусова С.В. проживает в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> вместе с сыном Потрусова Ю.О., отцом Герасимовым Ю.Ю., матерью Герасимовой Е.П. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ №/Л межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р установлены мероприятия по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. До настоящего времени отселение семьи ФИО7 не состоялось, а в настоящее время состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.Согласно п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и технического заключения о состоянии основных несущих конструкций многоквартирного жилого <адрес> по ул. нефтепромысловая <адрес>, подготовленного ООО Институт «Саратовоблпроект», заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы по эксплуатации многоквартирного дома было принято решение о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п. 49 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании заключения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение о сроках отселения физических и юридических лиц. Согласно информации администрации муниципального образования «<адрес>» распоряжение об отселении жителей из жилого <адрес> изданы лишь ДД.ММ.ГГГГ №/р и срок расселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем администрация муниципального образования «<адрес>», осуществляя права и обязанности собственника по отношению к жилому многоквартирному дому бездействует, не выполняет ст. 14 ЖК РФ, в соответствии с которой к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствие жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Отселение семьи в данном случае должно быть произведено не в порядке очередности, как семье, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ.Таким образом, условия о предоставлении жилого помещения жителям <адрес>, в связи с признанием его непригодным для проживания, имеются и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу РФ, действующему с ДД.ММ.ГГГГ.На основании изложенного просит признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по непринятию своевременных мер по отселению Потрусовой С.В. и ее семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Потрусовой С.В. и ее семье благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (32 кв. м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова. В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Потрусов Юрий Олегович, Герасимова Елена Павловна, Герасимов Юрий Юрьевич. Истцу в судебном заседании разъяснено, что заявленные требования прокурора на основании норм Жилищного законодательства, заявлены относительно предоставления жилого помещения на основании договора социального найма, что предполагает утрату права собственности на объект недвижимости, принадлежащего истцу на момент рассмотрения дела, прекращение указанного права собственности и получение взамен собственной квартиры жилого помещения по договору социального найма. На указанное разъяснение истец поддержал заявленные требования и просил предоставить ей жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» исковые требования не признал, считает, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, в связи с чем органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Кроме того, представитель ответчика считает, что в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ предъявление указанного иска возможно после принятия решения о сносе дома и предъявления такого требования. Представитель третьего лица - комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом. Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации. В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи). Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания, предусмотрено ранее действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР, так и Жилищным кодексом РФ, действующим с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). В судебном заседании установлено, что на основании договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 является собственником двухкомнатной <адрес> в <адрес>, общей площадью 32 кв. м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись регистрации (л.д. 11). В настоящее время в <адрес> общей площадью 32 кв. м <адрес> в <адрес> зарегистрированы и проживают Потрусова Светлана Викторовна, Потрусов Юрий Олегович, Герасимова Елена Павловна, Герасимов Юрий Юрьевич (л.д. 10). Согласно техническому паспорту МУП «Городское Бюро технической инвентаризации» жилое помещение по адресу: <адрес> состоит из двух жилых комнат площадью 7,3 кв. м, 13,3 кв. м, коридора площадью 5,5 кв. м, кухни площадью 5,9 кв. м, имеет общую площадь 32 кв. м, в том числе жилую 20,6 кв. м (л.д. 24-37). В соответствии с заключением межведомственной комиссии №/Л от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А, жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 19-21). Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ предписано администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», комитету по управлению имуществом администрации <адрес> осуществить мероприятия по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в многоквартирном доме по адресу: <адрес> на условиях социального найма в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ или по соглашению с нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда общей площадью не менее ранее занимаемых (л.д. 16). Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания на момент обследования указанного дома, устанавливался Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов. При этом межведомственными комиссиями, назначаемыми в установленном законом порядке, производилась подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания. В результате работы комиссии оформлялся акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания. Утвержденные исполкомами акты служили основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке. В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе рассмотрения дела установлено, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> в установленном порядке признан непригодным для проживания в связи со значительным физическим износом, здание восстановлению не подлежит. Данный факт является основанием для предоставления Потрусовой С.В. и членам ее семьи, обладающей правом пользования и проживающим в спорном доме, другого благоустроенного помещения пригодного для проживания. Таким образом, установлена полная непригодность жилого помещения для проживания.Истец указывает, что в связи с непригодностью для проживания жилого помещения, принадлежащего истцу и членам ее семьи, не имеют никакого жилого помещения для проживания, испытывают нуждаемость в получении жилого помещения во внеочередном порядке. Как видно, из сведений, представленных Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области и МУП «Городское бюро технической инвентаризации», Потрусова С.В., Герасимов Ю.Ю., Герасимова Е.П. не имеют в собственности каких-либо жилых помещений (л.д. 88-94). Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Судом также установлено, что администрация муниципального образования «Город Саратов» не выполняет обязанности по отселению истца и членов его семьи из жилого помещения, непригодного для проживания. Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности. Суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ему жилого помещения общей площадью не менее 32 кв. м, то есть не менее ранее занимаемого согласно сведениям МУП «ГБТИ», что соответствует требованиям ст. ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома непригодным для постоянного проживания многоквартирного жилого дома, истец не обеспечена до настоящего времени жильем. Количество комнат занимаемого истцом и членом ее семьи жилого помещения соответствовало двум жилым комнатам, в связи с чем, и подлежащее предоставлению помещение не должно быть менее двух жилых комнат. Таким образом, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма. При этом, вопреки доводам ответчика, не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживает истец и ее семья, пришло в состояние непригодное для проживания, поскольку умышленных действий со стороны нанимателя и членов его семьи жилого помещения не установлено. Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой <адрес> в <адрес>, в котором находится <адрес>, собственником которой является Потрусова С.В., был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было. Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено. По смыслу правовых норм, содержащихся в ст. ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления. При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «<адрес>» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте <адрес> общей площадью не менее 32 кв. м являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов. На основании ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов государственной власти, должность оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод. Вместе с тем требования истца о признании бездействия администрации муниципального образования «<адрес>», выразившегося в не принятии в соответствии с п. 49 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № решения и издании распоряжения о сроках отселения физических и юридических лиц, не нашли своего подтверждения, поскольку в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжение о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией муниципального образования «<адрес>» было принято. Пункт 1.2 распоряжения предусматривает в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил :
Дело № 2-5176/11Старший помощник прокурора <адрес> в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указав доводы, аналогичные изложенным в иске.
Истец Потрусова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме просит предоставить ему благоустроенное жилое помещение для проживания по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемого. Герасимова Е.П. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в полном объеме, Герасимов Ю.Ю. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.
обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Потрусовой Светлане Викторовне (на состав семьи из четырех человек Потрусову Светлану Викторовну, Потрусова Юрия Олеговича, Герасимову Елену Павловну, Герасимова Юрия Юрьевича) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 32,3 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат.
В удовлетворении остальной части исковых требований заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Потрусовой Светланы Викторовны отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение.
Судья Ю.В. Ефимкина