о предоставлении жилья



              Дело № 2-4548/11

Дело № 2-4548/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 декабря 2011 года                                 г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,

с участием помощника прокурора г. Саратова Стриганкова И.В.,

при секретаре Язевой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Саратова в интересах Зоткиной ФИО10 к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Зоткин ФИО11 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил :

прокурор г. Саратова обратился в суд с указанным иском в интересах Зоткиной Н.Н., в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Зоткиной Н.Н., Зоткина В.Ю., проживающих на условиях договора социального найма в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО8 (ранее <адрес>, о нарушении их жилищных прав, в ходе которой установлено, что решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> признан аварийным. Аварийное состояние дома подтверждается также актом проверки государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Зоткина Н.Н. из непригодного для дальнейшего проживания дома не отселена. Прокурор указывает, что в соответствии с Жилищным кодеком РФ обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, и в том числе в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления, осуществляющий права собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности. Таким образом, администрация муниципального образования «<адрес>» обязана предоставить Зоткиной Н.Н. другое благоустроенное помещение по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. На основании изложенного просит признать за Зоткиной Н.Н. право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не менее 19,2 кв. м в границах города Саратова, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Зоткиной Н.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не менее 19,2 кв. м, в границах города Саратова.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>», Зоткин ФИО12.

В ходе рассмотрения дела по существу прокурор г. Саратова изменил исковые требования и просит признать за Зоткиной Н.Н. право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 28,1 кв. м в границах города Саратова на состав семьи из четырех человек, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Зоткиной Н.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 28,1 кв. м, в границах города Саратова на состав семьи из двух человек (Зоткина ФИО14, Зоткин ФИО13).

Истец Зоткина Н.Н. и третье лицо Зоткин В.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Помощник прокурора <адрес> также в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» исковые требования не признал, считает, что жилой <адрес> по ул. им. ФИО8 (ранее <адрес>) в установленном порядке органом местного самоуправления непригодным для проживания не признан. Считает, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, в связи с чем органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица - комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.

Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи).

Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания, предусмотрено ранее действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР, так и Жилищным кодексом РФ, действующим с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> муниципального муниципальным учреждением «Дирекция единого заказчика по <адрес>» и Зоткиной Н.Н. заключен договор социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде, в соответствии с которым наймодатель предоставляет за плату нанимателю и членам его семьи во владение и пользование для проживания в нем изолированное помещение на 2 этаже, состоящее из 1 комнаты в коммунальной квартире жилой площадью 19,2 кв. м, по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО8, <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг (л.д. 8-9). В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают Зоткина Н.Н., Зоткин В.Ю. (л.д. 51).

Согласно техническому паспорту МУП «Городское Бюро технической инвентаризации» жилое помещение по адресу: <адрес>, кв. № АА1 - 11,12,13,15,29 является коммунальной квартирой и имеет общую площадь 140 кв. м, в том числе жилую 97,3 кв. м (л.д. 190-195). Как следует из материалов дела Зоткина Н.Н. и члены ее семьи занимают одну комнату площадью 19,9 кв. м.

Согласно решению Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> литер А по ул. революционная признан аварийным в соответствии с техническим заключением проектной конторы «Жилкоммунпроект» от января 1985 года в жилом <адрес>, литер А по <адрес>: «… основные конструктивные элементы здания находятся в ветхом состоянии, здание подлежит сносу…». Пункт 2 решения гласит: «просить горисполком выделить квартиры для отселения жильцов из аварийного жома» (л.д. 11).

Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания на момент обследования указанного дома, устанавливался Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов. При этом межведомственными комиссиями, назначаемыми в установленном законом порядке, производилась подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания. В результате работы комиссии оформлялся акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания. Утвержденные исполкомами акты служили основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.

В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако суд считает, что отсутствие акта межведомственной комиссии не является основанием для признания вышеуказанного дома пригодным для проживания и отказа истцу в удовлетворении исковых требований. Более того, согласно техническому заключению по результатам обследования жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, здание построено в 1917 году, по группе капитальности не категорировано. В результате проведенного обследования здания, выполнения расчетов по проверке несущей способности конструкций определено, что здание исчерпало свои ресурсы и находится в ветхом, предаварийном состоянии (л.д. 55-61).

В ходе рассмотрения дела установлено, что многоквартирный жилой <адрес> по улице им. ФИО8 в <адрес> в установленном порядке признан непригодным для проживания в связи с нахождением конструктивных элементов здания в ветхом состоянии. Данный факт является основанием для предоставления Зоткиной Н.Н. и членам ее семьи, обладающей правом пользования и проживающим в спорном доме, другого благоустроенного помещения пригодного для проживания. Довод представителя администрации муниципального образования «<адрес>» о том, что дом не признан в установленном порядке аварийным, непригодным для проживания, суд находит необоснованным, поскольку решение о признании данного дома аварийным, непригодным для проживания принято в 1985 году в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Таким образом, установлена полная непригодность жилого помещения для проживания.Истец указывает, что в связи с непригодностью для проживания жилого помещения, принадлежащего истцу и членам ее семьи, не имеют никакого жилого помещения для проживания, испытывают нуждаемость в получении жилого помещения во внеочередном порядке.

Как видно из сведений, представленных Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> и МУП «Городское бюро технической инвентаризации», Зоткина Н.Н. не имеет в собственности каких-либо жилых помещений (л.д. 50, 53). Зоткин В.Ю. является жилого строения без права регистрации проживания, расположенного на садовом земельном участке по адресу: <адрес>, на землях ОКХ «иные данные», СНТ «иные данные-3», уч. (л.д. 52, 54).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Судом также установлено, что администрация муниципального образования «<адрес>» не выполняет обязанности по отселению истца и членов его семьи из жилого помещения, непригодного для проживания.

Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности.

Суд определяет площадь помещения, подлежащего предоставлению истцу, исходя из следующего. Согласно справке ООО «ЖУК» общая площадь занимаемой истцом квартиры составляет 28,4 кв. м. Согласно сведениям, указанным в платежных документах по оплате коммунальных услуг жилая площадь, занимаемая истцом и членами ее семьи составляет 48,2 кв. м, оплату коммунальных услуг истец производит за жилое помещение площадью 28,4 кв. м. Как следует из материалов дела, истец и члены ее семьи пользуются жилой комнатой площадью 19,9 кв. м. По данным технической инвентаризации МУП «Городское бюро технической инвентаризации» и из экспликации квартиры № АА1 - 11,12,13,15,29, в состав которой входит <адрес>, следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО8, <адрес>, является коммунальной квартирой на втором этаже общей площадью 140 кв. м, в том числе жилой 97,3 кв. м, площадь подсобных помещений составляет 42,7 кв. м. При этом жилая площадь, занимаемая истцом составляет 19,9 кв. м. При расчете долей коммунальной квартиры по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО8, <адрес>, кв. АА1 - 11,12,13,15,29, следует, что жилая площадь, занимаемая истцом составляет 19,9 кв. м, что соответствует 20,45% от жилой площади коммунальной квартиры, соответственно его доля в общей площади равна 8,73 кв. м (20,45% от 42,7 кв. м (19,9 кв. м + 8,73 кв. м). Соответственно техническими документами подтверждается, что общая площадь жилого помещения, занимаемого истцом, с учетом мест общего пользования составляет 28,63 кв. м.

Количество комнат занимаемого истцом и членами ее семьи жилого помещения соответствовало одной жилой комнате, в связи с чем, и подлежащее предоставлению помещение не должно быть менее одной жилой комнаты.

Таким образом, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

При этом, вопреки доводам ответчика, не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживает истец и ее семья, пришло в состояние непригодное для проживания, поскольку умышленных действий со стороны нанимателя и членов его семьи жилого помещения не установлено.

Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой <адрес> по улице им. ФИО8 в <адрес>, в котором находится <адрес>, нанимателем которой является Зоткина Н.Н., был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было.

Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

По смыслу правовых норм, содержащихся в ст. ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «<адрес>» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте <адрес> общей площадью не менее 28,63 кв. м являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд считает требование о признании за Зоткиной Н.Н. право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма излишними, поскольку указанное право предусмотрено законом и его признания в судебном порядке не требуется.

Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Зоткиной ФИО15 (на состав семьи из двух человек Зоткину ФИО16, Зоткина ФИО17) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 28,63 квадратных метров, состоящее из одной жилой комнаты.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора г. Саратова в интересах Зоткиной ФИО18 отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья                                                                                       Ю.В. Ефимкина